Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Залетным ветром: на Чукотке и Ямале появятся первые базы для запуска дронов


17 апреля 2023 года Анастасия Львова, Известия


Первые крупные базы для дронов появятся в 2024 году в девяти поселках и городах Чукотки и Ямала. На местных аэродромах и посадочных площадках организуют инфраструктуру для отслеживания и навигации беспилотников. Минтранс подготовил паспорт соответствующего федерального проекта. В 2025-м программу планируется расширить еще на 20 аэродромов в ХМАО и на Камчатке, а к 2030-му — на 290 в других регионах. Отдаленные субъекты выбраны в качестве пилотных из-за низкой плотности населения и интенсивности полетов, отмечают эксперты. Кроме того, тестовые запуски там уже осуществляет «Почта России».

Подготовка к пуску

Минтранс подготовил паспорт федерального проекта, посвященного развитию инфраструктуры и обеспечению безопасности полетов беспилотных авиационных систем (БАС). С копией документа ознакомились «Известия». Его подлинность подтвердили два источника, близких к Минтрансу.

Министерство выбрало первые девять населенных пунктов, аэродромы которых будут оснащены «унифицированной инфраструктурой связи, навигации, наблюдения для обеспечения полетов БВС (беспилотных воздушных систем)». Это Анадырь, Беринговский, Марково, Канчалан (Чукотский автономный округ), Салехард, Салемал, Панаевск, Питляр и Лопхари (Ямало-Ненецкий автономный округ).

В 2023 году ведомство планирует определиться с техническими и финансовыми параметрами проектов оснащения посадочных площадок в этих пунктах, а внедрением самих инфраструктурных комплексов займутся в 2024-м, следует из паспорта проекта.

В 2025 году программа будет расширена еще на 20 аэродромов, в 2026-м — на 58, а к 2030 году — подобной инфраструктурой должны быть оборудованы 290 аэродромов. В программе фигурируют и другие субъекты — Ханты-Мансийский автономный округ, Камчатка, Татарстан, Башкирия, Самарская, Томская, Московская, Ленинградская, Свердловская и Ростовская области. Параметры федерального проекта пока уточняются, Минтранс направил запросы в субъекты РФ, говорится в документе.

Параллельно с этим министерство займется внедрением в этих регионах инфраструктуры для приема и выпуска БВС, их наземного и технического обслуживания.

До середины июня 2023 года Минтранс планирует согласовать с Минфином параметры финансирования оснащения площадок, кабмин должен будет утвердить их до декабря в рамках подготовки проекта закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», уточняется в документе.

Заниматься оснащением площадок под беспилотники будет Росавиация и подведомственное ей ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД) — национальный провайдер аэронавигационного обслуживания. Будущие маршруты следования дронов предложит «Почта России», следует из документа.

«Известия» направили запросы в Минтранс, Росавиацию, Минфин, ГК по ОрВД.

В пресс-службе Минтранса сообщили, что полеты беспилотников осуществляются в рамках экспериментального правового режима в четырех регионах: Чукотском АО, Камчатском крае, ЯНАО и ХМАО.

Другие планы

Помимо развития инфраструктуры Минтранс планирует принять еще ряд мер для внедрения беспилотников в России. Планируется, например, упростить процедуры использования воздушного пространства для дронов, выполняющих авиахимические работы (обработка сельхозугодий), а также для осуществляющих полеты в интересах спортивных и образовательных организаций, следует из текста документа.

В 2023–2024 годах планируется также выделить отдельные территории, не требующие получения разрешения на проведение аэросъемки с дронов. До конца 2025-го в РФ внедрят систему получения цифрового разрешения на выполнение съемки местности и пространственных данных с использованием БВС. Процесс подачи заявок на сертификацию российских беспилотников также планируется организовать в электронной форме — через сайт госуслуг, следует из паспорта проекта.

Минтрансу предстоит заказать большое количество научно-исследовательских работ: по возможностям идентификации низколетящих БАС, системам наблюдения за ними, цифровым радиолиниям связи с беспилотником, созданию единой базы данных авиационной метеорологической информации, следует из документа. Озаботится ведомство и разработкой требований к системам предупреждения столкновений дронов с пилотируемыми судами, а также закажет разработку облика системы организации воздушного движения в условиях города (городская аэромобильность).

Наконец, в рамках федерального проекта планируется оснастить некоторые аэропорты РФ системами обнаружения БВС и средствами противодействия их противоправному применению. Речь идет об аэропортах, отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры I категории, говорится в паспорте проекта.

Как пояснил «Известиям» эксперт Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Федор Борисов, категорирование осуществляется с учетом степени угрозы совершения в аэропорту актов незаконного вмешательства и их последствий. К первой категории относятся наиболее уязвимые аэропорты — это самые крупные порты РФ, пояснил эксперт.

Обеспечивать защитой от дронов абсолютно все, даже самые мелкие и отдаленные, посадочные площадки в стране бессмысленно и затратно, считает Федор Борисов. К тому же речь идет о защите скорее от гражданских беспилотников, а не военных — падения и опасные маневры последних должны отрабатывать в Минобороны, так как в этом случае под угрозой оказывается уже не транспортная, а национальная безопасность.

— При этом у нас достаточно случаев хулиганства, некой кустарщины, когда на аэродромы или прилегающие территории пользователи залетают на своих дронах и создают угрозу полетам самолетов, — поясняет Федор Борисов.

Риски и задачи

Комплексы, которые планирует внедрить Минтранс, — это радиотехническая инфраструктура, размещенная и на борту, и на земле, и, может быть, в космосе, поясняет советник генерального директора НИЦ «Аэроскрипт» (занимается аэронавигацией для БАС) Владислав Шифрин. Она позволит задействовать дроны в общем информационном поле, включая управление воздушным движением.

По словам директора центра развития системы технологических конкурсов Фонда поддержки проектов «Национальной технологической инициативы» (НТИ) Юрия Молодых, внедрение БАС целесообразно начинать как раз с отдаленных регионов: там доставка грузов сейчас осуществляется вертолетами, стоимость одного вылета которого оценивается в сотни тысяч рублей.

— Именно в таких условиях экономически целесообразно начинать внедрять БАС. Низкая плотность населения и интенсивность полетов в этих регионах снижают риски в случае возможных падений дронов, — сообщил эксперт.

В крупных же городах массовое использование беспилотников пока несет огромные риски — как физические, так и репутационные, продолжает Юрий Молодых. Налет любой БВС очень небольшой, надежность невысокая по сравнению с пилотируемой авиацией, которая начала развиваться на 100 лет раньше.

Отдаленные регионы больше других нуждаются в улучшении транспортной доступности, добавляет также Владислав Шифрин. Кроме того, именно на Ямале и Чукотке свои тестовые полеты на дронах уже выполняет «Почта России»: там сформирована маршрутная сеть, введен экспериментальный правовой режим, проходят первые полеты тяжелых БВС.

В пресс-службе «Почты России» подтвердили «Известиям», что Чукотка и ЯНАО стали первыми регионами для внедрения необходимой инфраструктуры: именно там требуется, с одной стороны, увеличить скорость доставки, а с другой — уменьшить ее стоимость, особенно в межсезонье.

«Почта России» уже частично определилась с маршрутами: базовый сценарий — это перевозка из узловых точек, например столиц регионов, до посадочных площадок в отдаленных населенных пунктах, откуда почта будет поступать в отделения на местах. Речи о доставке сразу конечному потребителю сейчас не идет, добавили в компании.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer