Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спорт на высоте. Какие самолеты помогают российским пилотам ставить рекорды и побеждать на соревнованиях самолет


16 мая 2023 года Ростех


Спорт – неотъемлемая часть человеческой культуры, возможность мирного соперничества, когда лучшие представители одной или нескольких стран пытаются преодолеть собственные ограничения и опередить в результатах соперников. Особняком стоят виды спорта, в которых успех выступления зависит от технических устройств. И если представить технические виды спорта в виде диаграммы от простого к сложному, то самолетный спорт будет максимально близок к правому краю. Действительно, победа в нем зависит не только от умений и мастерства спортсмена-пилота, но и от совершенства его спортивного снаряда – самолета, одного из самых сложных и технологичных устройств, созданных человечеством. За свою историю предприятия Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха выпустили большое количество спортивных самолетов, многие из них и сегодня принимают участие в соревнованиях. О самых интересных отечественных моделях для спорта на высоте – в нашем материале.

Соревнования людей и машин

Самолетный спорт появился практически с момента первых полетов и всегда был тесно связан с военной авиацией. Первые фигуры высшего пилотажа были придуманы военными летчиками и применялись в воздушных боях. А большинство спортивных самолетов по совместительству являются и учебно-тренировочными – именно на них пилоты отрабатывают навыки взлета, посадки, боевых маневров и многое другое.

Сегодня соревнования по высшему пилотажу, пожалуй, самый известный и самый зрелищный вид самолетного спорта. Кроме него, также существуют состязания на точность приземления, воздушные гонки и авиаралли, в которых маршрут нужно пройти максимально близко к заданию.

Как и другие виды спорта, самолетный постоянно развивается, устанавливаются новые рекорды, задаются новые планки достижений. Усложнение программ соревнований стимулирует конструкторов совершенствовать и авиатехнику. Можно сказать, что в авиаспорте соревнуются не только пилоты, но и авиаконструкторы.

Отечественная авиашкола всегда занимала лидирующие позиции в мире самолетного спорта. Начиная с 1960-х годов, когда стартовали первые чемпионаты мира по высшему пилотажу, советские, а затем и российские пилоты занимали самые высокие места пьедестала. Многие из них связаны со знаменитыми авиационными КБ нашей страны. Например, Светлана Капанина, самый титулованный пилот в истории мировой спортивной авиации и лучший пилот столетия по версии Международной авиационной федерации, является летчиком-инструктором ОКБ Сухого.

Высокие пилотажные свойства, устойчивость к перегрузкам и простота управления – эти характеристики отличают отечественные спортивные самолеты и позволяют российским пилотам-спортсменам ставить рекорды и побеждать на соревнованиях. И если в показательных выступлениях пилотажных групп, таких как «Русские витязи», «Стрижи», участвуют мощные реактивные машины, то герои самолетного спорта − это легкие поршневые самолеты.

Спортивные самолеты ОКБ Яковлева

Для опытно-конструкторского бюро А.С. Яковлева (сегодня входит в состав корпорации «Иркут») не было запретных тем в авиастроении, и спортивно-тренировочное направление стало одним из закрепивших славу фирмы. Начиная с первого серийного самолета АИР-6, выпускавшегося в 1930-е годы, и до сегодняшнего дня КБ уделяет большое внимание спортивной и учебной авиации. Большинство советских пилотов проходили первичную подготовку на учебно-тренировочных самолетах «Як».

Первым в СССР полностью металлическим учебно-тренировочным самолетом стал Як-18. С 1950 года на нем обучались все будущие летчики советских ВВС, в том числе Юрий Гагарин. В течение 20 лет Як-18 в различных модификациях участвовал в спортивных соревнованиях по всему Союзу и за рубежом.

Когда в 1960-е годы авиаспорт переживает подъем, возникает необходимость в новом специализированном серийном самолете. Таковым стал Як-50, уже на первых своих соревнованиях 1976 года в Чехословакии завоевавший 23 призовых места из 30. На его базе был создан более совершенный спортивно-тренировочный Як-52, впервые взлетевший 8 мая 1979 года и выпускавшийся до 1998 года. Это был единственный в мире самолет, на котором летчик мог пройти путь с нуля до мастера спорта по высшему пилотажу. Кроме того, только для этой модели на чемпионате мира существует отдельная, «именная» категория.

Специально для тренировок и выступлений спортсменов в соревнованиях по высшему пилотажу яковлевцами был разработан одноместный Як-55, поднявшийся в небо в 1981 году. Самолет обладал отличными летными качествами, легко справлялся со штопором и фигурами обратного пилотажа благодаря симметричному профилю крыла. В 1993 году на его основе был разработан еще более легкий Як-54 с управляемыми элеронами, позволявшими выполнять фигуры высшего пилотажа без потери высоты.

Спортивные самолеты ОКБ Сухого

Опытно-конструкторское бюро П.О. Сухого, прославившееся своими истребителями, оказалось успешным и в спортивной тематике. Именно в ОКБ Сухого, где довели до совершенства реактивную авиацию, смогли достичь высоких результатов и в поршневой технике. История спортивного направления бюро началась в 1980-е годы, работы велись под руководством Михаила Симонова, главного конструктора истребителя Су-27.

Спортивным первенцем марки Сухого стал Су-26, больше известный в модификации Су-26М, впервые вставшей на крыло в 1984 году. Именно эта машина принесла советским спортсменам золотые медали в командном и личном зачетах на чемпионате мира в 1986 году. Уникальность этой машины заключалась в том, что впервые в отечественной авиации доля композитных материалов составила больше половины конструкции самолета. Кроме того, Су-26М был первым в мире самолетом, рассчитанным на перегрузки в 12g.

Дальнейшим развитием спортивной тематики стал впервые поднявшийся в небо в 1991 году двухместный спортивно-пилотажный Су-29. Благодаря унификации с Су-26М самолет был разработан всего за год. Машина получилась тяжелее своего предшественника на 60 кг, но зато двухместная кабина позволяла ускорить обучение пилотов и сократить затраты на тренировки. Самолет успешно поставлялся за рубеж.

На основе решений, отработанных в Су-29, был создан последний на данный момент спортивный самолет ОКБ Сухого − Су-31. Машина отлично показала себя на международном уровне, побеждала на соревнованиях и считается одной из лучших для аэробатики – демонстрации фигур высшего пилотажа. Для этого самолета была впервые разработана сверхлегкая система спасения летчика. На последнем чемпионате мира по высшему пилотажу, который прошел в 2021 году в Польше, российская сборная при поддержке ОАК и ОКБ Сухого завоевала все золотые медали. Абсолютным чемпионом мира по высшему пилотажу, собрав пять золотых медалей, стал Дмитрий Самохвалов, выступавший на Су-31МX.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе



Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer