Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Орбитальная дистанция: «Союз МС-24» могут запустить на МКС на три месяца раньше плана


10 марта 2023 года Ольга Коленцова, Известия


Космический корабль «Союз МС-24» может отправиться к МКС на три месяца раньше запланированного срока — 7 июня вместо 15 сентября, сообщили «Известиям» три источника в отрасли. Это может быть связано с желанием быстрее вернуть на Землю космонавтов Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и Франциско Рубио. Они вынужденно задержались на орбите из-за разгерметизации корабля «Союз МС-22». Чуть позже подобное ЧП произошло и с грузовым кораблем «Прогресс МС-21». По словам источников «Известий», некоторые специалисты до сих пор не исключают, что причиной этих нештатных ситуаций был брак на производстве. В этих условиях они хотят вернуть на Землю и людей, и отправленный ранее за ними «Союз МС-23», который теоретически тоже может иметь подобные дефекты.

На низком старте

В Ракетно-космической корпорации «Энергия» обсуждают возможность переноса старта к МКС пилотируемого корабля «Союз МС-24» на 7 июня, рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией. Это позволит на три месяца раньше срока сменить трех членов экипажа станции. Сейчас информация на сайте «Роскосмоса» гласит, что дата запуска корабля — 15 сентября. Второй источник — из РКК «Энергия» — сообщил, что подобный вариант развития ситуации действительно обсуждается, однако во всех официальных документах пока сохраняется намеченная в плане сентябрьская дата.

В «Роскосмосе» в ответ на запрос «Известий» сообщили, что «официальное решение о дате запуска ТПК «Союз МС-24» будет принято Государственной комиссией, о чем госкорпорация проинформирует».

Собеседники «Известий» связывают возможность переноса старта «Союза МС-24» на более раннюю дату с желанием как можно быстрее отправить на Землю часть нынешнего экипажа МКС, а также с сомнениями некоторых специалистов в официально объявленных причинах двух нештатных ситуаций на станции — последовательной разгерметизацией кораблей «Союз МС-22» и «Прогресс МС-21».

Что случилось

Российские космонавты Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и астронавт NASA Франциско Рубио стартовали на МКС 21 сентября 2022 года на корабле «Союз МС-22». На нем же они должны были вернуться назад 28 марта 2023. Однако 15 декабря 2022 года произошла разгерметизация корпуса этого корабля.

Возвращение космонавтов на Землю официально перенесли на сентябрь 2023 года и отправили за ними корабль «Союз МС-23». Он сейчас находится на МКС. Также на сентябрь тогда перенесли старт «Союза МС-24» с новыми членами экипажа МКС — Олегом Кононенко, Николаем Чубом и астронавтом NASA Лорал О'Харой.

11 февраля 2023 года на МКС случилась еще одна нештатная ситуация — разгерметизировался транспортный корабль «Прогресс МС-21». Причем отказала та же система, что и у «Союза МС-22», — внешний контур системы охлаждения. Официально причинами обеих аварий было названо внешнее воздействие — корпуса кораблей прошили космические тела.

По мнению одного из источников «Известий», несмотря на официальные заявления, специалисты до сих пор не могут прийти к единому мнению о причинах разгерметизации «Прогресса МС-21». Эту же информацию подтвердил и наш собеседник в РКК «Энергия». Напомним, что помимо версии внешнего воздействия в ходе расследования рассматривался и вариант с дефектом при сборке корабля на Земле. Это подтверждал в том числе глава «Роскосмоса» Юрий Борисов.

Если дело действительно в проблеме на производстве, то аналогичный дефект теоретически может иметь и корабль «Союз МС-23», на котором Прокопьев, Петелин и Рубио должны вернуться на Землю. Можно наблюдать некоторую тенденцию по времени, которое проводят корабли на орбите до инцидентов с утечкой. «Союз МС-22» был запущен 21 сентября, и разгерметизация произошла 15 декабря. «Прогресс МС-21» отправился на орбиту 26 октября, утечка из него случилась 11 февраля. Получается, оба корабля продержались около трех месяцев. «Союз МС-23» стартовал 24 февраля, и если дело в производственном браке, его дни штатной работы могут истечь уже в начале лета.

В этих условиях более ранний старт «Союза МС-24», который позволит обновить экипаж МКС и вернуть на Землю «Союз МС-23», оправдан, считают собеседники «Известий».

Всё для людей

По мнению руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, мысли специалистов по более ранней отправке «Союза МС-24» связаны не столько с расследованием причин ЧП с «Союзом МС-22» и «Прогрессом МС-21», сколько с необходимостью быстрее вернуть людей на Землю.

— Продление пребывания в космосе на полгода — серьезная психологическая нагрузка даже на подготовленных людей, — пояснил эксперт. — А вот статистика по срокам разгерметизации космических кораблей мне кажется притянутой за уши. Вот если бы аппараты ломались ровно через определенное количество дней, можно было бы о чем-то говорить. На самом деле мы имеем большой разброс данных, которыми нельзя оперировать.

Если «Союз МС-24» полетит в космос по утвержденному графику — в середине сентября, получится, что Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Франциско Рубио проведут на станции год. Это большой срок. Не только физически, но и психологически.

— Есть такое явление, под названием «феномен третьей четверти», — рассказал доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Артем Ковалев. — Заключается оно в том, что в промежуток выполнения миссии (как космической, так и любой другой с элементом изоляции от окружающего мира) на 50–75%, у людей появляется ощущение близости завершения поставленной задачи и они уже мысленно готовятся к тому, что вернутся домой.

Впрочем, современные космонавты — люди с огромным опытом и мотивацией, поэтому увеличение миссии на два или даже шесть месяцев не должно особенно повлиять на их работу, добавил специалист.

— В течение первых полутора месяцев пребывания на МКС происходит адаптация, а дальше идет обычный рабочий процесс. Само собой, члены экипажа могут скучать по дому и близким, но надо помнить, что космонавты — люди особые и готовы к подобным происшествиям. Фактически миссия на МКС — смысл их жизни, да и на Земле они или готовятся к полету, или проходят реабилитацию после него, процессы весьма схожие. Осознание значимости их действий перевешивает желание вернуться домой.

По словам ведущего научного сотрудника, заведующей отделом сенсомоторной физиологии и профилактики ИМБП РАН Елены Томиловской, физическое здоровье космонавтов от нахождения в космосе в течение года никак не пострадает, так как система тренировок рассчитана на подготовку к таким длительным миссиям.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе



Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer