Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сбросить лишнее: «Роскосмос» намерен сократить финансирование МКС


2 марта 2023 года Ольга Коленцова, Известия


«Роскосмос» намерен запросить у правительства 160,4 млрд рублей на поддержание работы российского сегмента МКС с 2024 по 2028 год, рассказали «Известиям» три источника в отрасли. Это означает, что финансирование станции сократится примерно на 10%, или 3,3 млрд рублей в год, следует из расчетов «Известий», сделанных на основе данных Федеральной космической программы и оценок экспертов. Расходы урежут за счет затрат на модернизацию станции, создания для нее новых модулей и совместных экспериментов с западными партнерами, предположили представители отрасли. Эксперты отмечают, что у российской космонавтики постепенно меняются приоритеты. На первое место выходит не работа МКС, а создание Российской орбитальной станции и многоразового пилотируемого корабля «Орел» для полетов на Луну.

Затянули пояса

Для продолжения работы на Международной космической станции «Роскосмос» намерен запросить у правительства РФ 160,4 млрд рублей на 2024–2028 годы, то есть в среднем по 32,1 млрд в год, сообщил «Известиям» источник, знакомый с ситуацией, и подтвердил второй наш собеседник в РКК «Энергия». Данная сумма звучала и на заседании Научно-технического совета «Роскосмоса», которое состоялось в феврале, сообщил третий источник издания в отрасли.

Если цифра не изменится, это будет означать сокращение финансирования российского сегмента МКС примерно на 3,3 млрд рублей год, следует из расчетов «Известий». В Федеральной космической программе (ФКП) 2016–2025 годов на пилотируемые полеты заложено 393,7 млрд рублей — по 39,4 млрд в год. По словам экспертов, на МКС идет около 90% данного бюджета, то есть порядка 35,4 млрд в год. Таким образом, планируемое финансирование уменьшается примерно с 35,4 млрд до 32,1 млрд рублей в год.

«Известия» обратились в «Роскосмос» с просьбой прокомментировать возможное сокращение финансирования российского сегмента МКС.

— На МКС тратят около 90% бюджета всей пилотируемой программы, — рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Если очень приблизительно, то корабли «Союз» и «Прогресс» стоят по миллиарду. В год запускают два-три «Союза» и три «Прогресса». Плюс затраты РКК «Энергия», Центра управления полетами, зарплаты и стоимость подготовки космонавтов, доставка грузов для российского сегмента МКС, обслуживание системы, проведение экспериментов.

Источник из РКК «Энергия» подтвердил, что российская пилотируемая программа — это практически только МКС, не считая ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Возможное сокращение финансирования МКС вызывает вопросы, поделился с «Известиями» один из собеседников, — ведь чем станция старше, тем больше нужно денег на поддержание ее в рабочем состоянии.

— Практически весь российский сегмент давно выработал ресурс, надо многое менять, — подчеркнул он.

Нас не проведешь

Эксперты назвали несколько статей расходов, за счет которых может быть сокращено финансирование МКС.

— Во-первых, не ожидается каких-либо модернизаций и новых российских модулей на станции, — рассказал доцент РЭУ им. Плеханова Денис Домащенко. — Например, серьезных расходов требовали подготовка и запуск на орбиту модуля «Наука». В настоящее время таких масштабных проектов, связанных с МКС, уже нет. Во-вторых, за счет ФКП теперь не будет финансироваться часть контрактов по сотрудничеству с Европейским космическим агентством и NASA. В-третьих, может пройти оптимизация персонала, который занимается пилотируемой программой МКС.

Источник в научной организации, связанной с космическими программами, также спрогнозировал дальнейшее сокращение программы международных экспериментов. На сайте «Роскосмоса» указано, что на данный момент на МКС проходит 18 экспериментов, в прошлые годы их число доходило до 28.

— Деньги на поддержание жизнедеятельности космонавтов и обеспечения работы станции из бюджета выбросить невозможно, — пояснил наш собеседник. — А вот количество экспериментов вполне можно снизить без угрозы жизни экипажа. Тем более что модуль «Наука» на данный момент оснащен не полностью и там нельзя полноценно проводить эксперименты. Наверное, пока решено оставить только самые важные эксперименты, результаты которых можно будет использовать в практических целях на Земле.

Источник «Известий» напомнил, что раньше у российской стороны было немало экспериментов, проводимых совместно с Европой, сейчас их число резко сократилось. Осталось буквально два-три эксперимента, где европейцы выступают соисполнителями, а Россия — головной организацией. Ранее же на МКС было много исследований, где ситуация была обратной. По его словам, в стране сменился приоритет задач, поэтому снижение расходов на второстепенные научные исследования закономерно.

— Сейчас еще нужны деньги на Российскую орбитальную станцию, на затопление МКС (рано или поздно это сделать придется, поэтому стоит начинать готовиться сейчас), создание перспективного многоразового пилотируемого корабля «Орел» для полетов на Луну, — сообщил источник из Роскосмоса. — Однако подозреваю, что с учетом других финансовых трат страны даже запрошенные «Роскосмосом» средства правительство может урезать.

В начале февраля в РКК «Энергия» состоялось заседание главных конструкторов, в ходе которого было принято решение о возможности продления участия России в проекте МКС, исходя из технического состояния станции. Научно-технический совет «Роскосмоса» одобрил продление эксплуатации станции до 2028 года. Именно на этом заседании была впервые названа и одобрена сумма в 160,4 млрд рублей на финансирование российского сегмента МКС в 2024–2028 годах, сообщил источник «Известий».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer