Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ремонтирующие Airbus и Boeing в России компании сократили прибыль в 6 раз


2 мая 2023 года Артём Кореняко, РБК


Чистая прибыль российских компаний, обслуживающих самолеты Airbus и Boeing, в 2022 году упала в 5,6 раза, почти до ₽400 млн. При ремонте авиатехники есть проблемы, но барьеры для поставок запчастей будут сняты, отмечает Минтранс

Суммарная чистая прибыль ведущих компаний России, занимающихся обслуживанием и ремонтом импортных самолетов, по итогам 2022 года упала в 5,6 раза, до 386 млн руб., выручка — на 2,8%, до 21,7 млрд руб. Это следует из отчетности компаний по РСБУ, которую проанализировал РБК.

Основная часть выручки (15,6 млрд руб.) пришлась на двух провайдеров, принадлежащих S7 Group Владислава Филева и группе «Аэрофлот». Выручка крупнейшего российского игрока на этом рынке — S7 Technics — сократилась на 8,5% (до 11,5 млрд руб.), чистая прибыль — на 43% (до 1,1 млрд руб.). У «Аэрофлот Техникс» выручка выросла на 4,9% (до 4,1 млрд руб.), но компания показала максимальный убыток в своей истории (с 2016 года) — 570 млн руб.

Треть убытка (то есть около 190 млн руб.) — это «бумажный» убыток, связанный с особенностями новых стандартов бухгалтерского учета, сказал РБК представитель «Аэрофлота». Остальная сумма — это возникшие дополнительные расходы на процедуру передачи производственных объемов от департамента по техническому обеспечению «Аэрофлота» в «Аэрофлот Техникс», а также существенное сокращение налета самолетов у авиакомпаний-клиентов во втором квартале 2022 года, который повлек за собой перевод самолетов на временное хранение и, соответственно, уменьшение количества процедур по техобслуживанию, объясняет он.

РБК направил запрос в пресс-службу S7 Group.

Сейчас в России более 200 сертифицированных организаций, осуществляющих техническое обслуживание воздушных судов, говорил журналистам 31 марта министр транспорта Виталий Савельев. В распоряжении ключевых компаний 23 ангара, в которых можно одновременно обслуживать более 80 самолетов, отметил чиновник. Общее количество ангаров позволяет обеспечить обслуживание воздушных судов без очередей и простоя, заверил он.

Кто попал в выборку

По данным «Авиатранспортного обозрения», основные провайдеры услуг техобслуживания самолетов в России связаны с крупнейшими перевозчиками. По размеру выручки в 2022 году в топ-5 кроме S7 Technics и «Аэрофлот Техникс» вошли NW Technic (по данным СПАРК, принадлежит совладелице авиакомпаний Nordwind и «Икар» Каринэ Букрей), VTS Jets (среди ее совладельцев — член совета директоров авиакомпании «Азимут» Александр Криничанский, бывший топ-менеджер обанкротившейся «Трансаэро») и «ТС Техник» (входит в группу Utair).

Почему упала прибыль

Международные санкции, объявленные против России из-за начала специальной военной операции на Украине, напрямую затронули бизнес компаний, занимающихся ремонтом авиатехники. Они лишились прямых поставок от западных производителей агрегатов, запчастей, комплектующих, инструментов и оборудования. S7 Technics пришлось продать своего американского поставщика компонентов — компанию Nelson Parts (по итогам сделки S7 Technics получила убыток на 189 млн руб.), следует из отчетности российской компании.

От сотрудничества с Россией отказались глобальный провайдер Lufthansa Technik и его российская «дочка» «Люфтганза Техник Восток Сервисез». С введением санкций Евросоюза и США Lufthansa Technik прекратила коммерческую деятельность для своих российских клиентов и расторгла с ними контракты, сообщил РБК ее директор по корпоративным коммуникациям Йенс Крюгер. По словам Крюгера, «Люфтганза Техник Восток Сервисез» тоже «прекратила бизнес-деятельность для российских клиентов». Тем не менее в 2022-м выручка этой компании выросла на 3%, до 122 млн руб., чистая прибыль — на 42%, до 4 млн руб.

Кроме того, в 2022-м сократилась работа воздушного транспорта в России. Например, из-за запрета на полеты в Евросоюз пассажирские перевозки упали на 14%, до 95,21 млн человек, грузовые — на 59,42%, до 599 тыс. т. В прошлом году полеты прекратили сразу четыре перевозчика — пассажирская авиакомпания RoyalFlight (Росавиация приостановила действие ее сертификата 31 марта 2023 года) и грузовые AirBridgeCargo, «Атран» и Sky Gates Airlines.

Приостановка полетов основных заказчиков (AirBridgeCargo и «Атрана») привела к сокращению объемов оказываемых услуг, указано в отчетности провайдера «Волга-Днепр Техникс Москва» (принадлежит Алексею Исайкину, бывшему владельцу группы «Волга-Днепр»). В 2022-м выручка этой компании упала на 36%, до 1,09 млрд руб., но чистая прибыль выросла в 3,7 раза (до 59,4 млн руб.). Снижение чистой прибыли провайдера «Тулпар Техник» (среди ее совладельцев — группа ТАИФ) в 2022 году на 47% в его отчетности объясняется в первую очередь увеличением начисленных и уплаченных процентов в связи с привлечением инвестиционного кредита под покупку ангара в аэропорту Бегишево (принадлежит КАМАЗу). Представители группы «Волга-Днепр» и «Тулпар Техник» отказались от комментариев.

На выручку российских провайдеров могли повлиять также ограничения на предоставление техобслуживания для иностранных авиакомпаний из-за приостановления действия европейских и бермудских лицензий у российских центров техобслуживания, полагает авиационный эксперт Григорий Померанцев. «Это могло привести к сокращению валютной выручки», — добавляет он. Кроме того, российские авиакомпании в условиях ограниченной доступности запчастей и компонентов для самолетов Airbus и Boeing, очевидно, использовали возможности продлять межсервисные интервалы и таким образом проводить техническое обслуживание реже. «В допустимых рамках документация производителей самолетов позволяет эксплуатантам самим управлять интервалами отдельных видов техобслуживания», — пояснил Померанцев. К этому нужно добавить существенный рост стоимости расходных материалов и комплектующих, а также дефицит кадров с соответствующей квалификацией и допусками на выполнение определенных работ, говорит директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. «Все это повышает расходную часть провайдеров техобслуживания», — замечает эксперт.

«Аэрофлот Техникс» в прошлом году приняла более 20 мер, направленных на развитие провайдера в сложных внешних условиях и нестабильной геополитической ситуации, указал в отчетности гендиректор компании Михаил Коробович. Освоение новых возможностей для техобслуживания требует значительных инвестиций как в производство, так и в новые исследования и разработки, поясняет Синицкий.

Какие есть перспективы роста

В прошлом году крупнейшие авиакомпании России получили рекордную прибыль на фоне санкций. В 2023-м пассажиропоток превысит 101 млн человек, то есть вырастет минимум на 6%, говорил Савельев. Но многие перевозчики ожидают, что финансовые результаты в этом году будут хуже, замечает Синицкий. Он считает, что это может отразиться и на сервисных компаниях, хотя они и расширяют свои возможности, что должно привести к росту доходной части. Сейчас объемы работ «Аэрофлот Техникс» существенно возросли, и в компании уверены, что в среднесрочной перспективе она вернется к положительным финансовым показателям, подчеркивает представитель «Аэрофлота».

В условиях санкций одним из путей развития крупнейших центров техобслуживания может стать наращивание компетенций, освоение и развитие собственного производства и обслуживания запчастей и компонентов для иностранных самолетов, говорит Померанцев. «Безусловно, было бы перспективно освоить полный цикл технического обслуживания, включая работу с двигателями», — соглашается Синицкий. Однако пока этого трудно достигнуть, поскольку проблем слишком много, оговаривается эксперт. По его словам, реальным результатом для провайдеров будет надежное поддержание летной годности существенной части флота российских авиакомпаний в течение нескольких лет.

С помощью российских провайдеров можно обеспечить парк иностранных воздушных судов российских компаний всеми формами технического обслуживания — от оперативного технического обслуживания до более сложных форм технического обслуживания и ремонта, указывал Савельев. «Государство будет содействовать в снятии избыточных в сложившихся условиях санкционного давления административных барьеров для обеспечения необходимых поставок [запчастей]», — пообещал он.

В пресс-службе Минтранса отказались пояснить, над устранением каких административных барьеров ведется работа, улучшается ли ситуация с поставками запчастей, компонентов и прочих изделий для техобслуживания и ремонта западных воздушных судов на территории России. «Данные вопросы носят рабочий характер», — сообщили там.




комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе



Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer