Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как крыло боинга: на покупку иностранных самолетов потратят 300 млрд рублей


16 марта 2023 года Софья Смирнова, Известия


Правительство РФ выделило 300 млрд рублей на выкуп иностранных самолетов в пользу российских авиакомпаний. Эти средства направлены на поддержку авиаотрасли, сообщил министр транспорта Виталий Савельев. Глава ведомства рассказал о попытках выкупить находящиеся на территории РФ самолеты. Поможет ли данная мера российской авиаотрасли и экономике в целом, согласуется ли этот шаг с международным правом и пойдут ли на это иностранные компании — в материале «Известий».

Имидж — всё

Часть выделенных средств уже освоил «Аэрофлот». Выкуплено 10 дальнемагистральных самолетов Boeing 777-300ER, информацию о сделке обнародовали в конце прошлого года. Всего авиакомпания сообщила о выкупе 18 самолетов в течение 2022 года. В то же время, с точки зрения международного права и действующих антироссийских санкций, финансовый лизинг, то есть переход в собственность после выкупа, не был запрещен. Остальные самолеты эксплуатируются по договорам операционного лизинга, то есть после завершения использования пользователь вернет их лизингодателю.

В марте 2022 года лизингодатели перестали поставлять гражданские самолеты и комплектующие к ним в РФ и потребовали вернуть самолеты в лизинге. После смягчения санкций в этой области в апреле 2022 года действие старых лизинговых контрактов возобновилось.

Российские авиакомпании не вернули самолеты, а продолжили использовать. По состоянию на март 2022 года в лизинге в России находится свыше 500 самолетов на общую сумму более $20 млрд. Расплатиться с лизингодателем за технику, которой пользуешься, — абсолютно естественно, считает заместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко.

— Скорее ненормальной кажется ситуация, когда в СМИ появлялись заявления о том, что никаких выплат не будет. Да, страны Запада играют нечестно — буквально украв, или заморозив, российские золотовалютные резервы. Но, что называется, мухи и котлеты отдельно: инициатором заморозки российских активов стали государство и конкретные политики, принимающие решение. А вот во взаимоотношениях деловых заложниками ситуации оказались лизингодатели — крупный и средний иностранный бизнес, который сам оказался на грани краха из-за антироссийских санкций, — уточняет она.

По словам финансиста, сейчас Россия пытается действовать в рамках международных правовых отношений.

— Получается с переменным успехом, — продолжает она. — Так, еще не решена проблема с двойной регистрацией воздушных судов. Напомню, иностранные самолеты в лизинге у российских компаний были зарегистрированы в Ирландии и на Бермудах и автоматически отказались снимать их с регистрации. Эти же самолеты внесены теперь в российский реестр. Самолеты с двойной «пропиской» впускают в свое воздушное пространство далеко не все страны. И это далеко не все трудности, — добавляет эксперт.

С точки зрения эксперта, выделенных 300 млрд рублей недостаточно для такой финансово емкой отрасли, как авиационная.

— Тем не менее это важный шаг не только для поддержки отрасли, но и для имиджа страны, которая ищет и находит возможности выполнить взятые на себя финансовые обязательства. К тому же, на мой взгляд, это не первый такой транш. В 2022 году из-за скачка цен на энергоносители в России скопились резервные бюджетные средства в ФНБ, часть денег из которого выделяют на смягчение удара от санкций, — заключает Юлия Макаренко.

Взаимный интерес

Безусловно, авиакомпаниям России нужны самолеты для осуществления своей деятельности на законных основаниях, считает аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева.

— От этого зависит диапазон географии полетов, вопрос налаживания отношений со странами, которые готовы принимать российских туристов, что напрямую будет оказывать влияние на прибыльность, — поясняет она.

Эксперт также полагает, что зарубежные компании тоже заинтересованы в этом вопросе. В случае возврата воздушных судов лизингодателям часть самолетов будет простаивать, не отыскав новых клиентов, что приведет к убыткам.

— Возникает ряд юридических и дипломатических препятствий с европейской стороны за счет того, что такая сделка с российскими авиакомпаниями будет нарушением санкций, — продолжает она. — То есть для реализации данного спроса должны быть изменены условия санкций, что пока представляется маловероятным.

По оценке собеседницы, судя по результатам за 2022 год, обстановка в авиаотрасли лучше, чем предполагалось изначально.

— Годовой пассажиропоток авиакомпаний России сократился лишь на 14,3% к 2021 году, до 95,1 млн человек, при этом процент занятости пассажирских кресел составил 84% против 81,5% в 2021 году, а показатель коммерческой загрузки рейсов достиг 70,6% против 65,4% в 2021 году. Существенную помощь отрасли оказала господдержка, а также высокий спрос на перелеты внутри страны. Авиакомпании продолжают работу над увеличением числа внутренних рейсов, добавляют в расписание новые региональные маршруты, минуя Москву и Санкт-Петербург, а также налаживают контакты со странами, готовыми принимать российских туристов, — замечает эксперт.

Учитывая тот факт, что с начала пандемии в 2020 году россияне было сильно ограничены в возможности путешествовать, спрос на туристические поездки как по России, так и по возможным международным направлениям остается высоким.

Рискованное предложение

Кто-то из иностранных лизинговых компаний согласится продать самолеты и получить деньги, кто-то нет, предполагает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

— Есть риски. Например, санкции к тем, кто заключает соглашения с российскими компаниями. Возможна перепродажа самолетов с целью избежать прямых контрактов с российскими компаниями или другие похожие схемы. В то же время, если кто-то из них скажет, что никак не соглашается на предложение российских партнеров, тот останется вообще без денег. Или будет ждать, что в какой-то момент все поменяется. А кто-то махнет рукой и спишет всё в убытки, так как ему это покажется дешевле, чем обходить санкции, — заметил эксперт.

Для авиаотрасли и российской экономики в целом это не критичное изменение, утверждает эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Шахурин.

— Пока большинство лизинговых самолетов остается под санкциями. Впрочем, и количество зарубежных перелетов в связи с санкциями сокращено, а на внутренних направлениях и при полетах в дружественные страны с ними особых проблем не возникает. Выкупаемые самолеты, находящиеся в финансовом лизинге, и прежде без особых проблем совершали зарубежные полеты — проблемы в основном у самолетов, находящихся в операционном лизинге. Плюс сохраняются проблемы с обслуживанием самолетов производителями и поставками запчастей, — рассуждает специалист.

Шахурин подчеркивает, что пока по завершенным сделкам речь идет только о самолетах, находящихся в финансовом лизинге, с которого ограничения ЕС сняли еще в апреле.

— Эта та форма лизинга, при которой авиакомпания в процессе эксплуатации своими платежами полностью выкупает самолет, — уточняет он. — Учитывая, что в дальнейшем санкции могут быть ужесточены, лизингодателям сейчас выгодно получить все деньги за самолет, не рискуя, что он, как и самолеты в операционном лизинге, останется на территории России и вообще можно будет не получить денег.

Серьезных проблем у авиаотрасли еще предостаточно:

— Это и закрытое небо 39 стран для российских самолетов, и запрет на пролет перерегистрированных судов дружественными странами. Часть направлений внутри страны, прилегающих к зоне СВО, остаются закрытыми для гражданской авиации из соображений безопасности, — напоминает Шахурин.

Повод для оптимизма

Для российской авиаотрасли это хорошая новость, подчеркивает доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности ИПиНБ РАНХиГС Павел Грибов.

— Самолеты нужны здесь и сейчас, чтобы поддерживать авиаперевозки. Кроме того, есть понятие выбытия авиатехники из-за возраста и поломок, поэтому дополнительные самолеты, особенно дальнемагистральные, необходимы. Также такие выкупленные самолеты, скорее всего, смогут получить допуск к международным полетам и их обслуживанию в зарубежных аэропортах. Допуск в небо Европы исключим, но небо других стран и регионов может быть открыто, — замечает эксперт.

Впрочем, по его мнению, это не повлияет на загрузку отечественных заводов, так как в обозримом будущем ожидается снижение поставок новой зарубежной авиатехники.

— Само обсуждение этой темы — признак положительного изменения ситуации. С осторожностью можно говорить о том, что здравый смысл и экономика начинают преобладать над истерией и политикой. Очевидно, что лизингодателям невыгодно оставаться с возвращенными самолетами, их будет сложно перепродать. Для многих подобных компаний это может стать причиной банкротства. Вероятно, посредническая схема была бы наиболее реальной в условиях ужесточения санкций, учитывая, что речь идет о выкупе самолетов, а не о продлении лизинга, — резюмирует Павел Грибов.




комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer