Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роберт Бартини: итальянский барон советского авиастроения


16 мая 2023 года Ростех


14 мая исполнилось 126 лет со дня рождения советского ученого, мыслителя и авиаконструктора итальянского происхождения Роберта Людвиговича Бартини. Он разработал более 60 проектов самолетов, предвосхитил целые направления в авиастроении, и сам Сергей Королев называл его своим учителем. Значимый период жизни Бартини посвятил работе главным конструктором в ОКБ при серийном авиационном заводе №86 в Таганроге, впоследствии ТАПО им. Г. Димитрова, ныне входящем в состав ТАНТК им. Г.М. Бериева Объединенной авиастроительной корпорации. О невероятной судьбе авиаконструктора и его работах – в нашем материале.

«Чтобы красные самолеты летали быстрее черных»

Имя Роберта Бартини, как, впрочем, и Сергея Королева, и многих других известных ныне конструкторов, было долгое время засекречено. А те факты о нем, которые нам известны, иногда настолько противоречивы и необычны, что кажутся эпизодами из приключенческого или даже фантастического романа. Путаницу вносил и сам конструктор, мистифицируя и тасуя детали своей биографии.

Бартини как будто успел прожить несколько жизней. Будущий авиаконструктор родился вне брака в 1897 году в Австро-Венгрии и через несколько лет был усыновлен знатной состоятельной семьей Орожди. Юный барон получил прекрасное образование, разговаривал на итальянском и венгерском языках, а в 1912 году, увидев показательное выступление русского летчика и пионера мировой авиации Харитона Славороссова, увлекся авиационной тематикой.

По окончании школы офицеров запаса барон Орожди участвует в Первой мировой войне, где в ходе Брусиловского прорыва был захвачен в русский плен, в котором провел несколько лет. Считается, что там впервые Роберт проникся коммунистическими идеями. В 1920 году вместе с другими военнопленными он репатриируется в Италию. Далее, несмотря на свое аристократическое происхождение, Орожди работает на самых низовых должностях на автозаводе в Милане и одним из первых вступает в только что созданную Компартию Италии. В 1922 году он экстерном сдает экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института и получает лицензию пилота.

С приходом к власти Муссолини в Италии начинаются гонения на коммунистов, и компартия тайно переправляет Орожди в Советский Союз через Швейцарию и Германию, где конструктор меняет фамилию на Бартини. Решение о его эмиграции принимается на собрании ЦК компартии, где он дает клятву всеми силами содействовать тому, чтобы «красные самолеты летали быстрее черных», которой он и остался верен на всю жизнь.

В СССР в 1920-е годы было немало иностранцев, веривших в идеалы нового режима и готовых трудиться на благо мировой победы коммунизма, поэтому молодой итальянец не вызывал удивления. Бартини начинает работать в Москве на ходынском Научно-опытном аэродроме ВВС. Затем, уже в Севастополе, возглавляет экспериментальную группу по проектированию гидросамолетов – с этой темой Роберт Людвигович будет связан до конца своих дней. В 1930 году конструктор руководит подготовкой к знаменитому перелету в США самолета ТБ-1 «Страна Советов», за что получает премию правительства.

Провидец из «шарашки»

С 1930-х годов начинается конструкторская деятельность Бартини. Нужно сказать, что он не был авиаконструктором в привычном понимании. По воспоминаниям его сотрудников, он не мог рассчитать и начертить простые авиационные узлы, но зато отлично представлял, «видел» будущую машину целиком. В 1932 году в СНИИ (завод №240) гражданского воздушного флота, куда Бартини назначен главным конструктором, под его руководством разрабатывается экспериментальный скоростной самолет «Сталь-6», поставивший мировой рекорд скорости в 420 км/ч. Несмотря на то, что в конструкции самолета были применены новаторские решения, в серию машина не пошла, как и следующий, еще более передовой истребитель «Сталь-8».

С 1934 по 1937 год Бартини разрабатывает самолет «Сталь-7» двойного назначения с крылом «обратная чайка», также ставший рекордсменом по скорости в своем классе. Развитием самолета Бартини стал бомбардировщик Ер-2, совершавший налеты на Берлин. Однако свидетелем рекорда своего детища конструктору стать не удалось – в 1938 году его по надуманному предлогу обвиняют в подготовке диверсий и шпионаже в пользу Муссолини. Роберт Людвигович приговаривается к десяти годам лишения свободы и направляется в «туполевскую шарашку» − закрытое авиационное КБ тюремного типа ЦКБ-29.

Бартини всегда смотрел в будущее авиации, многие его работы опережали время. Так, в эвакуации в Омске он задумывает самолет с крылом переменной стреловидности и расчетной скоростью 2200 км/ч. На практике такой скорости истребители смогут достичь только в конце 1950-х.

Следующим прорывным проектом конструктора стал первый в мире широкофюзеляжный транспортник для перевозки людей и тяжелой техники Т-117. Для его реализации Бартини отправляют в Таганрог, где он возглавляет коллектив инженеров-заключенных в ОКБ-86 при заводе им. Димитрова. Однако и этот проект по велению свыше был закрыт – стране в послевоенные годы были больше нужны бомбардировщики, чем грузовые самолеты. Через десять лет наработки Бартини лягут в основу транспортного Ан-8.

Непонятый гений советской авиации

Оставшись без работы, Роберт Людвигович развивает идею крыла переменной стреловидности, открывавшего возможности для длительных полетов на сверхзвуке, которое позже назовут крылом Бартини. Однако и этот проект, подтвердить на практике расчеты по которому помог ученик Бартини Сергей Королев, был свернут после отставки его заказчика − маршала Жукова. История повторяется, и в будущем подобное крыло появится на знаменитом сверхзвуковом лайнере Ту-144.

В 1960-е годы, когда ожесточается противостояние СССР и США и ставка делается на подлодки с ядерными боеголовками, возникает необходимость в новых средствах борьбы с ними. Бартини, который в своих идеях всегда шел наперерез общепринятой логике развития авиации, предлагает бороться с подлодками противника с помощью авиационного противолодочного комплекса, основой которого стал бы самолет-амфибия с вертикальным взлетом и посадкой. Проект получает одобрение Министерства обороны. В 1972 году вертикально взлетающая амфибия ВВА-14, построенная на Таганрогском авиационном заводе имени Г. Димитрова, совершает первый полет.

ВВА-14 стала первой амфибийной машиной Бартини, которую конструктор увидел в небе, и одновременно последней в его карьере авиаконструктора. Тема вертикально взлетающей амфибии будет закрыта уже после смерти конструктора в 1976 году. В своем завещании итальянский барон советской авиации попросил все его документы, бумаги, фотографии запаять в цинковый ящик и открыть к его 300-летию, в 2197 году, видимо, в надежде, что хотя бы потомки смогут оценить его труды.

За свою жизнь Роберт Бартини разработал более 60 проектов самолетов, его идеи вдохновляли многих современников. Разработки его учеников, возможно, никогда не появились бы на свет, не будь их создатели знакомы с гениальным конструктором.

Бартини был одним из тех, кого часто называют людьми эпохи Возрождения. Подобно своим великим соплеменникам Леонардо да Винчи и Джордано Бруно, Бартини был и ученым-практиком, и философом, и писателем, и художником в одном лице. И мир он воспринимал так же целостно, исследуя его со всех сторон и проникая в суть вещей.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением



Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны
Дмитрий Алексеев
Известия
Лети не хочу: в Госдуме нашли способ снизить цены на авиабилеты

74.RU
Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей
Елена Тюленева
Радио «Ъ FM»
«Ростех» взял Red Wings под крыло
Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer