Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сбросить лишнее: «Роскосмос» намерен сократить финансирование МКС


2 марта 2023 года Ольга Коленцова, Известия


«Роскосмос» намерен запросить у правительства 160,4 млрд рублей на поддержание работы российского сегмента МКС с 2024 по 2028 год, рассказали «Известиям» три источника в отрасли. Это означает, что финансирование станции сократится примерно на 10%, или 3,3 млрд рублей в год, следует из расчетов «Известий», сделанных на основе данных Федеральной космической программы и оценок экспертов. Расходы урежут за счет затрат на модернизацию станции, создания для нее новых модулей и совместных экспериментов с западными партнерами, предположили представители отрасли. Эксперты отмечают, что у российской космонавтики постепенно меняются приоритеты. На первое место выходит не работа МКС, а создание Российской орбитальной станции и многоразового пилотируемого корабля «Орел» для полетов на Луну.

Затянули пояса

Для продолжения работы на Международной космической станции «Роскосмос» намерен запросить у правительства РФ 160,4 млрд рублей на 2024–2028 годы, то есть в среднем по 32,1 млрд в год, сообщил «Известиям» источник, знакомый с ситуацией, и подтвердил второй наш собеседник в РКК «Энергия». Данная сумма звучала и на заседании Научно-технического совета «Роскосмоса», которое состоялось в феврале, сообщил третий источник издания в отрасли.

Если цифра не изменится, это будет означать сокращение финансирования российского сегмента МКС примерно на 3,3 млрд рублей год, следует из расчетов «Известий». В Федеральной космической программе (ФКП) 2016–2025 годов на пилотируемые полеты заложено 393,7 млрд рублей — по 39,4 млрд в год. По словам экспертов, на МКС идет около 90% данного бюджета, то есть порядка 35,4 млрд в год. Таким образом, планируемое финансирование уменьшается примерно с 35,4 млрд до 32,1 млрд рублей в год.

«Известия» обратились в «Роскосмос» с просьбой прокомментировать возможное сокращение финансирования российского сегмента МКС.

— На МКС тратят около 90% бюджета всей пилотируемой программы, — рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Если очень приблизительно, то корабли «Союз» и «Прогресс» стоят по миллиарду. В год запускают два-три «Союза» и три «Прогресса». Плюс затраты РКК «Энергия», Центра управления полетами, зарплаты и стоимость подготовки космонавтов, доставка грузов для российского сегмента МКС, обслуживание системы, проведение экспериментов.

Источник из РКК «Энергия» подтвердил, что российская пилотируемая программа — это практически только МКС, не считая ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Возможное сокращение финансирования МКС вызывает вопросы, поделился с «Известиями» один из собеседников, — ведь чем станция старше, тем больше нужно денег на поддержание ее в рабочем состоянии.

— Практически весь российский сегмент давно выработал ресурс, надо многое менять, — подчеркнул он.

Нас не проведешь

Эксперты назвали несколько статей расходов, за счет которых может быть сокращено финансирование МКС.

— Во-первых, не ожидается каких-либо модернизаций и новых российских модулей на станции, — рассказал доцент РЭУ им. Плеханова Денис Домащенко. — Например, серьезных расходов требовали подготовка и запуск на орбиту модуля «Наука». В настоящее время таких масштабных проектов, связанных с МКС, уже нет. Во-вторых, за счет ФКП теперь не будет финансироваться часть контрактов по сотрудничеству с Европейским космическим агентством и NASA. В-третьих, может пройти оптимизация персонала, который занимается пилотируемой программой МКС.

Источник в научной организации, связанной с космическими программами, также спрогнозировал дальнейшее сокращение программы международных экспериментов. На сайте «Роскосмоса» указано, что на данный момент на МКС проходит 18 экспериментов, в прошлые годы их число доходило до 28.

— Деньги на поддержание жизнедеятельности космонавтов и обеспечения работы станции из бюджета выбросить невозможно, — пояснил наш собеседник. — А вот количество экспериментов вполне можно снизить без угрозы жизни экипажа. Тем более что модуль «Наука» на данный момент оснащен не полностью и там нельзя полноценно проводить эксперименты. Наверное, пока решено оставить только самые важные эксперименты, результаты которых можно будет использовать в практических целях на Земле.

Источник «Известий» напомнил, что раньше у российской стороны было немало экспериментов, проводимых совместно с Европой, сейчас их число резко сократилось. Осталось буквально два-три эксперимента, где европейцы выступают соисполнителями, а Россия — головной организацией. Ранее же на МКС было много исследований, где ситуация была обратной. По его словам, в стране сменился приоритет задач, поэтому снижение расходов на второстепенные научные исследования закономерно.

— Сейчас еще нужны деньги на Российскую орбитальную станцию, на затопление МКС (рано или поздно это сделать придется, поэтому стоит начинать готовиться сейчас), создание перспективного многоразового пилотируемого корабля «Орел» для полетов на Луну, — сообщил источник из Роскосмоса. — Однако подозреваю, что с учетом других финансовых трат страны даже запрошенные «Роскосмосом» средства правительство может урезать.

В начале февраля в РКК «Энергия» состоялось заседание главных конструкторов, в ходе которого было принято решение о возможности продления участия России в проекте МКС, исходя из технического состояния станции. Научно-технический совет «Роскосмоса» одобрил продление эксплуатации станции до 2028 года. Именно на этом заседании была впервые названа и одобрена сумма в 160,4 млрд рублей на финансирование российского сегмента МКС в 2024–2028 годах, сообщил источник «Известий».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer