Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роберт Бартини: итальянский барон советского авиастроения


16 мая 2023 года Ростех


14 мая исполнилось 126 лет со дня рождения советского ученого, мыслителя и авиаконструктора итальянского происхождения Роберта Людвиговича Бартини. Он разработал более 60 проектов самолетов, предвосхитил целые направления в авиастроении, и сам Сергей Королев называл его своим учителем. Значимый период жизни Бартини посвятил работе главным конструктором в ОКБ при серийном авиационном заводе №86 в Таганроге, впоследствии ТАПО им. Г. Димитрова, ныне входящем в состав ТАНТК им. Г.М. Бериева Объединенной авиастроительной корпорации. О невероятной судьбе авиаконструктора и его работах – в нашем материале.

«Чтобы красные самолеты летали быстрее черных»

Имя Роберта Бартини, как, впрочем, и Сергея Королева, и многих других известных ныне конструкторов, было долгое время засекречено. А те факты о нем, которые нам известны, иногда настолько противоречивы и необычны, что кажутся эпизодами из приключенческого или даже фантастического романа. Путаницу вносил и сам конструктор, мистифицируя и тасуя детали своей биографии.

Бартини как будто успел прожить несколько жизней. Будущий авиаконструктор родился вне брака в 1897 году в Австро-Венгрии и через несколько лет был усыновлен знатной состоятельной семьей Орожди. Юный барон получил прекрасное образование, разговаривал на итальянском и венгерском языках, а в 1912 году, увидев показательное выступление русского летчика и пионера мировой авиации Харитона Славороссова, увлекся авиационной тематикой.

По окончании школы офицеров запаса барон Орожди участвует в Первой мировой войне, где в ходе Брусиловского прорыва был захвачен в русский плен, в котором провел несколько лет. Считается, что там впервые Роберт проникся коммунистическими идеями. В 1920 году вместе с другими военнопленными он репатриируется в Италию. Далее, несмотря на свое аристократическое происхождение, Орожди работает на самых низовых должностях на автозаводе в Милане и одним из первых вступает в только что созданную Компартию Италии. В 1922 году он экстерном сдает экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института и получает лицензию пилота.

С приходом к власти Муссолини в Италии начинаются гонения на коммунистов, и компартия тайно переправляет Орожди в Советский Союз через Швейцарию и Германию, где конструктор меняет фамилию на Бартини. Решение о его эмиграции принимается на собрании ЦК компартии, где он дает клятву всеми силами содействовать тому, чтобы «красные самолеты летали быстрее черных», которой он и остался верен на всю жизнь.

В СССР в 1920-е годы было немало иностранцев, веривших в идеалы нового режима и готовых трудиться на благо мировой победы коммунизма, поэтому молодой итальянец не вызывал удивления. Бартини начинает работать в Москве на ходынском Научно-опытном аэродроме ВВС. Затем, уже в Севастополе, возглавляет экспериментальную группу по проектированию гидросамолетов – с этой темой Роберт Людвигович будет связан до конца своих дней. В 1930 году конструктор руководит подготовкой к знаменитому перелету в США самолета ТБ-1 «Страна Советов», за что получает премию правительства.

Провидец из «шарашки»

С 1930-х годов начинается конструкторская деятельность Бартини. Нужно сказать, что он не был авиаконструктором в привычном понимании. По воспоминаниям его сотрудников, он не мог рассчитать и начертить простые авиационные узлы, но зато отлично представлял, «видел» будущую машину целиком. В 1932 году в СНИИ (завод №240) гражданского воздушного флота, куда Бартини назначен главным конструктором, под его руководством разрабатывается экспериментальный скоростной самолет «Сталь-6», поставивший мировой рекорд скорости в 420 км/ч. Несмотря на то, что в конструкции самолета были применены новаторские решения, в серию машина не пошла, как и следующий, еще более передовой истребитель «Сталь-8».

С 1934 по 1937 год Бартини разрабатывает самолет «Сталь-7» двойного назначения с крылом «обратная чайка», также ставший рекордсменом по скорости в своем классе. Развитием самолета Бартини стал бомбардировщик Ер-2, совершавший налеты на Берлин. Однако свидетелем рекорда своего детища конструктору стать не удалось – в 1938 году его по надуманному предлогу обвиняют в подготовке диверсий и шпионаже в пользу Муссолини. Роберт Людвигович приговаривается к десяти годам лишения свободы и направляется в «туполевскую шарашку» − закрытое авиационное КБ тюремного типа ЦКБ-29.

Бартини всегда смотрел в будущее авиации, многие его работы опережали время. Так, в эвакуации в Омске он задумывает самолет с крылом переменной стреловидности и расчетной скоростью 2200 км/ч. На практике такой скорости истребители смогут достичь только в конце 1950-х.

Следующим прорывным проектом конструктора стал первый в мире широкофюзеляжный транспортник для перевозки людей и тяжелой техники Т-117. Для его реализации Бартини отправляют в Таганрог, где он возглавляет коллектив инженеров-заключенных в ОКБ-86 при заводе им. Димитрова. Однако и этот проект по велению свыше был закрыт – стране в послевоенные годы были больше нужны бомбардировщики, чем грузовые самолеты. Через десять лет наработки Бартини лягут в основу транспортного Ан-8.

Непонятый гений советской авиации

Оставшись без работы, Роберт Людвигович развивает идею крыла переменной стреловидности, открывавшего возможности для длительных полетов на сверхзвуке, которое позже назовут крылом Бартини. Однако и этот проект, подтвердить на практике расчеты по которому помог ученик Бартини Сергей Королев, был свернут после отставки его заказчика − маршала Жукова. История повторяется, и в будущем подобное крыло появится на знаменитом сверхзвуковом лайнере Ту-144.

В 1960-е годы, когда ожесточается противостояние СССР и США и ставка делается на подлодки с ядерными боеголовками, возникает необходимость в новых средствах борьбы с ними. Бартини, который в своих идеях всегда шел наперерез общепринятой логике развития авиации, предлагает бороться с подлодками противника с помощью авиационного противолодочного комплекса, основой которого стал бы самолет-амфибия с вертикальным взлетом и посадкой. Проект получает одобрение Министерства обороны. В 1972 году вертикально взлетающая амфибия ВВА-14, построенная на Таганрогском авиационном заводе имени Г. Димитрова, совершает первый полет.

ВВА-14 стала первой амфибийной машиной Бартини, которую конструктор увидел в небе, и одновременно последней в его карьере авиаконструктора. Тема вертикально взлетающей амфибии будет закрыта уже после смерти конструктора в 1976 году. В своем завещании итальянский барон советской авиации попросил все его документы, бумаги, фотографии запаять в цинковый ящик и открыть к его 300-летию, в 2197 году, видимо, в надежде, что хотя бы потомки смогут оценить его труды.

За свою жизнь Роберт Бартини разработал более 60 проектов самолетов, его идеи вдохновляли многих современников. Разработки его учеников, возможно, никогда не появились бы на свет, не будь их создатели знакомы с гениальным конструктором.

Бартини был одним из тех, кого часто называют людьми эпохи Возрождения. Подобно своим великим соплеменникам Леонардо да Винчи и Джордано Бруно, Бартини был и ученым-практиком, и философом, и писателем, и художником в одном лице. И мир он воспринимал так же целостно, исследуя его со всех сторон и проникая в суть вещей.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer