Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спасение с неба: Национальная служба санитарной авиации


1 марта 2023 года Ростех


Развитие санитарной авиации входит в число приоритетных направлений нацпроекта «Здравоохранение». На сегодняшний день летающая скорая помощь уже работает в 64 регионах России и в ближайшее время станет доступной практически каждому жителю нашей страны. Ростех с 2017 года активно участвует в этом важнейшем проекте. Госкорпорация выступила инициатором организации Национальной службы санитарной авиации (НССА), поставляет для нее вертолеты и медоборудование. Рассказываем об особенностях работы и технике НССА.

Путь развития воздушной «скорой»

Отсчет истории санитарной авиации в нашей стране можно вести с 1927 года, когда появилась первая отечественная специализированная машина К-3. Создана она была на базе самолета К-2 разработки конструктора Константина Калинина. «Санитарка», построенная по заказу общества Красного Креста и Красного Полумесяца, почти не отличалась от предшествующей модели по своей конструкции и летным характеристикам, но была оборудована для перевозки врача и двух лежачих или четверых сидячих пациентов.

В начале 1930-х годов появилась медицинская версия самолета-амфибии Ш-2, с конца 1940-х в качестве «санитарок» стали использовать поистине универсальную рабочую лошадку Ан-2, знаменитый «кукурузник», а затем и другие модели, в том числе и реактивный Ту-104.

Но настоящую революцию в распространении воздушной скорой медицинской помощи произвели не самолеты, а вертолеты, получившие распространение во второй половине прошлого века. Ведь винтокрылой машине не нужна оборудованная взлетно-посадочная полоса, и приземлиться она может хоть на поляне в густом лесу.

Незаменимым помощником медиков стал вертолет Ми-2, появившийся в середине 1960-х годов. К 1968 году в Советском Союзе самолетами и вертолетами располагали более 160 больниц. В 1970-е годы число вылетов авиации в целях оказания медпомощи составило боле 100 тыс. в год. В советские годы санавиацией в разное время занимались Министерство гражданской авиации и Минздрав

В сложные 1990-е годы свою спасательную авиацию организовало МЧС, отдельные авиагруппы находились в распоряжении крупных региональных медицинских структур и учреждений. Отрасль удалось сохранить, но зачастую использовались летательные аппараты устаревших моделей, арендовались самолеты и вертолеты сторонних коммерческих организаций. Единых для всей страны стандартов просто не существовало. В результате количество вылетов санавиации сократилось в разы.

Возрождение в национальном масштабе

В 2013 году проблема воздушной скорой помощи стала решаться на самом высшем уровне. Президент поручил правительству организовать современную и хорошо оборудованную систему летающей «скорой» в масштабах всей страны. В 2016 году появился приоритетный проект «Развитие санитарной авиации».

В конце 2017 года Ростех выдвинул инициативу о создании единого национального оператора санитарной авиации. Так появилась Национальная служба санитарной авиации (НССА), которая занимается оказанием воздушной медицинской помощи по единому стандарту в формате 24/7.

В авиапарке НССА эксплуатируются винтокрылые машины двух моделей: средние Ми-8 (модификации АМТ или МТВ-1) и легкие «Ансаты» производства холдинга «Вертолеты России» Ростеха. За медтехнику на борту отвечает тоже Ростех, и основное оборудование произведено предприятиями Госкорпорации.

Вертолеты оборудованы всеми необходимыми приборами для поддержания жизни пациентов в полете, некоторые из них располагают и системами жизнеобеспечения для перевозки новорожденных.

Скоростной и маневренный «Ансат» обычно используется для экстренной эвакуации больных и пострадавших в ЧС в городах и на равнинной местности. Пилоты НССА могут точно приземлиться на самые, казалось бы, неподходящие площадки, вплоть до дачных участков. Вертолет способен перевозить одного лежачего пассажира и двух медработников. В числе медоборудования – аппарат искусственной вентиляции легких, система мониторинга, дефибриллятор, аспиратор – все, что нужно, чтобы поддерживать состояние самых тяжелых больных.

За оказание скорой воздушной медпомощи в отдаленных, труднодоступных, горных районах отвечает Ми-8, один из самых надежных вертолетов в мире. Эта машина может эвакуировать четырех тяжелых лежачих больных и до двадцати пациентов легкой и средней тяжести.

В 2022 году вертолеты Национальной службы санитарной авиации произвели около 7 тыс. вылетов. Были экстренно вывезены более 8 тыс. пациентов, которые находились в критическом состоянии. Среди них более 1,5 тыс. детей до семи лет, в том числе 438 младенцев в возрасте до одного года.

Вертолеты НССА спасают людей в ситуациях, когда счет буквально идет на часы, а то и на минуты, людей, которым стало плохо в горах, отдаленных местностях со сложными природными условиями. Но их помощь незаменима и в крупных мегаполисах, когда из-за плотности автомобильного движения «скорые» вынуждены терять драгоценное время. Когда требуется перевезти пациента с инсультом, инфарктом или получившего тяжелые травмы в ДТП, когда нужно срочно помочь беременной женщине с патологией или новорожденному, часто альтернативы летающей скорой помощи просто нет.

В общей сложности с момента создания в 2019 году НССА эвакуировала более 16,5 тыс. пациентов. Что же касается количества вылетов, то этот показатель вырос с 5 тыс. в 2021 году до 7 тыс. в 2022 году.  Таким образом, НССА уже достигла почти половины от потенциала в 15,5 тыс. полетов, запланированного при выходе на полную мощность. За прошедший год зона работы службы увеличилась с 34 до 64 регионов. Всего же в стратегических планах службы – организация 130 баз воздушных судов и топливозаправочной сети по всей стране.

В 2022 году НССА совершала полеты в Сахалинской, Новосибирской, Свердловской, Воронежской, Новгородской, Ленинградской, Тверской, Самарской, Астраханской, Курской и Рязанской областях, Бурятии, Калмыкии, Дагестане и Чеченской Республике, Ставропольском, Камчатском и Приморском краях, на Чукотке и в других субъектах РФ.
Сейчас в интересах Министерства здравоохранения работают 75 вертолетов – «Ансат», Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1. Уже в ближайшей перспективе число винтокрылых машин воздушной скорой помощи предполагается увеличить еще на 30 единиц. В дальнейшем авиапарк будет расширяться.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Мария Шаипова
Известия
Сбить засланца: российским силовикам разрешат атаковать беспилотники
Анастасия Львова, Максим Талавринов
Известия
Дополнительные Кемеры: число рейсов в Турцию этим летом вырастет на 50%
Наталья Башлыкова, Анастасия Львова
Известия
Кассовый отрыв: в РФ хотят ограничить цены на продукты в аэропортах и на вокзалах
Игорь Надеждин
Lenta.ru
"Он не чувствовал страха" 55 лет назад погиб Юрий Гагарин. Почему в расследовании той катастрофы осталось так много тайн?
Анастасия Львова
Известия
Воздушный крен: пилоты в России остались без новых авиасвидетельств
Роман Крецул
Известия
Пункт значения: Санкт-Петербург усилят морской авиацией
Артём Кореняко
РБК
Грузовые авиаперевозки в России упали до уровней начала 2000-х

Ростех
Вертолетные новости начала года




Деловой Петербург
Новый аэропорт в Левашово ускорил развитие северных районов Петербурга

Московская Газета
Главред Avia.ru Network рассказал, что сегодня происходит на российском рынке авиализинга
Василий Кучушев
ТАСС
"Свободный охотник" против "орлиной стаи". К юбилею легендарного летчика Евгения Пепеляева
Дмитрий Сергеев
ТАСС
Первый трижды Герой Советского Союза: "соколиный удар" и иные приемы Александра Покрышкина
Артём Кореняко
РБК
Компании увидели риски для SSJ из-за дефицита свечей зажигания
Анастасия Николаева
Интерфакс
Провокационный полет
Софья Смирнова
Известия
Как крыло боинга: на покупку иностранных самолетов потратят 300 млрд рублей
Эльза Кузнецова
Татар-Информ
Дамир Юсупов о чуде на кукурузном поле: "Я не супергерой. Но приятно, что мной гордятся"
Яна Штурма, Роман Солдатов
Известия
Вне зоны допуска: получит ли компенсацию снятый с рейса "Победы" инвалид
Алексей Рамм, Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Что посеяли: как американский БПЛА "Жнец" оказался на дне Черного моря
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неуправляемый полет беспилотника
Ольга Коленцова
Известия
Больному кораблю: космонавты отработают спуск на аварийном Союзе МС-22"
Рафаэль Фахрутдинов
Взгляд
СБУ нашла крайнего в гибели легендарного самолета
Роман Солдатов
Известия
Полет формальный: авиадиспетчеры возмутились индексацией зарплат на 0,49%
Михаил Котов
ТАСС
Времяисчисление на Луне: в чем сложности определения часовых поясов в космосе
Ольга Коленцова
Известия
Орбитальная дистанция: «Союз МС-24» могут запустить на МКС на три месяца раньше плана
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Почему в СССР отказались от штурмовой авиации в 1950-х годах

Ростех
Внимание, в небе Покрышкин!
Анастасия Львова
Известия
С земли в воздух: в России начнут серийно выпускать гражданские дроны
Ольга Коленцова
Известия
Сбросить лишнее: «Роскосмос» намерен сократить финансирование МКС

Ростех
Спасение с неба: Национальная служба санитарной авиации
Роман Крецул, Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Указатели свыше: Минобороны испытывает новую линейку БПЛА
Артём Кореняко
РБК
В Минтрансе предупредили о риске сокращения полетов в Китай на 70%
Артём Кореняко
РБК
Авиакомпании заявили о проблемах с полетами в Китай
Ольга Коленцова
Известия
Взвесить все пуски: почему нельзя откладывать старт «Союза МС-23»
Дмитрий Корнев
Известия
Орбитальная пикировка: какие малые боевые средства угрожают России из космоса
Екатерина Москвич
ТАСС
"Перегрузка 3g, идем дальше?" Журналист ТАСС примерил на себя профессию космонавта

ТАСС
Российский "Тор", индийский Tejas и американские F-35: как прошла выставка Aero India 2023
Карашаш Ногаева, Дарья Зайцева, Павел Никифоров
Деловой Петербург
Что ты вьёшься: Петербург станет полигоном для развития дронов
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Эра десантных планеров: для чего создавался Як-14
Ольга Коленцова
Известия
Брак и расчеты: с чем связаны два подряд инцидента на МКС

Ростех
Александр Микулин: пионер двигателестроения и ЗОЖа
Дмитрий Хазанов
ТАСС
"Завораживающие самолеты" Георгия Бериева. Как создавалась советская гидроавиация

Ростех
Самолеты Георгия Бериева
Анастасия Львова
Известия
ТО и требовалось: интервалы ремонта западных самолетов просят увеличить
Наталия Ячменникова
Российская газета
100 лет. Полет нормальный
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Полет длиною в век: с чего начинался "Аэрофлот" и что имеем сегодня
Артём Кореняко
РБК
У разработчика военно-транспортных самолетов Ил-76 сменится руководитель
Михаил Котов
ТАСС
Кладбища космических масштабов: куда направили "Прогресс"
Светлана Латынина
ТАСС
"Небо в человеке запрограммировано". Как любой желающий может попасть в глубокий космос
Василий Кучушев
ТАСС
Первый русский гидроплан. Как инженер Григорович научил лодку летать и воевать
Ольга Коленцова
Известия
Дальше — дольше: судьбу МКС решат на закрытом совете конструкторов 6 февраля

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer