Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спасение с неба: Национальная служба санитарной авиации


1 марта 2023 года Ростех


Развитие санитарной авиации входит в число приоритетных направлений нацпроекта «Здравоохранение». На сегодняшний день летающая скорая помощь уже работает в 64 регионах России и в ближайшее время станет доступной практически каждому жителю нашей страны. Ростех с 2017 года активно участвует в этом важнейшем проекте. Госкорпорация выступила инициатором организации Национальной службы санитарной авиации (НССА), поставляет для нее вертолеты и медоборудование. Рассказываем об особенностях работы и технике НССА.

Путь развития воздушной «скорой»

Отсчет истории санитарной авиации в нашей стране можно вести с 1927 года, когда появилась первая отечественная специализированная машина К-3. Создана она была на базе самолета К-2 разработки конструктора Константина Калинина. «Санитарка», построенная по заказу общества Красного Креста и Красного Полумесяца, почти не отличалась от предшествующей модели по своей конструкции и летным характеристикам, но была оборудована для перевозки врача и двух лежачих или четверых сидячих пациентов.

В начале 1930-х годов появилась медицинская версия самолета-амфибии Ш-2, с конца 1940-х в качестве «санитарок» стали использовать поистине универсальную рабочую лошадку Ан-2, знаменитый «кукурузник», а затем и другие модели, в том числе и реактивный Ту-104.

Но настоящую революцию в распространении воздушной скорой медицинской помощи произвели не самолеты, а вертолеты, получившие распространение во второй половине прошлого века. Ведь винтокрылой машине не нужна оборудованная взлетно-посадочная полоса, и приземлиться она может хоть на поляне в густом лесу.

Незаменимым помощником медиков стал вертолет Ми-2, появившийся в середине 1960-х годов. К 1968 году в Советском Союзе самолетами и вертолетами располагали более 160 больниц. В 1970-е годы число вылетов авиации в целях оказания медпомощи составило боле 100 тыс. в год. В советские годы санавиацией в разное время занимались Министерство гражданской авиации и Минздрав

В сложные 1990-е годы свою спасательную авиацию организовало МЧС, отдельные авиагруппы находились в распоряжении крупных региональных медицинских структур и учреждений. Отрасль удалось сохранить, но зачастую использовались летательные аппараты устаревших моделей, арендовались самолеты и вертолеты сторонних коммерческих организаций. Единых для всей страны стандартов просто не существовало. В результате количество вылетов санавиации сократилось в разы.

Возрождение в национальном масштабе

В 2013 году проблема воздушной скорой помощи стала решаться на самом высшем уровне. Президент поручил правительству организовать современную и хорошо оборудованную систему летающей «скорой» в масштабах всей страны. В 2016 году появился приоритетный проект «Развитие санитарной авиации».

В конце 2017 года Ростех выдвинул инициативу о создании единого национального оператора санитарной авиации. Так появилась Национальная служба санитарной авиации (НССА), которая занимается оказанием воздушной медицинской помощи по единому стандарту в формате 24/7.

В авиапарке НССА эксплуатируются винтокрылые машины двух моделей: средние Ми-8 (модификации АМТ или МТВ-1) и легкие «Ансаты» производства холдинга «Вертолеты России» Ростеха. За медтехнику на борту отвечает тоже Ростех, и основное оборудование произведено предприятиями Госкорпорации.

Вертолеты оборудованы всеми необходимыми приборами для поддержания жизни пациентов в полете, некоторые из них располагают и системами жизнеобеспечения для перевозки новорожденных.

Скоростной и маневренный «Ансат» обычно используется для экстренной эвакуации больных и пострадавших в ЧС в городах и на равнинной местности. Пилоты НССА могут точно приземлиться на самые, казалось бы, неподходящие площадки, вплоть до дачных участков. Вертолет способен перевозить одного лежачего пассажира и двух медработников. В числе медоборудования – аппарат искусственной вентиляции легких, система мониторинга, дефибриллятор, аспиратор – все, что нужно, чтобы поддерживать состояние самых тяжелых больных.

За оказание скорой воздушной медпомощи в отдаленных, труднодоступных, горных районах отвечает Ми-8, один из самых надежных вертолетов в мире. Эта машина может эвакуировать четырех тяжелых лежачих больных и до двадцати пациентов легкой и средней тяжести.

В 2022 году вертолеты Национальной службы санитарной авиации произвели около 7 тыс. вылетов. Были экстренно вывезены более 8 тыс. пациентов, которые находились в критическом состоянии. Среди них более 1,5 тыс. детей до семи лет, в том числе 438 младенцев в возрасте до одного года.

Вертолеты НССА спасают людей в ситуациях, когда счет буквально идет на часы, а то и на минуты, людей, которым стало плохо в горах, отдаленных местностях со сложными природными условиями. Но их помощь незаменима и в крупных мегаполисах, когда из-за плотности автомобильного движения «скорые» вынуждены терять драгоценное время. Когда требуется перевезти пациента с инсультом, инфарктом или получившего тяжелые травмы в ДТП, когда нужно срочно помочь беременной женщине с патологией или новорожденному, часто альтернативы летающей скорой помощи просто нет.

В общей сложности с момента создания в 2019 году НССА эвакуировала более 16,5 тыс. пациентов. Что же касается количества вылетов, то этот показатель вырос с 5 тыс. в 2021 году до 7 тыс. в 2022 году.  Таким образом, НССА уже достигла почти половины от потенциала в 15,5 тыс. полетов, запланированного при выходе на полную мощность. За прошедший год зона работы службы увеличилась с 34 до 64 регионов. Всего же в стратегических планах службы – организация 130 баз воздушных судов и топливозаправочной сети по всей стране.

В 2022 году НССА совершала полеты в Сахалинской, Новосибирской, Свердловской, Воронежской, Новгородской, Ленинградской, Тверской, Самарской, Астраханской, Курской и Рязанской областях, Бурятии, Калмыкии, Дагестане и Чеченской Республике, Ставропольском, Камчатском и Приморском краях, на Чукотке и в других субъектах РФ.
Сейчас в интересах Министерства здравоохранения работают 75 вертолетов – «Ансат», Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1. Уже в ближайшей перспективе число винтокрылых машин воздушной скорой помощи предполагается увеличить еще на 30 единиц. В дальнейшем авиапарк будет расширяться.




комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе



Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer