← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Воздушный крен: пилоты в России остались без новых авиасвидетельств


24 марта 2023 года Анастасия Львова, Известия


Авиакомпании России столкнулись с проблемой получения обновленных свидетельств персонала, рассказали «Известиям» источники в нескольких перевозчиках. С 1 марта должна была заработать электронная система выдачи таких документов через сайт госуслуг, но этого не произошло. Росавиация предоставлять их в бумажном виде уже не имеет полномочий. Минтранс подготовил поправки в постановление, чтобы продлить выпуск документов еще на год, но правительство пока не приняло нормативный акт. Перевозчики опасаются, что проблема может сказаться на выполнении планов полетов. Пилоты же отметили, что свидетельства требуют замены нечасто, а Росавиация и ранее задерживала их выдачу.

Пилот без документа

Российские авиакомпании столкнулись с проблемой невыдачи свидетельств своему персоналу — пилотам, бортпроводникам и техникам, рассказали «Известиям» источники в нескольких перевозчиках.

С 1 марта переоформление должно происходить в электронном виде через портал госуслуг, согласно постановлению правительства № 1581. Поэтому Росавиация с этой даты уже не может выдавать бумажные свидетельства. Заявители должны направлять свои документы на портал для подтверждения федеральным агентством, после чего они возвращаются ему в форме выписки из базы данных свидетельств персонала. Но электронная система технически не готова, не выработаны пока и поправки в авиационные правила (ФАП-32), которыми должны быть утверждены форма и содержание будущих цифровых выписок, рассказывают источники.

Поэтому, по данным Telegram-канала «Авиаторщина», в марте не выдали еще ни одного электронного свидетельства, работники получают отказ в предоставлении этой услуги. Источники «Известий» в нескольких перевозчиках подтвердили эту информацию.

В пресс-службе Минтранса «Известиям» сообщили, что Росавиация проработала с правительством перенос перехода на электронные документы авиаперсонала на год — до 1 марта 2024 года. После этого министерство подготовило проект изменений в соответствующее постановление, которое сейчас проходит экспертизу в Минюсте.

— После проведения экспертизы проект будет незамедлительно направлен на утверждение в правительство, — сообщили в Минтрансе.

«Известия» направили запрос в пресс-службу Росавиации. В пресс-службе Минцифры не стали комментировать ситуацию.

Масштаб проблемы

Проблема пока коснулась единиц или десятков пилотов в зависимости от размера авиакомпании, рассказали собеседники редакции. Это около 5–8% от числа летного состава. Источник в одном из перевозчиков сообщил, что у них требуется замена свидетельств 30 летчикам (а к концу апреля — 50). В другой компании отметили, что несколько их пилотов повысили квалификацию, но не могут получить отметку в свидетельство и начать выполнять международные рейсы. Около 10 летчиков этого перевозчика переучились с одного на другой тип самолета и также пока не могут приступить к полетам.

Еще в нескольких перевозчиках 30–80 пилотам предстоит заменить свидетельства этой весной, сообщили собеседники «Известий». Летчик в одной из крупнейших авиакомпаний отметил, что проблема актуальна для всех перевозчиков, но пока ничего критичного не случилось.

— Свидетельство требуется менять нечасто. Само по себе оно бессрочное, так что вопрос о его замене встает только тогда, когда требуется внести в него какие-либо изменения. Например, пилот переучился на новый тип самолета, повысил уровень знания английского языка и так далее. К тому же территориальные подразделения Росавиации и без этого ранее задерживали выдачу свидетельств на срок вплоть до месяца, — рассказал командир воздушного судна.

В компаниях знают, что с заменами могут быть задержки, поэтому требуют от сотрудников подавать все документы заранее, уточнил он. Источники в нескольких перевозчиках заявили о рисках для выполнения запланированных рейсов из-за возникших трудностей.

«Известия» направили официальные запросы в крупнейшие авиакомпании России.

В Smartavia заявили, что эта проблема актуальна для перевозчика.

— Замена свидетельств — это регулярная процедура, с которой с определенной периодичностью сталкивается каждый пилот. Но ситуация, которая сложилась сейчас, уникальна: на данный момент два пилота нашей компании успешно прошли программу подготовки на позицию командира ВС, но без замены свидетельства они не имеют права летать в новом качестве, как КВС. В то же время авиакомпания не может их вернуть на должность вторых пилотов, — рассказали там.

В Smartavia уточнили, что замена свидетельства — это обязательная процедура для каждого летчика при получении сертификата на знание английского языка, что также немаловажно.

Впереди планеты

Для создания электронной системы выдачи авиационных документов необходимы серьезные финансовые вложения, а Минтранс не занимался этим вопросом после принятия постановления в сентябре 2022 года, рассказал «Известиям» источник в авиавластях. По его словам, при решении этого вопроса мнение Росавиации и перевозчиков не учитывали.

— Схема выдачи свидетельств через «Госуслуги» нерабочая. Ведь электронные выписки должны быть каким-то образом доступны для изучения, просмотра зарубежными инспекторами в случае проверок наших пилотов в аэропортах других стран, — объяснил собеседник.

Гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий рассказал «Известиям», что с проектами выдачи авиационных свидетельств в электронном виде он сталкивался примерно два года назад, когда консультировал инвестора из Евросоюза по внедрению подобной системы на основе технологии Blockchain. Тогда таких проектов в мире было несколько, они были в зародыше, и все документы были бумажные. Об их успешном запуске и работе эксперт не слышал.

— Мало запуститься, надо, чтобы авиавласти подтвердили работоспособность такой системы, и не только национальные власти, но и наднациональные, например Европейское агентство по безопасности полетов (EASA). На внедрение такого продукта может уйти от пяти до шести лет, — пояснил эксперт.

С другой стороны, инспекторы EASA и так сейчас не проверяют российских пилотов, потому что те не летают в Европу. Но есть международная программа проверки безопасности полетов SAFA, запущенная в 1996 году, в которой помимо стран — членов ЕС участвует и ряд других государств, продолжает эксперт.

— Инспекторы SAFA — это как ГАИ для пилотов и авиакомпаний. Они могут прийти и проверить ваш экипаж и самолет в любом аэропорту мира. Поэтому если внедрять такую электронную систему в России, то нужно подключать к ней, например, турецких инспекторов и органы других стран, — объяснил Александр Ланецкий.

По его словам, за подобными проектами — будущее мировой гражданский авиации. Внедрение электронного документооборота позволит исключить случаи подделок дипломов училищ, документов пилотов, бортпроводников и других специалистов. Кроме того, электронные выписки упростили бы обычные, регламентные процедуры расследований авиаинцидентов и катастроф, когда нужно изучить историю прохождения квалификаций пилотов.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2023/3/24/33316/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.