Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Наивысший пилотаж: дроны в России хотят подключить к сотовым сетям


4 апреля 2023 года Валерий Кодачигов, Анастасия Львова, Известия


Дроны хотят подключать к сотовым сетям. Бесперебойная система управления ими нужна, в частности, для доставки беспилотниками продуктов и товаров, мониторинга удаленных объектов. Меру обсуждают операторы и профильные ведомства, следует из материалов рабочей группы при Госкомиссии по радиочастотам. Сотовые сети охватывают огромные территории и наиболее пригодны для управления «дальнобойными» дронами, отмечают участники рынка. Правда, их использование в этой сфере может быть сопряжено с техническими проблемами, добавляют эксперты.

Смартфон с пропеллером

Российские чиновники и сотовые операторы обсуждают возможность использования мобильной связи для управления беспилотными воздушными судами (БВС). Это следует из протокола заседания рабочей группы Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), рассматривающей вопросы обеспечения беспилотников связью.

Операторы не возражают против использования выделенных им частот при условии, что размещаемое на борту БВС оборудование «будет представлять абонентское устройство, работающее в соответствии со стандартом сети», говорится в документе. Это означает, что сотовые компании готовы обеспечивать связью системы управления полетами дронов в том случае, если такие девайсы будут оснащены их SIM-картами или eSIM, пояснил менеджер компании — партнера нескольких операторов.

Такие планы действительно обсуждаются, подтвердил источник, близкий к одному из операторов.

Если какое-то абонентское устройство, поддерживающее 2G, 3G или 4G, установят на беспилотный летательный аппарат (БПЛА) и оно будет им управлять, специально выделять полосы частот не нужно, объясняет смысл инициативы источник на рынке сотовой связи.

— Для мобильных операторов это будет еще один абонент, использующий SIM-карту. Можно провести аналогию с банками: любой банк может купить SIM-карту и поставить ее в банкомат, — объясняет собеседник «Известий».

«Известия» направили запрос в Минцифры, Минтранс и Росавиацию.

Сотовые сети можно превратить в полноценные системы управления дронами, охватывающие практически всю страну. Беспилотники будут использоваться для доставки почты, посылок, продуктов, готовой еды и прочего, уточнил источник. По его словам, без таких систем эти и многие другие сервисы для бизнеса и государства (такие, например, как мониторинг незаконных мусорных свалок, самостроя и проч.) будут невозможны — без них дроны не смогут улетать далеко от оператора и обеспечивать безопасное использование воздушного пространства.

Об экспериментах с подобной системой управления беспилотниками ранее сообщали крупнейшие мировые операторы, в том числе AT&T, Telefonica, Vodafone. Помимо этого, появляются стартапы по доработке уже существующих дронов, таких как широко применяемые летательные аппараты китайской DJI. Для управления ими через сети LTE и 5G такие компании предлагают дооборудование устройств специальными сотовыми модемами.

Использование сотовых сетей для навигации беспилотников в целом перспективно, так как это позволит обеспечить связь с бортом в полете там, где есть покрытие сети, отметил источник на этом рынке.

Большая часть дронов в РФ до сих пор может летать только в зоне прямой видимости оператора, используя для связи частоты в диапазоне 2,4 ГГц, рассказывали ранее «Известиям» специалисты. Это ограничивает радиус их действия несколькими сотнями метров и при этом повышает риск авиапроисшествий.

Диапазон 2,4 ГГц зашумлен, в нем работают Wi-Fi-роутеры, радионаушники, смарт-часы и другие устройства, создающие помехи: в местах их большого скопления дроны могут терять управление, предупредили эксперты «Известий». Пока что для них в РФ выделен только один специальный диапазон — 5,85–6,43 ГГц. Но эта полоса используется только для проведения воздушного наблюдения и патрулирования удаленных промышленных объектов. При этом, как говорит источник, знакомый с менеджерами нескольких компаний связи, сейчас обсуждается выделение БВС дополнительных диапазонов — вопрос об этом ГКРЧ может рассмотреть на своем ближайшем заседании, намеченном на конец апреля.

Дело в метрах

Правда, схема управления дронами через сотовые сети имеет свои уязвимости, признали участники совещания рабочей группы ГКРЧ. «В условиях санкционных ограничений проблематично модернизировать софт, если это потребуется для обеспечения передачи информации для оборудования, установленного на БВС», — говорится в ее протоколе.

Кроме того, в покрытии сотовых сетей есть разрывы. Из-за особенностей их построения обеспечить устойчивую связи на высотах свыше 150–200 м будет проблематично, говорится в протоколе. По данным ассоциации «Аэронекст», 45% полетов дронов сейчас проходят на уровне до 200 м, тогда как наиболее востребованы высоты до 300 м.

Участники рынка и эксперты по-разному оценивают перспективы использования сотовой связи для навигации и полетов БАС (беспилотных авиасистем). В компании «Курсир» считают, что с точки зрения идентификации дронов это идеальное решение. Такого же мнения придерживаются и в «М-Индастриз» (разработчик беспилотных аэрокосмических систем с искусственным интеллектом).

Использование SIM-карт в дронах может решить проблему связи с внешним пилотом, считает гендиректор «М-Индастриз» Михаил Липатов.

— Представим ситуацию: диспетчер дает команду беспилотнику занять определенный эшелон в зоне аэропорта, личный помощник или цифровой пилот интерпретирует голосовую команду диспетчера в понятную дрону, и он ее выполняет. Или, например, специальным службам нужно быстро приземлить все находящиеся в зоне визита высокопоставленного гостя беспилотники. Одна команда — и все приземлились, — отметил он.

Но эксперты признают, что проблемы могут возникнуть в местах, где нет покрытия сотовой связью. Это отдаленные районы РФ и высоты более 150 м.

— Пока что сотовую связь можно использовать в качестве дополнительного резервного канала либо при уверенности, что во всем районе проведения работ есть полное покрытие на нужных высотах, — говорит заместитель гендиректора «Беспилотных систем» Вадим Кузнецов.

Он рассказал, что в 2021 году компания проводила эксперимент по мониторингу участка трассы М4 «Дон» на границе Московской и Тульской областей. Сотовая связь использовалась для сбора фото- и видеоданных с дрона. В результате выяснилось, что из участка в 100 км покрытие на высоте 200 м присутствовало только на 20% трассы.

Как пояснил «Известиям» замгендиректора «Геоскан» Андрей Грудев, сотовые сети подойдут скорее для использования БАС в качестве хобби: для передачи фото или видео, снятых дроном, или для управления им, но на высотах до 150 м. Если же речь идет о профессиональной коммерческой аэросъемке с уровня более чем 200–400 м, а также о применении БАС в регионах Сибири, Дальнего Востока, то операторы пока мало чем могут помочь эксплуатантам, заключает он.

В компании «Аэромакс» (принадлежит АФК «Система») рассказали, что сейчас GSM-связь используется в составе спутниковых трекеров для аварийного определения местоположения беспилотников в пространстве в качестве резервного канала информации. В дальнейшем планируется интеграция данных мультисимочных устройств совместно с данными спутников в состав бортового оборудования канала управления БАС, отметили в компании.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока



Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer