Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спасение с неба: Национальная служба санитарной авиации


1 марта 2023 года Ростех


Развитие санитарной авиации входит в число приоритетных направлений нацпроекта «Здравоохранение». На сегодняшний день летающая скорая помощь уже работает в 64 регионах России и в ближайшее время станет доступной практически каждому жителю нашей страны. Ростех с 2017 года активно участвует в этом важнейшем проекте. Госкорпорация выступила инициатором организации Национальной службы санитарной авиации (НССА), поставляет для нее вертолеты и медоборудование. Рассказываем об особенностях работы и технике НССА.

Путь развития воздушной «скорой»

Отсчет истории санитарной авиации в нашей стране можно вести с 1927 года, когда появилась первая отечественная специализированная машина К-3. Создана она была на базе самолета К-2 разработки конструктора Константина Калинина. «Санитарка», построенная по заказу общества Красного Креста и Красного Полумесяца, почти не отличалась от предшествующей модели по своей конструкции и летным характеристикам, но была оборудована для перевозки врача и двух лежачих или четверых сидячих пациентов.

В начале 1930-х годов появилась медицинская версия самолета-амфибии Ш-2, с конца 1940-х в качестве «санитарок» стали использовать поистине универсальную рабочую лошадку Ан-2, знаменитый «кукурузник», а затем и другие модели, в том числе и реактивный Ту-104.

Но настоящую революцию в распространении воздушной скорой медицинской помощи произвели не самолеты, а вертолеты, получившие распространение во второй половине прошлого века. Ведь винтокрылой машине не нужна оборудованная взлетно-посадочная полоса, и приземлиться она может хоть на поляне в густом лесу.

Незаменимым помощником медиков стал вертолет Ми-2, появившийся в середине 1960-х годов. К 1968 году в Советском Союзе самолетами и вертолетами располагали более 160 больниц. В 1970-е годы число вылетов авиации в целях оказания медпомощи составило боле 100 тыс. в год. В советские годы санавиацией в разное время занимались Министерство гражданской авиации и Минздрав

В сложные 1990-е годы свою спасательную авиацию организовало МЧС, отдельные авиагруппы находились в распоряжении крупных региональных медицинских структур и учреждений. Отрасль удалось сохранить, но зачастую использовались летательные аппараты устаревших моделей, арендовались самолеты и вертолеты сторонних коммерческих организаций. Единых для всей страны стандартов просто не существовало. В результате количество вылетов санавиации сократилось в разы.

Возрождение в национальном масштабе

В 2013 году проблема воздушной скорой помощи стала решаться на самом высшем уровне. Президент поручил правительству организовать современную и хорошо оборудованную систему летающей «скорой» в масштабах всей страны. В 2016 году появился приоритетный проект «Развитие санитарной авиации».

В конце 2017 года Ростех выдвинул инициативу о создании единого национального оператора санитарной авиации. Так появилась Национальная служба санитарной авиации (НССА), которая занимается оказанием воздушной медицинской помощи по единому стандарту в формате 24/7.

В авиапарке НССА эксплуатируются винтокрылые машины двух моделей: средние Ми-8 (модификации АМТ или МТВ-1) и легкие «Ансаты» производства холдинга «Вертолеты России» Ростеха. За медтехнику на борту отвечает тоже Ростех, и основное оборудование произведено предприятиями Госкорпорации.

Вертолеты оборудованы всеми необходимыми приборами для поддержания жизни пациентов в полете, некоторые из них располагают и системами жизнеобеспечения для перевозки новорожденных.

Скоростной и маневренный «Ансат» обычно используется для экстренной эвакуации больных и пострадавших в ЧС в городах и на равнинной местности. Пилоты НССА могут точно приземлиться на самые, казалось бы, неподходящие площадки, вплоть до дачных участков. Вертолет способен перевозить одного лежачего пассажира и двух медработников. В числе медоборудования – аппарат искусственной вентиляции легких, система мониторинга, дефибриллятор, аспиратор – все, что нужно, чтобы поддерживать состояние самых тяжелых больных.

За оказание скорой воздушной медпомощи в отдаленных, труднодоступных, горных районах отвечает Ми-8, один из самых надежных вертолетов в мире. Эта машина может эвакуировать четырех тяжелых лежачих больных и до двадцати пациентов легкой и средней тяжести.

В 2022 году вертолеты Национальной службы санитарной авиации произвели около 7 тыс. вылетов. Были экстренно вывезены более 8 тыс. пациентов, которые находились в критическом состоянии. Среди них более 1,5 тыс. детей до семи лет, в том числе 438 младенцев в возрасте до одного года.

Вертолеты НССА спасают людей в ситуациях, когда счет буквально идет на часы, а то и на минуты, людей, которым стало плохо в горах, отдаленных местностях со сложными природными условиями. Но их помощь незаменима и в крупных мегаполисах, когда из-за плотности автомобильного движения «скорые» вынуждены терять драгоценное время. Когда требуется перевезти пациента с инсультом, инфарктом или получившего тяжелые травмы в ДТП, когда нужно срочно помочь беременной женщине с патологией или новорожденному, часто альтернативы летающей скорой помощи просто нет.

В общей сложности с момента создания в 2019 году НССА эвакуировала более 16,5 тыс. пациентов. Что же касается количества вылетов, то этот показатель вырос с 5 тыс. в 2021 году до 7 тыс. в 2022 году.  Таким образом, НССА уже достигла почти половины от потенциала в 15,5 тыс. полетов, запланированного при выходе на полную мощность. За прошедший год зона работы службы увеличилась с 34 до 64 регионов. Всего же в стратегических планах службы – организация 130 баз воздушных судов и топливозаправочной сети по всей стране.

В 2022 году НССА совершала полеты в Сахалинской, Новосибирской, Свердловской, Воронежской, Новгородской, Ленинградской, Тверской, Самарской, Астраханской, Курской и Рязанской областях, Бурятии, Калмыкии, Дагестане и Чеченской Республике, Ставропольском, Камчатском и Приморском краях, на Чукотке и в других субъектах РФ.
Сейчас в интересах Министерства здравоохранения работают 75 вертолетов – «Ансат», Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1. Уже в ближайшей перспективе число винтокрылых машин воздушной скорой помощи предполагается увеличить еще на 30 единиц. В дальнейшем авиапарк будет расширяться.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer