Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ремонтирующие Airbus и Boeing в России компании сократили прибыль в 6 раз


2 мая 2023 года Артём Кореняко, РБК


Чистая прибыль российских компаний, обслуживающих самолеты Airbus и Boeing, в 2022 году упала в 5,6 раза, почти до ₽400 млн. При ремонте авиатехники есть проблемы, но барьеры для поставок запчастей будут сняты, отмечает Минтранс

Суммарная чистая прибыль ведущих компаний России, занимающихся обслуживанием и ремонтом импортных самолетов, по итогам 2022 года упала в 5,6 раза, до 386 млн руб., выручка — на 2,8%, до 21,7 млрд руб. Это следует из отчетности компаний по РСБУ, которую проанализировал РБК.

Основная часть выручки (15,6 млрд руб.) пришлась на двух провайдеров, принадлежащих S7 Group Владислава Филева и группе «Аэрофлот». Выручка крупнейшего российского игрока на этом рынке — S7 Technics — сократилась на 8,5% (до 11,5 млрд руб.), чистая прибыль — на 43% (до 1,1 млрд руб.). У «Аэрофлот Техникс» выручка выросла на 4,9% (до 4,1 млрд руб.), но компания показала максимальный убыток в своей истории (с 2016 года) — 570 млн руб.

Треть убытка (то есть около 190 млн руб.) — это «бумажный» убыток, связанный с особенностями новых стандартов бухгалтерского учета, сказал РБК представитель «Аэрофлота». Остальная сумма — это возникшие дополнительные расходы на процедуру передачи производственных объемов от департамента по техническому обеспечению «Аэрофлота» в «Аэрофлот Техникс», а также существенное сокращение налета самолетов у авиакомпаний-клиентов во втором квартале 2022 года, который повлек за собой перевод самолетов на временное хранение и, соответственно, уменьшение количества процедур по техобслуживанию, объясняет он.

РБК направил запрос в пресс-службу S7 Group.

Сейчас в России более 200 сертифицированных организаций, осуществляющих техническое обслуживание воздушных судов, говорил журналистам 31 марта министр транспорта Виталий Савельев. В распоряжении ключевых компаний 23 ангара, в которых можно одновременно обслуживать более 80 самолетов, отметил чиновник. Общее количество ангаров позволяет обеспечить обслуживание воздушных судов без очередей и простоя, заверил он.

Кто попал в выборку

По данным «Авиатранспортного обозрения», основные провайдеры услуг техобслуживания самолетов в России связаны с крупнейшими перевозчиками. По размеру выручки в 2022 году в топ-5 кроме S7 Technics и «Аэрофлот Техникс» вошли NW Technic (по данным СПАРК, принадлежит совладелице авиакомпаний Nordwind и «Икар» Каринэ Букрей), VTS Jets (среди ее совладельцев — член совета директоров авиакомпании «Азимут» Александр Криничанский, бывший топ-менеджер обанкротившейся «Трансаэро») и «ТС Техник» (входит в группу Utair).

Почему упала прибыль

Международные санкции, объявленные против России из-за начала специальной военной операции на Украине, напрямую затронули бизнес компаний, занимающихся ремонтом авиатехники. Они лишились прямых поставок от западных производителей агрегатов, запчастей, комплектующих, инструментов и оборудования. S7 Technics пришлось продать своего американского поставщика компонентов — компанию Nelson Parts (по итогам сделки S7 Technics получила убыток на 189 млн руб.), следует из отчетности российской компании.

От сотрудничества с Россией отказались глобальный провайдер Lufthansa Technik и его российская «дочка» «Люфтганза Техник Восток Сервисез». С введением санкций Евросоюза и США Lufthansa Technik прекратила коммерческую деятельность для своих российских клиентов и расторгла с ними контракты, сообщил РБК ее директор по корпоративным коммуникациям Йенс Крюгер. По словам Крюгера, «Люфтганза Техник Восток Сервисез» тоже «прекратила бизнес-деятельность для российских клиентов». Тем не менее в 2022-м выручка этой компании выросла на 3%, до 122 млн руб., чистая прибыль — на 42%, до 4 млн руб.

Кроме того, в 2022-м сократилась работа воздушного транспорта в России. Например, из-за запрета на полеты в Евросоюз пассажирские перевозки упали на 14%, до 95,21 млн человек, грузовые — на 59,42%, до 599 тыс. т. В прошлом году полеты прекратили сразу четыре перевозчика — пассажирская авиакомпания RoyalFlight (Росавиация приостановила действие ее сертификата 31 марта 2023 года) и грузовые AirBridgeCargo, «Атран» и Sky Gates Airlines.

Приостановка полетов основных заказчиков (AirBridgeCargo и «Атрана») привела к сокращению объемов оказываемых услуг, указано в отчетности провайдера «Волга-Днепр Техникс Москва» (принадлежит Алексею Исайкину, бывшему владельцу группы «Волга-Днепр»). В 2022-м выручка этой компании упала на 36%, до 1,09 млрд руб., но чистая прибыль выросла в 3,7 раза (до 59,4 млн руб.). Снижение чистой прибыли провайдера «Тулпар Техник» (среди ее совладельцев — группа ТАИФ) в 2022 году на 47% в его отчетности объясняется в первую очередь увеличением начисленных и уплаченных процентов в связи с привлечением инвестиционного кредита под покупку ангара в аэропорту Бегишево (принадлежит КАМАЗу). Представители группы «Волга-Днепр» и «Тулпар Техник» отказались от комментариев.

На выручку российских провайдеров могли повлиять также ограничения на предоставление техобслуживания для иностранных авиакомпаний из-за приостановления действия европейских и бермудских лицензий у российских центров техобслуживания, полагает авиационный эксперт Григорий Померанцев. «Это могло привести к сокращению валютной выручки», — добавляет он. Кроме того, российские авиакомпании в условиях ограниченной доступности запчастей и компонентов для самолетов Airbus и Boeing, очевидно, использовали возможности продлять межсервисные интервалы и таким образом проводить техническое обслуживание реже. «В допустимых рамках документация производителей самолетов позволяет эксплуатантам самим управлять интервалами отдельных видов техобслуживания», — пояснил Померанцев. К этому нужно добавить существенный рост стоимости расходных материалов и комплектующих, а также дефицит кадров с соответствующей квалификацией и допусками на выполнение определенных работ, говорит директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. «Все это повышает расходную часть провайдеров техобслуживания», — замечает эксперт.

«Аэрофлот Техникс» в прошлом году приняла более 20 мер, направленных на развитие провайдера в сложных внешних условиях и нестабильной геополитической ситуации, указал в отчетности гендиректор компании Михаил Коробович. Освоение новых возможностей для техобслуживания требует значительных инвестиций как в производство, так и в новые исследования и разработки, поясняет Синицкий.

Какие есть перспективы роста

В прошлом году крупнейшие авиакомпании России получили рекордную прибыль на фоне санкций. В 2023-м пассажиропоток превысит 101 млн человек, то есть вырастет минимум на 6%, говорил Савельев. Но многие перевозчики ожидают, что финансовые результаты в этом году будут хуже, замечает Синицкий. Он считает, что это может отразиться и на сервисных компаниях, хотя они и расширяют свои возможности, что должно привести к росту доходной части. Сейчас объемы работ «Аэрофлот Техникс» существенно возросли, и в компании уверены, что в среднесрочной перспективе она вернется к положительным финансовым показателям, подчеркивает представитель «Аэрофлота».

В условиях санкций одним из путей развития крупнейших центров техобслуживания может стать наращивание компетенций, освоение и развитие собственного производства и обслуживания запчастей и компонентов для иностранных самолетов, говорит Померанцев. «Безусловно, было бы перспективно освоить полный цикл технического обслуживания, включая работу с двигателями», — соглашается Синицкий. Однако пока этого трудно достигнуть, поскольку проблем слишком много, оговаривается эксперт. По его словам, реальным результатом для провайдеров будет надежное поддержание летной годности существенной части флота российских авиакомпаний в течение нескольких лет.

С помощью российских провайдеров можно обеспечить парк иностранных воздушных судов российских компаний всеми формами технического обслуживания — от оперативного технического обслуживания до более сложных форм технического обслуживания и ремонта, указывал Савельев. «Государство будет содействовать в снятии избыточных в сложившихся условиях санкционного давления административных барьеров для обеспечения необходимых поставок [запчастей]», — пообещал он.

В пресс-службе Минтранса отказались пояснить, над устранением каких административных барьеров ведется работа, улучшается ли ситуация с поставками запчастей, компонентов и прочих изделий для техобслуживания и ремонта западных воздушных судов на территории России. «Данные вопросы носят рабочий характер», — сообщили там.




комментарии (0):












Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Ячейная полоса: инновационный материал ускорит создание беспилотников
Алена Нефедова, Роман Крецул
Известия
БезБПЛАтный полет: сотрудникам ЧОП и МЧС разрешат сбивать беспилотники
Наталья Пономарева​​​​​​​
Интерфакс
Проверить на прочность
Анастасия Львова
Известия
Найти и обездвижить: аэропорты столкнулись с проблемой закупки защиты от дронов
Денис Гриценко
Известия
Открыто в космос: колонизировать Луну поможет робот-кентавр
Илья Словесный
Деловой Петербург
Смольный отменил разработку документации для метро в Пулково
Артём Кореняко
РБК
S7 раскрыла метод «раскатки» новых рейсов с помощью бразильских самолетов
Артём Кореняко
РБК
Число маршрутов S7 из Москвы впервые оказалось меньше вылетов из регионов



Анастасия Львова
Известия
«Ми» с вами: поставки вертолетов до 2030 года планируют увеличить на треть
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
RT
«Ещё один шаг к технологической независимости»: как в России разрабатывают систему предупреждения столкновения в воздухе

Ростех
Sukhoi Superjet NEW: что нового?
Василий Кучушев
ТАСС
5 лет — полет нормальный. Настоящее и будущее регионального самолета SSJ
Дарья Лабутина
Известия
Средь шумного Бали: Россия и Индонезия обсуждают запуск прямых рейсов

Ростех
Спорт на высоте. Какие самолеты помогают российским пилотам ставить рекорды и побеждать на соревнованиях самолет

Ростех
Роберт Бартини: итальянский барон советского авиастроения
Артём Кореняко
РБК
Совладелец «Азимута» рассказал о ценообразовании на билеты в Грузию
Ольга Коленцова
Известия
Зыбкая одежда: истекает срок эксплуатации скафандров космонавтов на МКС
Денис Гриценко
Известия
Врачи прилетели: как пациентов санитарной авиации спасают от кровопотери
Екатерина Москвич 
ТАСС
Музеи под открытым небом. Космический туризм на Восточный и Байконур
Андрей Коршунов
Известия
Взяли модуль: в России отобрали проекты для имитации лунных экспедиций
Тимофей Дзядко, Елена Сухорукова, Мария Бородаевская, Екатерина Постникова
РБК
Россия возобновит авиасообщение с Грузией. Что важно знать
Валентин Логинов, Анастасия Платонова
Известия
Взлетная годность: зачем Россия возобновляет прямые рейсы в Грузию
Мария Шаипова
Известия
Прямой без виз: Россия отменила запрет на авиасообщение с Грузией
Василий Кучушев
ТАСС
В условиях технологического суверенитета. Над чем работает знаменитый на весь мир ЦАГИ
Анастасия Антипова, Артём Кореняко, Анастасия Серова, Маргарита Овсянникова
РБК
Какие регионы запретили использовать дроны и что грозит нарушителям
Артём Кореняко
РБК
Ремонтирующие Airbus и Boeing в России компании сократили прибыль в 6 раз
Анастасия Львова
Известия
Светлая полоса: аэропорты перейдут на российское ПО для регистрации пассажиров

Regnum
14 аэропортов России обновят инфраструктуру в 2023 году
Артём Кореняко
РБК
Производители оценили затраты на создание отрасли дронов в ₽500 млрд
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшие авиакомпании России получили рекордную прибыль на фоне санкций
Михаил Котов
ТАСС
Успех или провал Илона Маска: что показал запуск Starship
Анастасия Николаева
Интерфакс
Нештатная ситуация
Анастасия Львова
Известия
Грузовое небо: в РФ создают первый завод по выпуску гражданских дронов
Людмила Александрова
МК.ru
Самолеты требуют денег: насколько подорожают авиабилеты
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Россиян предупредили о подорожании авиабилетов на международных маршрутах
Мария Недюк, Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Сверхтяжелые обстоятельства: почему полет новой ракеты Маска отменен
Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
Широкое приземление: на Новой Земле реконструируют военный аэродром
Анастасия Львова
Известия
Залетным ветром: на Чукотке и Ямале появятся первые базы для запуска дронов
Валерия Чуб
Известия
Приняли «Вызов»: как прошла премьера первого фильма, снятого в космосе
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Бронь для военных. В самолетах будут резервировать места для участников СВО
Мария Недюк
Известия
Материальное будущее: в РФ создают уникальные сталь, композиты и полимеры
Ольга Коленцова
Известия
Обстановка по требованию: замена МКС поможет в освоении спутника Земли
Владислав Крылов
Известия
Просто любовь: Юрий Гагарин остается самым популярным землянином Галактики
Ольга Мамиконян
Forbes
На пути к другим галактиками: восемь лучших фильмов про космос

Ростех
Космический успех двигателя РД-107/108
Екатерина Милицкая
Известия
Первый о космосе: как кино раскрыло секреты советского ракетостроения

ТАСС
От обечаек до парашютов: как Ростех помогает покорять космос
Мария Шаипова
Известия
От орбиты до Луны: крупнейшие достижения СССР и России в космосе
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Поднять флагман: для авианосца «Адмирал Кузнецов» набирают новый экипаж
Валерий Кодачигов, Анастасия Львова
Известия
Наивысший пилотаж: дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer