Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Внимание, в небе Покрышкин!


6 марта 2023 года Ростех


Выдающийся военный летчик Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года. Он стал одним из самых результативных пилотов Второй мировой войны. Рассказываем о самолетах, на которых А.И. Покрышкин совершал свои подвиги.

МиГ-3 – скоростной и высотный

Великую Отечественную войну Александр Иванович встретил 28-летним кадровым военным, старшим лейтенантом, заместителем командира эскадрильи 55-го истребительного авиационного полка. Его часть располагалась на аэродроме Сингурены в районе города Бельцы в Молдавии, недалеко от границы с Румынией. За два месяца до начала войны полк получил истребители МиГ-3.

Старшему лейтенанту А.И. Покрышкину довелось идти в бой буквально в первые часы войны. Их аэродром стал одной из целей немецкой операции «Барбаросса» и подвергся бомбардировке на рассвете 22 июня, а потом еще дважды. Александр Покрышкин на своем МиГ-3 поднимается в воздух и сбивает… советский Су-2, ближний бомбардировщик, один из родоначальников другой ныне широко известной марки самолетов. Так называемый дружественный огонь, к сожалению, одно из неизбежных явлений любой войны. Машины П.О. Сухого появились в ВВС Красной армии перед самой войной, и вид у них был необычным для советских летчиков, с горечью вспоминал спустя годы этот трагический случай Александр Иванович.

Но уже 26 июня А.И. Покрышкин открыл свой разгромный для врага счет, сбив на МиГ-3 немецкий истребитель Messerschmitt Bf 109E − один из символов нацистской агрессии.

МиГ-3, разработанный конструкторским коллективом Артема Микояна и Михаила Гуревича, был новой машиной, поступившей в ВВС Красной армии в 1940 году. В ВВС западных военных округов на 22 июня 1941 года их насчитывалось порядка 900 единиц. Этим самолетам и их пилотам пришлось проходить боевое крещение в самые трудные первые дни войны.

Родословная МиГ-3 началась в ОКБ Николая Поликарпова. Изначально проект истребителя, который назывался И-200, прорабатывался в бригаде проектов ОКБ под руководством М.И. Гуревича. Это должна была быть принципиально новая по конструкции скоростная машина, способная конкурировать с «мессерами» в небе. В связи с большой загрузкой ОКБ (в тематическом плане значилось порядка 40 тем) для продолжения работ по истребителю И-200 на заводе №1 им. Авиахима 8 декабря 1939 года был организован особый конструкторский отдел (ОКО). Начальником ОКО назначили А.И. Микояна, возглавлявшего до этого КБ-1 по маневренным истребителям в ОКБ Н.Н. Поликарпова, а его заместителем – М.И. Гуревича. В итоге И-200 стал первенцем среди «МиГов», получив название МиГ-1 в декабре 1940 года.

Самолет успешно прошел государственные испытания. По тем временам он демонстрировал весьма выдающиеся характеристики: максимальная скорость 636 км/ч и практический потолок 12 000 м. По этим показателям он значительно превосходил Messerschmitt Bf 109E – тогда главного потенциального противника ВВС Красной армии.

Истребитель МиГ-1 постоянно совершенствовался. Так, у военных было замечание по поводу недостаточной дальности и продолжительности полета, и тогда конструкторы установили на машину дополнительный фюзеляжный топливный бак на 250 литров и провели ряд других улучшений. Доработанный самолет получил название МиГ-3.

Истребители МиГ-3 сыграли заметную роль в воздушных боях, особенно в начальном периоде войны. Несмотря на ряд недостатков, они получили у военных высокую оценку. Вот, например, как МиГ-3 характеризовало командование 8-й истребительной авиадивизии в отчете о боевой работе дивизии в составе Северного и Ленинградского фронтов за период с 15 августа по 15 сентября 1941 года: «Самолет МиГ-3 за время войны показал в эксплуатации и воздушном бою хорошие качества… В эксплуатации МиГ-3 оказался наиболее крепкой и выносливой машиной из числа новых типов истребителей. Вооруженный бомбами и РСами МиГ-3 будет хорош в применении для штурмовки войск».

Особая роль принадлежит истребителям МиГ-3, защищавшим небо Москвы и Ленинграда в составе авиации ПВО, так как истребительная авиация являлась главным средством борьбы с воздушным противником. Всего за годы войны истребительные авиаполки ПВО в воздушных боях сбили 3930 самолетов противника, в том числе 710 самолетов (18%) сбили летчики, воевавшие на истребителях МиГ-3. В свою очередь на долю истребителей Як-1 приходится 632 сбитые машины (16,1%), на долю И-16 – 563 (14,3%) и на долю Як-7Б – 436 (11,1%). На остальные истребители ПВО приходится менее 10% сбитых самолетов противника на каждый тип.

В годы Великой Отечественной войны 27 летчикам, воевавшим на истребителях МиГ-3, было присвоено высокое звания Героя Советского Союза.

Авиаполки, вооруженные «МиГами», стали гвардейскими одними из первых в ВВС КА. Например, 23-й иап, переименованный в середине сентября в 526-й, принимал активное участие в битве за Москву, имея на вооружении истребители МиГ-3. С 3 октября по 18 ноября 1941 года полк произвел 977 боевых вылетов и уничтожил 16 самолетов противника, шесть танков, 18 орудий, семь минометных батарей, 348 автомашин и 2000 человек пехоты. За отличное выполнение боевых заданий в Московской операции приказом НКО №348 от 6 декабря 1941 года 526-й иап был преобразован во 2-й гвардейский. Также в числе первых гвардейские звания присвоили 129-му, 120-му, 7-му и 55-му истребительным авиаполкам, которые стали соответственно 5-м, 12-м, 14-м и 16-м гвардейскими.

В декабре 1941 года серийный выпуск МиГ-3 было решено свернуть в пользу «летающих танков» – штурмовиков Ил-2, в которых остро нуждался фронт. МиГ-3 выпускались из оставшегося задела до 1942 года, и они оставались в строю до конца войны.

Як-1 – универсальный и неприхотливый

В конце августа 1942 года командир эскадрильи А.И. Покрышкин вместе со своим 55-м истребительным авиаполком был отправлен в тыл для переформирования и переобучения на новые самолеты. Этой новой машиной стал Як-1, разработанный в ОКБ Александра Яковлева также буквально в преддверии войны. К началу Великой Отечественной было собрано более 400 «Яков». Изначально ОКБ А.С. Яковлева занималось спортивными и учебными самолетами. В начале 1940 года был создан первый опытный истребитель И-26, который пошел в серию, вошел в историю под названием Як-1 и стал родоначальником целого семейства. В ходе государственных испытаний И-26 показал максимальную скорость 585,5 км/ч и практический потолок 10 200 м.

Як-1 стал незаменимым самолетом военного времени. При его производстве широко использовалось дерево, что при дефиците дюралюминия в Советском Союзе было ощутимым плюсом, хотя и влекло за собой повышение массы машины.

Самолет обладал высокими летными и боевыми качествами, был прост в управлении и доступен летчикам средней и даже ниже средней квалификации военного времени. Як-1 принимал участие в боевых действиях с первых и до последних дней войны. Он показал себя отличным истребителем малых и средних высот, способным «переманеврировать» любого противника, проявив хорошую устойчивость в любых условиях полета и выдающуюся управляемость при больших углах атаки.

Пилоты ценили Як-1 за неприхотливость в обслуживании и простоту в управлении. Этот самолет подходил и асам, и относительно неопытным пилотам, и мужчинам, и женщинам. Стоит отметить, что единственный женский истребительный авиаполк (586-й иап) в январе 1942 года получил 24 самолета именно этой модели. На «Яках» воевали и пилоты знаменитого авиаполка «Нормандия-Неман». В умелых руках эти истребители, вооруженные двумя пулеметами ШКАС и 20-мм пушкой ШВАК, успешно противостояли «мессершмиттам».

К осени 1942 года Як-1 стал самым распространенным советским истребителем, на котором летала треть всех истребительных авиаполков ВВС Красной армии. По общему мнению, он оказался самым удачным из истребителей «нового поколения».

Многие части и соединения, вооруженные Як-1,в числе первых получили высокое звание гвардейских. Многие пилоты, ставшие впоследствии Героями Советского Союза, одержали много ярких побед и совершили выдающиеся подвиги на Як-1. Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин первую звезду Героя получил за воздушные бои на Кубани именно на Як-1. 

Bell P-39 Airacobra − опасная «Бэллочка»

Сам же Александр Покрышкин с 1943 года «пересел» на американский истребитель «Аэрокобра», поставлявшийся по ленд-лизу. Американским производителям не приходилось работать в условиях эвакуации, дефицита материалов и компонентов, и поэтому машина была надежной, прочной и отлично вооруженной. Поставки в СССР были вызваны тем, что на западных театрах военных действий самолет не пользовался популярностью у пилотов. Там большинство воздушных боев происходило на больших высотах, где «Аэрокобра» проигрывала другим моделям.

К тому же, как вспоминал сам А.И. Покрышкин, американские пилоты боялись своей «кобры» и неохотно на ней воевали. Она не прощала ошибок в пилотировании и была весьма склонна к сваливанию в штопор при малейших небрежностях. Поэтому-то и доверяли эту машину особо опытным пилотам.

Самой сильной стороной «американки» было мощное вооружение, за что ее и ценил А.И. Покрышкин. Но и тут советский ас, относившийся к своей боевой работе как к науке, в которой нужно совершенствоваться буквально каждый день, нашел, что улучшить в заграничной машине. Он заметил, что во время атак приходится сначала нажимать на гашетку пулеметов, а потом уже стрелять из пушки. Все дело в том, что две гашетки были расположены отдельно, и пулеметная стояла удобнее. Александр Покрышкин решил объединить всю огневую мощь в одну гашетку, чтобы сразу посылать в цель и пули, и снаряды. После такой доработки от его огня вражеские самолеты буквально разваливались в воздухе.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer