Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Врачи прилетели: как пациентов санитарной авиации спасают от кровопотери


14 мая 2023 года Денис Гриценко, Известия


Специалисты отечественной санитарной авиации активно применяют особый метод остановки сильного внутреннего кровотечения. В аорту помещают специальный шарик; надувшись, он перекрывает кровоток. Использование такого подхода позволяет продлить время жизни человека, получившего тяжелую травму, на 30–40 минут. Этого небольшого срока летчикам достаточно, чтобы доставить в госпиталь пациента и спасти его. В день своего профессионального праздника, который отмечается 14 мая, в Национальной службе санитарной авиации «Ростеха» рассказали «Известиям», в каких условиях работают вертолетные бригады медиков, какие летательные аппараты и оборудование они применяют, чтобы обеспечить самую быструю скорую помощь.

Надувной шарик

Медики Национальной службы санитарной авиации (НССА) нашли способ останавливать сильное внутреннее кровотечение, которое возникает у пациентов в результате тяжелых травм. Раньше с такими повреждениями врачи могли справиться только в условиях стационарного госпиталя, но многие пострадавшие погибали из-за потери крови до того, как их туда доставляли. Благодаря методу специалисты получили возможность продлить жизнь человека на 30–40 минут. За это время медицинский вертолет успевает преодолеть около 200 км и добраться до хирургии, где пациенту сделают операцию.

— Метод называется «эндоваскулярная баллонная окклюзия аорты». Его суть в том, что в аорту заводится специальный катетер, который называется баллоном. На его конце расположен раздувающийся шарик. Если баллон надуть внутри аорты, то весь кровоток, который ниже места раздутия, прекращается, — рассказал главный врач Национальной службы санитарной авиации госкорпорации «Ростех» Андрей Переведенцев.

Как пояснил медик, при тяжелой травме часто возникает кровотечение из брюшной полости в полость малого таза. Его невозможно остановить вне больницы, потому что для этого хирург должен вскрыть таз пациента, найти кровоточащий сосуд и перевязать его. При тяжелых повреждениях в полость малого таза может вылиться практически вся кровь человека, и он погибнет. Но если вовремя установить и раздуть баллон, он временно остановит кровь. Это даст драгоценные минуты, чтобы пациента транспортировать в больницу. Таким образом можно спасать пострадавших при различных ЧП, которые погибают до приезда обычной «скорой». Вертолет оказывается на месте гораздо раньше, что дает им шанс на спасение.

— Бывают ситуации, когда медики прилетают, например, на ДТП, и у них есть считаные минуты, чтобы остановить кровотечение у пострадавших. Этот метод позволяет при серьезных повреждениях перекрыть вены и артерии и дать врачам столь необходимое время, — рассказал заместитель генерального директора Национальной службы санитарной авиации «Ростеха» Мурат Хупов.

Эндоваскулярная баллонная окклюзия аорты хорошо себя зарекомендовала. В умелых руках она может быть очень эффективна, главное, чтобы у персонала были хорошие навыки и опыт ее применения, считает главный врач Валдайского многопрофильного медицинского центра Антон Повзун.

Особый день

14 мая работники санитарной авиации отмечают свой профессиональный праздник. Как рассказали «Известиям» в Национальной службе санитарной авиации госкорпорации «Ростех», особенность работы медиков вертолетных бригад в том, что они стараются максимально подготовить пациента к транспортировке по воздуху еще на земле. Проводить процедуры в полете гораздо сложнее, поэтому интубация, подключение к ИВЛ и большая часть других операций выполняются на месте.

НССА сегодня использует два вида вертолетов российского производства. Это «Ансат» — машина с дальностью полета до 400 км, рассчитанная на перевозку одного больного и двух медиков. Модель очень удобна для применения в условиях большого города. Второй вертолет — Ми-8. Он зарекомендовал себя как надежный и безопасный летательный аппарат. Максимальная дальность полета машины превышает 1 тыс. км. «Ансаты» в основном применяются в европейской части России, а Ми-8 работают за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Медицинский вертолет должен быть оборудован точно так же, как и машина скорой помощи. В нем размещается всё необходимое для реанимации прямо на борту. Для техники, которая используется в авиации, существуют строгие нормы. Главное — компактность оборудования, небольшой вес, возможность автономной работы, а также энергоемкие аккумуляторы. Важно, чтобы бригада могла свободно перемещаться с оборудованием и вне вертолета. Особое значение имеет вес техники, так как каждый лишний килограмм сокращает дальность полета и увеличивает расход топлива.

Кроме стандартных ИВЛ и дефибриллятора, на борту есть аппарат УЗИ-диагностики. С его помощью можно определить характер травмы или наличие внутреннего кровотечения еще до прибытия в больницу. Все медицинские устройства, которые используются в санавиации, имеют функцию отправки показаний в стационар. Например, когда вертолет эвакуирует пациента с инфарктом, ему делают ЭКГ на борту и отправляют данные в госпиталь, чтобы врачи в больнице уже знали подробности о характере случая, с которым им предстоит работать.

Отважные пилоты

Особые требования предъявляются и к пилотам санитарной авиации. Они должны выдерживать гораздо более сильный стресс, чем при обычных гражданских рейсах. Это вызвано тяжелыми условиями работы: вылеты в сложных метеоусловиях, посадка в неприспособленных для этого местах, необходимость зависать над местом эвакуации и другие особенности.

Так, например, 19 февраля 2023 года экипаж вертолета НССА Ми-8 в Петропавловске-Камчатском получил запрос о срочной медицинской эвакуации с борта рыболовецкого судна в акватории Охотского моря. Пилот совершал полет в сложных метеоусловиях. Ему пришлось облетать участки с сильной облачностью. Машина добралась до указанной точки, однако судна там не оказалось. Оно не смогло прийти в заданный квадрат из-за ледовой обстановки. Тем не менее вертолет получил новые координаты, пролетел дополнительно еще 80 км, обнаружил корабль, завис над ним, несмотря на порывы ветра, и поднял носилки с пострадавшим с черепно-мозговой травмой с помощью лебедки. Пациента благополучно доставили в больницу.

Несмотря на развитие современных технологий, таких как, например, телемедицина, в России остается еще много районов, где медпомощь населению можно оказать только с помощью авиации. В такие регионы в некоторые времена года можно добраться только по воздуху, отметила директор Института биологии и биомедицины ННГУ Мария Ведунова.

— Чаще всего перед санитарной авиацией стоит задача помочь больному в самых тяжелых случаях — на границе между жизнью и смертью. Медикам приходится работать в исключительно сложных условиях, часто они спасают жизнь пациента прямо в воздухе. Работать на борту вертолета очень сложно, — сказала Мария Ведунова.

Россия часто оказывает помощь при чрезвычайных ситуациях другим странам, и санитарная авиация играет в этом одну из основных ролей, добавила специалист.


СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
С января 2023 года по конец марта 2023 года Национальная служба санитарной авиации выполнила 1987 вылетов, помощь оказана 2271 пациенту, среди которых 206 — дети до года.

В 2022 году вертолеты НССА совершили около 7 тыс. вылетов и эвакуировали более 8 тыс. пациентов, находившихся в критических и угрожающих жизни состояниях.

В общей сложности с момента создания в 2019 году НССА эвакуировала в медицинские учреждения свыше 16,5 тыс. человек. Сегодня НССА работает в 59 регионах России.




комментарии (0):












Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Ячейная полоса: инновационный материал ускорит создание беспилотников
Алена Нефедова, Роман Крецул
Известия
БезБПЛАтный полет: сотрудникам ЧОП и МЧС разрешат сбивать беспилотники
Наталья Пономарева​​​​​​​
Интерфакс
Проверить на прочность
Анастасия Львова
Известия
Найти и обездвижить: аэропорты столкнулись с проблемой закупки защиты от дронов
Денис Гриценко
Известия
Открыто в космос: колонизировать Луну поможет робот-кентавр
Илья Словесный
Деловой Петербург
Смольный отменил разработку документации для метро в Пулково
Артём Кореняко
РБК
S7 раскрыла метод «раскатки» новых рейсов с помощью бразильских самолетов
Артём Кореняко
РБК
Число маршрутов S7 из Москвы впервые оказалось меньше вылетов из регионов



Анастасия Львова
Известия
«Ми» с вами: поставки вертолетов до 2030 года планируют увеличить на треть
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
RT
«Ещё один шаг к технологической независимости»: как в России разрабатывают систему предупреждения столкновения в воздухе

Ростех
Sukhoi Superjet NEW: что нового?
Василий Кучушев
ТАСС
5 лет — полет нормальный. Настоящее и будущее регионального самолета SSJ
Дарья Лабутина
Известия
Средь шумного Бали: Россия и Индонезия обсуждают запуск прямых рейсов

Ростех
Спорт на высоте. Какие самолеты помогают российским пилотам ставить рекорды и побеждать на соревнованиях самолет

Ростех
Роберт Бартини: итальянский барон советского авиастроения
Артём Кореняко
РБК
Совладелец «Азимута» рассказал о ценообразовании на билеты в Грузию
Ольга Коленцова
Известия
Зыбкая одежда: истекает срок эксплуатации скафандров космонавтов на МКС
Денис Гриценко
Известия
Врачи прилетели: как пациентов санитарной авиации спасают от кровопотери
Екатерина Москвич 
ТАСС
Музеи под открытым небом. Космический туризм на Восточный и Байконур
Андрей Коршунов
Известия
Взяли модуль: в России отобрали проекты для имитации лунных экспедиций
Тимофей Дзядко, Елена Сухорукова, Мария Бородаевская, Екатерина Постникова
РБК
Россия возобновит авиасообщение с Грузией. Что важно знать
Валентин Логинов, Анастасия Платонова
Известия
Взлетная годность: зачем Россия возобновляет прямые рейсы в Грузию
Мария Шаипова
Известия
Прямой без виз: Россия отменила запрет на авиасообщение с Грузией
Василий Кучушев
ТАСС
В условиях технологического суверенитета. Над чем работает знаменитый на весь мир ЦАГИ
Анастасия Антипова, Артём Кореняко, Анастасия Серова, Маргарита Овсянникова
РБК
Какие регионы запретили использовать дроны и что грозит нарушителям
Артём Кореняко
РБК
Ремонтирующие Airbus и Boeing в России компании сократили прибыль в 6 раз
Анастасия Львова
Известия
Светлая полоса: аэропорты перейдут на российское ПО для регистрации пассажиров

Regnum
14 аэропортов России обновят инфраструктуру в 2023 году
Артём Кореняко
РБК
Производители оценили затраты на создание отрасли дронов в ₽500 млрд
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшие авиакомпании России получили рекордную прибыль на фоне санкций
Михаил Котов
ТАСС
Успех или провал Илона Маска: что показал запуск Starship
Анастасия Николаева
Интерфакс
Нештатная ситуация
Анастасия Львова
Известия
Грузовое небо: в РФ создают первый завод по выпуску гражданских дронов
Людмила Александрова
МК.ru
Самолеты требуют денег: насколько подорожают авиабилеты
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Россиян предупредили о подорожании авиабилетов на международных маршрутах
Мария Недюк, Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Сверхтяжелые обстоятельства: почему полет новой ракеты Маска отменен
Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
Широкое приземление: на Новой Земле реконструируют военный аэродром
Анастасия Львова
Известия
Залетным ветром: на Чукотке и Ямале появятся первые базы для запуска дронов
Валерия Чуб
Известия
Приняли «Вызов»: как прошла премьера первого фильма, снятого в космосе
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Бронь для военных. В самолетах будут резервировать места для участников СВО
Мария Недюк
Известия
Материальное будущее: в РФ создают уникальные сталь, композиты и полимеры
Ольга Коленцова
Известия
Обстановка по требованию: замена МКС поможет в освоении спутника Земли
Владислав Крылов
Известия
Просто любовь: Юрий Гагарин остается самым популярным землянином Галактики
Ольга Мамиконян
Forbes
На пути к другим галактиками: восемь лучших фильмов про космос

Ростех
Космический успех двигателя РД-107/108
Екатерина Милицкая
Известия
Первый о космосе: как кино раскрыло секреты советского ракетостроения

ТАСС
От обечаек до парашютов: как Ростех помогает покорять космос
Мария Шаипова
Известия
От орбиты до Луны: крупнейшие достижения СССР и России в космосе
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Поднять флагман: для авианосца «Адмирал Кузнецов» набирают новый экипаж
Валерий Кодачигов, Анастасия Львова
Известия
Наивысший пилотаж: дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer