Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космический успех двигателя РД-107/108


12 апреля 2023 года Ростех


62 года назад успешным полетом Юрия Гагарина была открыта эра космонавтики. Нашими инженерами и конструкторами были разработаны аппараты, которые смогли вырваться за пределы Земли и поднять человека в космическое пространство. Некоторые образцы, созданные в 1950-х годах, используются до сих пор и продолжают составлять основу отечественной космонавтики. Например, двигатели РД-107/108 и их модификации с момента запуска Гагарина и по сегодняшний день поднимают в небо все отечественные ракеты «Союз». Серийный выпуск этих сверхнадежных двигателей налажен на самарском предприятии «ОДК-Кузнецов». Рассказываем об истории создания и особенностях легендарных двигателей-долгожителей.

Мощный старт

На самом деле звездная карьера этих замечательных двигателей началась за несколько лет до гагаринского полета. Разработка установок проходила в 1954–1957 годах под началом конструктора Валентина Глушко, и создавались двигатели изначально для грозного оружия – первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Ракета, созданием которой руководил сам Сергей Королев, была двухступенчатой. Первая ступень состояла из четырех одинаковых блоков, в каждый из которых входило по двигателю РД-107. Двигатели имели четыре камеры сгорания и два рулевых агрегата. В качестве двигателя второй ступени применялся РД-108, аналогичный по конструкции, но оснащенный уже четырьмя рулевыми агрегатами.

Запускались двигатели обеих ступеней одновременно на старте, поэтому РД-108 работал дольше. Топливо в РД-107/108 применялось двухкомпонентное: в качестве окислителя выступал жидкий кислород, а в качестве горючего – керосин.

Первый успешный полет ракеты Р-7 состоялся в 1957 году. Таким образом, советские конструкторы доказали, что теперь у страны имеется возможность пуска ракет в любой район земного шара. Конструкция «семерки» с двигателями РД-107/108 оказалась настолько успешной, что на ее основе было создано целое семейство ракет-носителей («Восток», «Восход», «Молния», «Союз»). Они подняли в космос первый искусственный спутник Земли, собак Белку и Стрелку, «Восток-1» Юрия Гагарина, отправили в полет межпланетные станции для изучения Луны и космического пространства. С помощью двигателей РД-107 и РД-108 и сегодня доставляют на орбиту грузы и космонавтов.

Экзамен для двигателя

Серийный выпуск двигателей РД-107/108 был налажен с 1958 года в городе Куйбышеве, современной Самаре, на заводе им. Фрунзе (ныне «ОДК-Кузнецов» в составе Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха). Первые ракетные двигатели отправлялись на испытания в Химки, на базу разработчика, но в 1961 году в Куйбышеве заработал собственный испытательный полигон.

Как и 60 лет назад, сегодня каждый РД-107/108 перед отправкой заказчику проходит серьезную проверку. На испытательных стендах двигатель должен подтвердить свою почти идеальную надежность − 99,9%. Для этого силовая установка проходит огневые испытания, максимально приближенные к реальному полету. Сначала все вокруг стенда заливается водой, чтобы избежать возгорания. Затем установленный на стенде двигатель запускается. За несколько минут напряженной работы, имитирующей подъем космического корабля «Прогресс», установка сжигает около 40 тонн топлива. Все это происходит при высоких температурах и под тот самый «рокот космодрома». В это время испытатели с помощью электронных устройств замеряют важные параметры процесса: расход топлива, тягу, уровень пульсации и вибрации. Если все прошло успешно и двигатель сдал «экзамен», его возвращают на предприятие, перепроверяют и отправляют заказчику.

На испытательном полигоне «ОДК-Кузнецов», который находится далеко за городом, трудится более тысячи человек. Сама испытательная база пережила несколько модернизаций, но в основе своей остается той же, что и более 60 лет назад, и, по заверениям специалистов, благодаря заложенной в нее надежности прослужит еще не один десяток лет.

История продолжается

И хотя РД-107/108 уже заслужил все возможные почести и звание рекордсмена по долголетию среди ракетных двигателей, программа продолжает развиваться, появляются новые модификации. Всего конструкторами разработано 18 вариантов двигателей под различные проекты.

Важно отметить, что РД-107/108 послужили не только отечественным космическим программам. С их помощью в космос отправлялись грузы и астронавты других стран. Кроме того, с 2011 по 2020 год российские двигатели оставались единственным средством доставки на Международную космическую станцию вообще всех космонавтов, и российских, и зарубежных.

За 2022 год с помощью двигателей РД-107/108 было произведено 17 пусков ракет, в том числе дважды двигатели ОДК доставили к МКС экипажи космических экспедиций. Одним из самых ярких событий стал пуск 22 октября прошлого года, когда впервые в двигателях ракеты-носителя типа «Союз-2» вместо керосина использовался нафтил − экологически безопасный тип углеводородного горючего.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли



Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer