Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Производители оценили затраты на создание отрасли дронов в ₽500 млрд


25 апреля 2023 года Артём Кореняко, РБК


На формирование отрасли по производству и использованию беспилотников понадобится более ₽500 млрд до 2030 года, оценили участники рынка. Но окончательное решение по объему финансирования еще будут обсуждать в правительстве.

На реализацию национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС), о формировании которого в феврале 2023 года объявил президент России Владимир Путин, требуется более 500 млрд руб. Такую оценку называли участники стратегической сессии, которую в пятницу, 21 апреля, провел первый вице-премьер Андрей Белоусов, в ней участвовали российские производители дронов, сообщили РБК три участника мероприятия. Представитель Белоусова сообщал об этом совещании, не уточняя деталей.

Из этой суммы 280 млрд руб. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) планирует запросить и выделить для передачи эксплуатантам 130 тыс. гражданских дронов. Но это предварительная оценка, пояснил РБК гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих.

Более 232 млрд руб. составляют прогнозируемые потребности в финансировании создания системы научно-производственных центров испытаний и компетенций в сфере развития беспилотников, продолжают собеседники РБК. В России к 2030 году должно быть построено 290 специализированных аэропортов и площадок, в том числе «дронопортов» для работы с беспилотниками, а количество образовательных организаций, реализующих учебные программы в сфере дронов, должно достигнуть 500.

Стратегия развития беспилотной авиации на период до 2030 года должна быть утверждена до 1 июня, сообщили РБК в пресс-службе Минпромторга. В соответствии с поручением президента России в документе будут отражены объемы и источники финансирования отрасли. «Размеры финансирования и соответствующие его пропорции потребуют согласованной позиции всех ведомств — любые цифры сейчас являются умозрительными», — добавили там. ГТЛК еще предстоят консультации с Минфином, подтверждает Дитрих. Называемые сейчас суммы — это самые первые и предварительные оценки, полученные по итогам заседаний и обсуждений профильных экспертных рабочих групп, сформированных для развития национального проекта БАС, отметили в пресс-службе платформы «Национальная технологическая инициатива» (НТИ).

РБК направил запросы в секретариат Белоусова, пресс-службы Минфина и Минобрнауки.

По словам двух участников стратегической сессии, Путин может заслушать отчет по подготовке нацпроекта уже на этой неделе. «Совещание готовится», — подтвердил РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

На что пойдут деньги

На стратегической сессии с участием производителей дронов Белоусов заявил, что для формирования полноценной отрасли беспилотных авиационных систем нужно решить четыре «крупномасштабные проблемы».

Прежде всего это консолидация производителей и создание системы кооперации и технологического обеспечения производства беспилотников. Параметры гражданского госзаказа на беспилотную технику до 2030 года уже определены, говорит представитель Минпромторга. Сейчас спрос госорганов и госкомпаний оценивается в 200 млрд руб., добавляет он. «Мы находимся на старте систематизации работы по внедрению беспилотников во все сферы нашей жизни», — утверждает Дитрих. «Собственное производство [гражданских дронов] невелико и очень фрагментировано. Чтобы его развить, производитель должен быть уверен в своих силах и иметь долгосрочные планы для своего предприятия. Опережающе разрабатывать компоненты, внедрять инновации, налаживать цепочки поставок, развития отечественных материалов, технологий. Улучшать качество и снижать цены», — сказал он.

Во-вторых, необходимо снятие регуляторных ограничений, которые сегодня препятствуют формированию рынков использования беспилотников и услуг, предоставляемых с их помощью. Ряд сфер, где использование беспилотников за рубежом, например у азиатских партнеров, уже вошло в стандартные технологии, для России еще недоступны, замечает Дитрих: «И нормативно, и технологически, и по экономике».

В-третьих, нужно создание современной комфортной системы сертификации, снятие регуляторных ограничений, связанных с функционированием наземной инфраструктуры, и решение ряда других вопросов, связанных с обеспечением безопасности полетов, эксплуатации БАС. Правое регулирование использования гражданских дронов в России проработано в недостаточной мере и характеризуется в первую очередь «презумпцией безопасности», в виду которой использование беспилотников во многих сферах ограничено как в части сертификации некоторых потенциально востребованных типов машин, так и в части разрешения полетов, отмечает Александр Диваков, директор группы корпоративных рейтингов агентства «Национальные кредитные рейтинги». «Это также сильно замедляет как темпы роста рынка, так и отпугивает потенциальных инвесторов», — поясняет эксперт.

Наконец, предстоит подготовка кадров. Решение этого вопроса нужно начинать «фактически с нуля», сказал Белоусов.

По словам представителя производящей дроны компании «Аэромакс», оценка затрат в сотни миллиардов рублей для формирования новой отрасли «вполне рациональна». «Как показывает практика расчетов локализации комплектующих, их разработка и производство требуют достаточно серьезных финансовых затрат, особенно для техники свыше 30 кг», — утверждает он. Если включить в задачу становления отрасли производство всех необходимых комплектующих, то и этих денег не хватит, соглашается гендиректор компании «Геоскан» Алексей Юрецкий. Поэтому важно оценивать общий эффект с учетом развития смежных отраслей и вкладываться в наиболее критичные и ценные технологии, считает он.

Как участники рынка оценивают инициативу

В России уже производится немалое количество беспилотников, но большая часть их делается для спецоперации на Украине, и чаще всего из зарубежных комплектующих, отмечает гендиректор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин. «Быть независимым — значит иметь внутренние аналоги важнейших компонентов. Пока что мы тут на стартовой позиции», — говорит он.

Отрасль довольно долго развивалась органически, своим темпом, и дошла до определенной пределов, соглашается гендиректор и совладелец компании «Летающие машины Тюринга» Юрий Мазуров. «Теперь же, очевидно, необходим резкий рывок — и он потребует высокого уровня координации между многими совершенно разными участниками», — добавляет он. В Китае в начале 1990-х годов была принята специальная программа по развитию беспилотных авиационных систем, напоминает партнер Strategy Partners Александр Постников. «Без действий государства не было бы успехов DJI как производителя гражданских дронов в мире», — считает он.

Для того чтобы беспилотная техника активнее внедрялась в различные отрасли экономики страны, необходимо снять ряд ограничений, в том числе инфраструктурных и нормативных, на что и направлены усилия правительства, говорит вице-президент, директор центра экономики регионов Центра стратегических разработок Марат Фаттахов. Но необходимый объем финансирования может оказаться гораздо скромнее, чем «сотни миллиардов», считает он.

Если финансирование отрасли будет осуществлено эффективно и в среднесрочной перспективе, это позволит не только окупить вложенные госсредства, но и выйти на прибыль, замечает Диваков. Тогда государство может получить дополнительный источник налоговых доходов, указывает он. Но сами по себе прямые бюджетные вливания в производство беспилотников — это не самый эффективный способ сделать российскую продукцию конкурентоспособной, говорит гендиректор и основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов. «Куда более действенным может оказаться комплекс вышеописанных мер, начиная с реформы законодательства. Игрокам беспилотного рынка, образно говоря, надо дать не рыбку, а удочку для ее ловли», — сказал он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США



Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer