Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Грузовые авиаперевозки в России упали до уровней начала 2000-х


23 марта 2023 года Артём Кореняко, РБК


Из-за ограничений доступа на международные рынки грузопоток российских авиакомпаний упал на 60%, до 600 тыс. т, минимального уровня с 2001 года. Полное восстановление рынка возможно только ближе к 2030 году, полагают эксперты.

Совокупные перевозки грузов (включая почту) российскими авиакомпаниями в 2022 году упали на 59,42%, до 599,05 тыс. т, следует из данных Росавиации, опубликованных в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС). По этому показателю воздушный транспорт откатился примерно до уровня 2001 года, когда компании перевезли 614 тыс. т, и превысил уровень 2000-го — 547 тыс.

Перевозки пассажиров в 2022 году у авиакомпаний тоже сократились, но значительно меньше — на 14,21%, до 95,21 млн человек.

В других видах транспортировки грузов такого падения тоже не было. Согласно данным Росстата, общий объем перевозок грузов российскими транспортными компаниями в прошлом году снизился лишь на 1,2%, до 7,95 млрд т, за счет сокращения в первую очередь поставок по железной дороге на 3,7% (до 1,24 млрд т) и трубопроводным транспортом на 6% (до 1,1 млрд т). Но перевозки автотранспортом (самый распространенный вид), наоборот, повысились на 0,3% (до 5,51 млрд т).

Как минимум последние десять лет доставка грузов воздушным транспортом не превышала 1% от всех видов перевозок, потому что она является крайне дорогой, замечает директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Диваков. Авиацию целесообразно использовать для транспортировки на дальние расстояния высокомаржинальных потребительских грузов, особо чувствительных к срокам и условиям хранения (например, цветов и фармацевтических препаратов), специфичных по габаритам (например, уникальное оборудование), добавляет младший директор корпоративных рейтингов агентства НРА Алла Юрова. В условиях западных санкций и перераспределения логистических потоков импорт в Россию, ранее перевозившийся самолетами, в значительной степени переориентировался на автомобильный транспорт и железнодорожные контейнерные перевозки, указывает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Почему так сильно упали авиационные грузоперевозки

Еще в январе—феврале 2022 года перевозки грузов на воздушном транспорте росли: к аналогичному периоду 2021 года они увеличились на 4,5%, почти до 210 тыс. т. Но международные санкции, объявленные против российской авиаотрасли в ответ на проведение специальной военной операции на Украине, резко изменили ситуацию. В марте грузопоток российских авиаперевозчиков упал в 3,6 раза, до 33,8 тыс. т.

На международные перевозки приходилось 77% грузопотока российских авиакомпаний. Из-за закрытия международных рынков и риска арестов самолетов за рубежом до сих пор не возобновили полеты крупнейшая российская грузовая авиакомпания AirBridgeCargo (в начале 2022 года перевезла 42% всех авиационных грузов), SkyGates (третье место) и «Атран» (седьмое место). Американские самолеты AirBridgeCargo и авиакомпании «Авиастар-ТУ» (шестое место) попали под ограничения Минторга США.

Основатель группы «Волга-Днепр» (в нее помимо одноименного перевозчика входят AirBridgeCargo и «Атран») Алексей Исайкин после попадания в британский санкционный список передал бизнес менеджменту. А SkyGates Airlines, принадлежащая бывшему вице-премьеру и экс-главе АвтоВАЗа Борису Алешину, расторгла договоры лизинга на два грузовых самолета Boeing 747, на которых осуществляла перевозку грузов, и обратилась в Росавиацию с заявлением о приостановке сертификата эксплуатанта. В условиях международных санкций SkyGates «как эксплуатант и лизингополучатель не смогла продолжать осуществлять программу полетов в связи с закрытием воздушного пространства в страны Евросоюза и должным образом обеспечивать летную годность воздушных судов», отмечает гендиректор перевозчика Александр Хмелевских в отчетности компании. Для того чтобы реанимировать операционную деятельность, SkyGates приобрела российский грузовой самолет Ил-76 и ведет консультации по восстановлению сертификата эксплуатанта, сообщили РБК два источника, близких к перевозчику. РБК направил запрос в пресс-службу SkyGates.

Однако наличие в парке российских грузовых самолетов не оберегает от претензий иностранных властей. Например, авиакомпания «Волга-Днепр», которая выполняет полеты на Ан-124 и Ил-76 в том числе в интересах правительства Москвы, в прошлом году столкнулась с проблемами в Канаде и Казахстане, а также с иском со стороны Украины. В январе 2023 года в новый санкционный список Минфина США попала грузовая чартерная авиакомпания «Авиакон Цитотранс», в парке которой, по данным Росавиации, пять Ил-76.

На этом фоне власти решили поддержать авиационные грузоперевозки, выделив им в 2022 году на возмещение операционных расходов 2,9 млрд руб. Программой воспользовались четыре перевозчика, отмечал на коллегии Росавиации 10 марта глава ведомства Александр Нерадько. Аналогичная программа для пассажирских авиакомпаний была в 34 раза больше и составила 100 млрд руб. (деньги получили 32 перевозчика).

Какие перспективы у грузовых авиаперевозок в России

В 2022 году бизнес российских грузовых авиакомпаний получил «серьезный удар», говорит старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов. «Та же «Волга-Днепр» осуществляла много рейсов за пределами страны, с потерей внешнего рынка заместить объемы на домашнем рынке просто невозможно», — полагает он. По данным Росавиации, в январе—феврале 2023 года грузопоток российских авиакомпаний сократился на 68,5%, до 66,1 тыс. т. Из них только 33% пришлось на международные рейсы (за аналогичный период 2022 года — 77%).

По словам Юровой, авиагрузы вернулись на пассажирские рейсы, но на них авиакомпании часто могли поставить только ближнемагистральные Superjet 100, вместимость грузового отсека которого меньше, чем у лайнеров, летавших ранее. При сохранении текущих условий перспективы восстановления грузопотока связаны с расширением доступного флота российских авиакомпаний для выполнения международных рейсов, в том числе по мере решения проблемы с двойной регистрацией судов, считает она. До введения санкций большинство импортных самолетов российских авиакомпаний было зарегистрировано на Бермудах и в Ирландии, а в 2022 году на фоне санкций было занесено также в российский реестр, но это решение не признают многие страны.

Перспективы российской грузовой авиации напрямую связаны с нормализацией международных отношений и сейчас просматриваются плохо, говорит Смирнов. На них также влияет отсутствие современных широкофюзеляжных самолетов российского производства, добавляет Терентьев. Российские авиакомпании будут продолжать сталкиваться с такими же проблемами, как в той же Турции, где провайдеры услуг наземного обслуживания в аэропортах отказываются работать с бортами из России, поэтому потенциал восстановления грузопотока весьма ограничен, говорит Бурмистров. К рекордным объемам 2021 года (авиакомпании перевезли 1,48 млн т) возврат произойдет в лучшем случае ближе к 2030 году, полагает он. «Сложившаяся ситуация делает российские авиакомпании менее конкурентоспособными на рынке авиационных грузоперевозок. Поэтому определенную часть рынка заберут иностранные компании, которые летают с меньшими ограничениями», — прогнозирует эксперт.

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса, Росавиации и крупнейших российских грузовых авиакомпаний, включая группу «Волга-Днепр», «Авиастар-ТУ» и «Авиакон Цитотранс».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer