Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Наивысший пилотаж: дроны в России хотят подключить к сотовым сетям


4 апреля 2023 года Валерий Кодачигов, Анастасия Львова, Известия


Дроны хотят подключать к сотовым сетям. Бесперебойная система управления ими нужна, в частности, для доставки беспилотниками продуктов и товаров, мониторинга удаленных объектов. Меру обсуждают операторы и профильные ведомства, следует из материалов рабочей группы при Госкомиссии по радиочастотам. Сотовые сети охватывают огромные территории и наиболее пригодны для управления «дальнобойными» дронами, отмечают участники рынка. Правда, их использование в этой сфере может быть сопряжено с техническими проблемами, добавляют эксперты.

Смартфон с пропеллером

Российские чиновники и сотовые операторы обсуждают возможность использования мобильной связи для управления беспилотными воздушными судами (БВС). Это следует из протокола заседания рабочей группы Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), рассматривающей вопросы обеспечения беспилотников связью.

Операторы не возражают против использования выделенных им частот при условии, что размещаемое на борту БВС оборудование «будет представлять абонентское устройство, работающее в соответствии со стандартом сети», говорится в документе. Это означает, что сотовые компании готовы обеспечивать связью системы управления полетами дронов в том случае, если такие девайсы будут оснащены их SIM-картами или eSIM, пояснил менеджер компании — партнера нескольких операторов.

Такие планы действительно обсуждаются, подтвердил источник, близкий к одному из операторов.

Если какое-то абонентское устройство, поддерживающее 2G, 3G или 4G, установят на беспилотный летательный аппарат (БПЛА) и оно будет им управлять, специально выделять полосы частот не нужно, объясняет смысл инициативы источник на рынке сотовой связи.

— Для мобильных операторов это будет еще один абонент, использующий SIM-карту. Можно провести аналогию с банками: любой банк может купить SIM-карту и поставить ее в банкомат, — объясняет собеседник «Известий».

«Известия» направили запрос в Минцифры, Минтранс и Росавиацию.

Сотовые сети можно превратить в полноценные системы управления дронами, охватывающие практически всю страну. Беспилотники будут использоваться для доставки почты, посылок, продуктов, готовой еды и прочего, уточнил источник. По его словам, без таких систем эти и многие другие сервисы для бизнеса и государства (такие, например, как мониторинг незаконных мусорных свалок, самостроя и проч.) будут невозможны — без них дроны не смогут улетать далеко от оператора и обеспечивать безопасное использование воздушного пространства.

Об экспериментах с подобной системой управления беспилотниками ранее сообщали крупнейшие мировые операторы, в том числе AT&T, Telefonica, Vodafone. Помимо этого, появляются стартапы по доработке уже существующих дронов, таких как широко применяемые летательные аппараты китайской DJI. Для управления ими через сети LTE и 5G такие компании предлагают дооборудование устройств специальными сотовыми модемами.

Использование сотовых сетей для навигации беспилотников в целом перспективно, так как это позволит обеспечить связь с бортом в полете там, где есть покрытие сети, отметил источник на этом рынке.

Большая часть дронов в РФ до сих пор может летать только в зоне прямой видимости оператора, используя для связи частоты в диапазоне 2,4 ГГц, рассказывали ранее «Известиям» специалисты. Это ограничивает радиус их действия несколькими сотнями метров и при этом повышает риск авиапроисшествий.

Диапазон 2,4 ГГц зашумлен, в нем работают Wi-Fi-роутеры, радионаушники, смарт-часы и другие устройства, создающие помехи: в местах их большого скопления дроны могут терять управление, предупредили эксперты «Известий». Пока что для них в РФ выделен только один специальный диапазон — 5,85–6,43 ГГц. Но эта полоса используется только для проведения воздушного наблюдения и патрулирования удаленных промышленных объектов. При этом, как говорит источник, знакомый с менеджерами нескольких компаний связи, сейчас обсуждается выделение БВС дополнительных диапазонов — вопрос об этом ГКРЧ может рассмотреть на своем ближайшем заседании, намеченном на конец апреля.

Дело в метрах

Правда, схема управления дронами через сотовые сети имеет свои уязвимости, признали участники совещания рабочей группы ГКРЧ. «В условиях санкционных ограничений проблематично модернизировать софт, если это потребуется для обеспечения передачи информации для оборудования, установленного на БВС», — говорится в ее протоколе.

Кроме того, в покрытии сотовых сетей есть разрывы. Из-за особенностей их построения обеспечить устойчивую связи на высотах свыше 150–200 м будет проблематично, говорится в протоколе. По данным ассоциации «Аэронекст», 45% полетов дронов сейчас проходят на уровне до 200 м, тогда как наиболее востребованы высоты до 300 м.

Участники рынка и эксперты по-разному оценивают перспективы использования сотовой связи для навигации и полетов БАС (беспилотных авиасистем). В компании «Курсир» считают, что с точки зрения идентификации дронов это идеальное решение. Такого же мнения придерживаются и в «М-Индастриз» (разработчик беспилотных аэрокосмических систем с искусственным интеллектом).

Использование SIM-карт в дронах может решить проблему связи с внешним пилотом, считает гендиректор «М-Индастриз» Михаил Липатов.

— Представим ситуацию: диспетчер дает команду беспилотнику занять определенный эшелон в зоне аэропорта, личный помощник или цифровой пилот интерпретирует голосовую команду диспетчера в понятную дрону, и он ее выполняет. Или, например, специальным службам нужно быстро приземлить все находящиеся в зоне визита высокопоставленного гостя беспилотники. Одна команда — и все приземлились, — отметил он.

Но эксперты признают, что проблемы могут возникнуть в местах, где нет покрытия сотовой связью. Это отдаленные районы РФ и высоты более 150 м.

— Пока что сотовую связь можно использовать в качестве дополнительного резервного канала либо при уверенности, что во всем районе проведения работ есть полное покрытие на нужных высотах, — говорит заместитель гендиректора «Беспилотных систем» Вадим Кузнецов.

Он рассказал, что в 2021 году компания проводила эксперимент по мониторингу участка трассы М4 «Дон» на границе Московской и Тульской областей. Сотовая связь использовалась для сбора фото- и видеоданных с дрона. В результате выяснилось, что из участка в 100 км покрытие на высоте 200 м присутствовало только на 20% трассы.

Как пояснил «Известиям» замгендиректора «Геоскан» Андрей Грудев, сотовые сети подойдут скорее для использования БАС в качестве хобби: для передачи фото или видео, снятых дроном, или для управления им, но на высотах до 150 м. Если же речь идет о профессиональной коммерческой аэросъемке с уровня более чем 200–400 м, а также о применении БАС в регионах Сибири, Дальнего Востока, то операторы пока мало чем могут помочь эксплуатантам, заключает он.

В компании «Аэромакс» (принадлежит АФК «Система») рассказали, что сейчас GSM-связь используется в составе спутниковых трекеров для аварийного определения местоположения беспилотников в пространстве в качестве резервного канала информации. В дальнейшем планируется интеграция данных мультисимочных устройств совместно с данными спутников в состав бортового оборудования канала управления БАС, отметили в компании.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов



Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer