Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Обстановка по требованию: замена МКС поможет в освоении спутника Земли


12 апреля 2023 года Ольга Коленцова, Известия


Летом стартует автоматическая межпланетная станция «Луна-25» — главная задача этого аппарата заключается в мягкой посадке на поверхность спутника Земли. Место для следующих станций «Луна-26» и «Луна-27» будет подбираться с учетом возможности возведения базы и нахождения космонавтов. Освоению будет способствовать российская орбитальная станция, которая заменит МКС космонавтам. Ученые намерены получить уникальные сведения о наличии там воды и возможности копать пещеры в лунном грунте для создания защиты от радиации. По словам экспертов, спутник Земли станет отличной тренировочной площадкой и источником ценных ресурсов, необходимых для электроники.

Перевалочный пункт

С момента первого полета человека в космос прошло 62 года. Сейчас перед людьми стоят новые цели, и одна из них — освоение Луны. «Известия» пообщались с российскими учеными и расспросили их о перспективах в данном направлении.

Автоматическая межпланетная станция «Луна-25» должна стартовать в середине июля 2023 года, потом намечены проекты «Луна-26» и «Луна-27». Это беспилотные миссии, цель которых установить наличие тех или иных веществ на спутнике Земли, провести предварительные исследования и ряд экспериментов. Аппараты будут высаживаться на поверхности, собирать данные и анализировать их на месте. Перемещаться по поверхности и возвращаться обратно они не станут.

— Главная задача «Луны-25» — осуществить мягкую посадку на спутницу Земли, ведь последняя такая миссия состоялась в 1976 году, — рассказал доктор физико-математических наук, профессор РАН, заведующий лабораторией ИКИ РАН Максим Литвак. — Вторая цель заключается в том, чтобы станция прожила достаточное время на поверхности Луны и все научные приборы сняли нужные данные и проанализировали их.

Как рассказал ученый, «Луна-25» сядет в семидесятых градусах южной широты, где еще ни один прибор не работал, и информация о грунте в этих местах будет получена впервые.

— Задачи «Луны-26» и «Луны-27» — продолжение проведения научных экспериментов, — пояснил Максим Литвак. — На них будет стоять еще больше аппаратуры, высаживаться они будут на других широтах. Место будет подбираться с учетом возможности создания там лунной базы и высадки российских космонавтов. На данный момент задачи для этих миссий обсуждаются.

Нет своей атмосферы

Пилотируемые полеты, по предположению экспертов, должны начаться с 2030 года. Причем поспособствовать их реализации может РОС — российская орбитальная станция, запуск модулей которой планируется в период 2027–2030 годов.

— Орбита РОС лежит в такой плоскости, что сделать с нее космический буксир до Луны можно с минимальными энергетическими затратами, — пояснил кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией методов и средств обеспечения радиационной безопасности при космических полетах ИМБП РАН Вячеслав Шуршаков. — Скорее всего, речь в данном случае будет идти о беспилотных проектах. Высота орбиты новой станции поможет лучше изучить космическое излучение и его воздействие на биологические организмы, так как оно похоже по составу и мощности на то, что ждет нас на Луне.

По мнению доктора физико-математических наук, декана факультета космических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова Василия Сазонова, создание РОС — важный шаг на пути к освоению Луны.

— Российская орбитальная станция будет располагаться на наклонении 96,8 градуса, высота ее расположения пока обсуждается, диапазон составляет от 368 до 819 км, — рассказал ученый. — Слишком высоко станцию запускать накладно с точки зрения экономики, и она обязательно должна быть посещаемой. Но, с другой стороны, чем больше высота, тем больше исследований в плане воздействия радиации на различные объекты можно провести.

Следует учитывать, что Луна — это спутник Земли, но не планета. В отличие от Марса она совсем не имеет собственной атмосферы. Поэтому на Луне достаточно высокий уровень радиации, источник которой, как и для остальных объектов Солнечной системы, космические лучи.

— На Земле уровень радиации составляет порядка одного миллизиверта в год, — пояснил Вячеслав Шуршаков. — На орбите МКС за год человек получает в среднем около 220 миллизиверт. На поверхности Луны доза радиации в два раза больше, чем на орбитальной станции.

Сейчас космонавтам за всю карьеру разрешено набирать не более тысячи миллизиверт — установлено, что данная доза не наносит существенного вреда здоровью. Таким образом, больше двух лет на Луне проводить будет нельзя.

— Интересно, что на Марсе за сутки человек получит такую же дозу облучения, как космонавты на орбите МКС, и с этой точки зрения осваивать его удобнее, — рассказал Вячеслав Шуршаков. — Хотя, разумеется, осложняет процесс расстояние до него, в 145 раз большее, чем до Луны. Если с Луны в случае возникновения непредвиденной ситуации космонавтов можно вернуть за несколько дней, с Марсом ситуация будет сложнее.

Докопаться до истины

Луна может стать площадкой для отработки новых технологий, считает Вячеслав Шуршаков. В частности, там можно учиться защищаться от радиации, а затем применить эти знания уже на Марсе.

— Можно ли вырыть пещеру в лунном грунте — один из вопросов, на который ответит проект «Луна-28», — сообщил Василий Сазонов. — Также мы получим возможность узнать об остаточной радиации реголита. Если мы «закопаемся» в него и всё равно будем получать некоторую дозу облучения, это значительно усложнит защиту от радиации.

Помимо возможности использования воды для обеспечения жизнедеятельности человека и строительства лунной базы разрабатывается технология создания двигательной установки, в которой применяют пар. Так можно будет сэкономить на запасах топлива.

— Наличие воды и ее форма, то есть потенциальная возможность извлечь ее, и кислород для дыхания — еще один из важнейших вопросов для создания некой посещаемой базы на Луне, — считает Василий Сазонов. — Следующий момент — можно ли на Луне найти грунт, пригодный для выращивания пищевых растений. В ходе исследований было установлено, что человеку для закрытия его потребностей в свежей зелени и овощах нужно 100 кв. м плодородной земли. Но даже если что-то вырастет, останется вопрос: можно ли будет это употреблять в пищу?

По словам эксперта, доставка 1 кг чего-либо на Луну обойдется примерно в $1 млн. При такой цене отправлять грузы для обеспечения жизнедеятельности человека невозможно — нужно искать способы получения нужных веществ, материалов и продуктов прямо на месте.

Максим Литвак добавил, что Луна сможет стать источником редкоземельных элементов. По его словам, никто не может предсказать уровень расхода данных элементов, так как они становятся всё более и более востребованы с ростом уровня технологий. Их применяют в автомобилях, электронике, для создания магнитных элементов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий



Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны
Дмитрий Алексеев
Известия
Лети не хочу: в Госдуме нашли способ снизить цены на авиабилеты

74.RU
Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей
Елена Тюленева
Радио «Ъ FM»
«Ростех» взял Red Wings под крыло
Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer