Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сверхтяжелые обстоятельства: почему полет новой ракеты Маска отменен


17 апреля 2023 года Мария Недюк, Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Известия


Компания SpaceX 17 апреля отменила перед самым стартом тестовый пуск космической системы Starship. Самый мощный космический корабль из когда-либо построенных должен был отправиться в космос впервые, но испытания перенесли из-за проблем с клапаном давления. Однако российские специалисты уверены, что отмена полета не была неожиданностью, так как испытывается совершенно новый тип ракет и нужно многое предусмотреть перед запуском. Пуск космического корабля Starship, который в будущем хотят использовать для отправки людей на Марс и Луну, а также сверхтяжелой ракеты-носителя Super Heavy должен состояться до конца 2023 года, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

Сбросить Маска

Первый испытательный запуск космической системы Starship, состоящей из прототипа пилотируемого корабля Ship24 и прототипа сверхтяжелой ракеты Super Heavy Boster 7, отменили 17 апреля прямо перед началом старта. Пуск должен был состояться в промежутке с 15:00 до 17:30 мск с нового частного космодрома Бока-Чика на юге США. Трансляция подготовки к полету велась на канале корпорации SpaceX, ее одномоментно смотрело более полумиллиона человек.

Как сообщили в корпорации, причиной отмены пуска стало замерзание клапана давления ракеты. Незадолго до старта владелец SpaceX Илон Маск написал в Twitter, что один из них не работает и это может стать причиной отмены сегодняшнего старта.

Маск разрабатывает новую ракету, которой еще не было в истории космонавтики, поэтому не нужно думать, что она сразу полетит, уверен эксперт в этой отрасли Александр Железняков. Это очень сложная система, и нужно многое предусмотреть перед летными испытаниями. То, что сегодняшний пуск не состоялся, вполне ожидаемо.

— Проверить всё невозможно. Погода в Техасе тоже не очень благоприятная, с сильным ветром, поэтому запуск был бы риском. Однако эта ракета, может, и не с первого раза, но полетит. До конца года Маск будет пытаться научить ее летать, — сказал Александр Железняков.

Программа испытаний предусматривала отправку космического корабля Ship24. Он должен был отделиться от ракеты-носителя и выйти на низкую опорную орбиту на высоте 230 км. Затем совершить неполный оборот вокруг Земли и приземлиться в районе Гавайских островов. В числе важных фаз тестового запуска — проверка систем корабля в условиях невесомости и на этапе вхождения на гиперзвуковой скорости в плотные слои атмосферы. Весь полет должен был занять 90 минут.

Несмотря на то что сам Маск сомневался в успешном запуске своей ракеты и его отложили, проект в принципе возможно реализовать, причем это может сделать частная компания.

— Это хороший задел, чтобы инвесторы начали подтягиваться в эту индустрию. Такая же история была и с его электромобилями, вслед за Маском остальные производители стали переходить на электродвигатели, — уверен глава компании Alpha Robotics Venture Владимир Белый.

России также следует разрабатывать тяжелые ракеты, которые смогут доставлять большой объем груза не только на орбиту, но и на Луну. В эту гонку нужно ввязаться, потому что тот, кто займет место на планете-спутнике, получит стартовую площадку для освоения дальнего космоса, подчеркнул эксперт.

Большие надежды

Перенесенный полет ракеты-носителя Starship не отменяет успеха всей затеи. Случай, если он всё же произойдет, примечателен тем, что это первая полностью многоразовая, а также самая большая и мощная сверхтяжелая ракета за всю историю, рассказал «Известиям» эксперт рынка НТИ «Аэронет» Александр Хохлов.

— В случае успеха это будет первый полет ракеты с использованием топлива металокс: горючее — жидкий метан, окислитель — жидкий кислород. У ракеты уже есть заказчики на частные пилотируемые космические полеты. Есть два контракта от NASA на использование лунного варианта ракеты, для доставки на поверхность естественного спутника астронавтов и грузов, — сказал Александр Хохлов.

Также в случае реализации проекта ракета совершит революцию по доставке грузов на околоземную орбиту. Уже сейчас SpaceX планирует использовать ее для вывода увеличенных спутников связи Starlink V2 для продолжения развертывания своей крупнейшей в мире спутниковой группировки.

Ракета Starship — следующий шаг в ракетостроении со времен Королева и фон Брауна. Всё, что запускали до этого, было развитием идей этих конструкторов. А Маск хочет сделать абсолютно новый шаг, уверен член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. Максимум, что могли двигатели предыдущих поколений, — это работать в двух режимах: главном (работа на 100%) и промежуточном. Второй давал около 50% от максимальной тяги. К тому же старые двигатели не могли повторно включаться после выключения.

— У Маска двигатель Raptor не только выключается и включается повторно, но еще может менять свой режим работы от 0 до 100% мощности. Такого не было никогда. Это, по сути, как двигатель в автомобиле. Это позволяет просто творить чудеса. Например, летать горизонтально, — сказал Андрей Ионин.

По словам эксперта, со времен советской ракеты Н-1 (разработанная для пилотируемого полета на Луну тяжелая ракета-носитель, прозванная «Царь-ракетой», оказалась непригодна к использованию) в космической отрасли было табу на одновременное использование множества работающих двигателей, так как из-за их нештатной работы происходили аварии. Тогда в 1960–1970-х годах с помощью аналогового управления нельзя было их синхронизировать. Однако Маск намерен это сделать по средствам цифрового контроля.

Маск разрабатывает эту ракету для возможного полета на Марс. Освоение Красной планеты — общая задача для всего человечества, поэтому такие проекты могут быть только международными, уверен эксперт.


СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Starship — это транспортная космическая система, которая состоит из сверхтяжелой ракеты-носителя Super Heavy и корабля Starship. Уникальность системы в том, что все ее компоненты многоразовые. В будущем это кратно сократит расходы на вывод полезной нагрузки в космос. Также это самый большой комплекс, когда-либо запущенный в космос. Общая длина системы составляет 120 м. Из них космический корабль — 50 м. Диаметр ракеты и корабля — 9 м. Полезная грузоподъемность — до 150 т. Стартовая масса — 5 тыс. т.

Важная особенность ракеты-носителя Super Heavy — это 33 установленных на ней метановых двигателя Raptor, которые синхронизируются автоматикой. Они позволяют изменять тягу от 0 до 100% и в широком диапазоне менять направление космического корабля.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer