Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Открыто в космос: колонизировать Луну поможет робот-кентавр


30 мая 2023 года Денис Гриценко, Известия


Российские инженеры разрабатывают робота, предназначенного для колонизации Луны. Он будет состоять из антропоморфной торсовой части, установленной на четырехколесную мобильную платформу. Такая конструкция очень напоминает античного кентавра. Им можно управлять удаленно: металлический торс в точности копирует движения оператора. Либо устройство может действовать автономно с помощью элементов искусственного интеллекта. Человекоподобная часть системы успешно прошла испытания на МКС. Теперь ее предстоит доработать под лунные условия. По мнению экспертов, подобные инструменты совершенно необходимы для освоения других планет и дальнего космоса. Однако даже если разработка никогда не отправится в полет, ей всегда найдется применение и на Земле.

Обратная сторона Луны

Специалисты НПО «Андроидная техника» и фонда Alpha Robotics Venture работают над созданием робота, предназначенного для колонизации Луны. Устройство будет состоять из антропоморфной торсовой части, повторяющей строение человека выше пояса, и мобильной четырехколесной платформы, на которую ее установят. Внешне конструкция напоминает античного кентавра. Также в нее планируют включить летающий дрон, который значительно расширит возможности системы.

— Торсовая часть будущего робота уже готова. Мобильная платформа сейчас строится. На ней проводятся отладки и доработки, чтобы можно было проводить различные тесты. Через несколько месяцев должны начаться испытания, — сказал глава компании Alpha Robotics Venture Владимир Белый.

Основными задачами машины станут строительство лунной базы и ее подготовка к прибытию экипажа. Для того чтобы платформа могла передвигаться по поверхности, каждое из ее четырех колес будет работать независимо от других, от отдельного мотора. К тому же они смогут поворачиваться вокруг своей оси. Такая конструкция позволяет значительно повысить маневренность. Сами колеса будут сильно отличаться от тех, которые используют на Земле. Их оснастят нестираемым протектором из титана и особыми, вечными подшипниками. Даже если одно или два колеса выйдут из строя, оставшиеся позволят платформе продолжить работу.

Создатели уже имеют опыт работы с антропоморфной составляющей системы. Ранее они разработали Теледроид — андроид для проведения работ в открытом космосе — и робота Федора, которые успешно прошли испытания на МКС. Применяемые в них технологии адаптируют для использования на спутнике Земли. Так, например, в лунный вариант робота добавят дополнительные силовые элементы, потому что, в отличие от космического пространства, там есть гравитация.

Человек будет управлять торсовой частью удаленно — с помощью шлема виртуальной реальности и экзоскелета, движения которого полностью повторяет машина. В костюм оператора встроят систему тактильной и силовой обратной связи, которая позволяет пользователю ощущать плотность, габариты, вес и другие характеристики объектов, с которыми оперируют железные руки. Это нужно для более точного управления роботом, а также для того, чтобы машина в процессе работы не повредила сама себя. С помощью такого контроля можно решать практически любые задачи на поверхности Луны. Разработчики рассматривают возможность установки на колесную часть дополнительного манипулятора, который сможет контролировать объекты в радиусе 5 м и в случае необходимости помогать торсовой части или ремонтировать самого себя.

Где родился, там и пригодился

Также робот сможет действовать автономно. «Интеллект» торсовой части будет работать в связке с «мозгами» колесной платформы и летающего дрона. Колесная часть получит собственную систему управления и в случае поломки других элементов сможет продолжить выполнять задачи. Элементы ИИ устройства должны быть способны обрабатывать данные, поступающие по средствам технического зрения, поддерживать работу систем динамического равновесия, позиционирования в пространстве и других. Еще одна важная задача — самостоятельно проводить некоторые виды исследований. Например, собирать и анализировать образцы лунного грунта.

Для питания системы на колесной части установят солнечные батареи либо будут использовать миниатюрные атомные батарейки, источником энергии в которых служит никель-63. Важная особенность Луны в том, что ее поверхность покрыта особым грунтом — реголитом. Он состоит из мелких частиц с острыми краями, которые могут повредить технику. Поэтому, чтобы защититься от него, робота оденут в специальный скафандр.

Хорошо, если у такой машины будет больше чем две руки — это сделает ее более эффективной, уверен член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. По мнению специалиста, стоит уходить от антропоморфной конструкции. Она может быть использована на Земле, где среда к этому располагает, но в космосе совсем другие геофизические условия.

— С помощью роботов можно минимизировать риски возникновения нештатных ситуаций. Разрабатывать подобные устройства необходимо уже сейчас, потому что эта работа не на один год. Отправлять такое устройство на Луну нужно гораздо раньше, чем туда полетит человек для освоения. Поэтому не стоит привязываться к пилотируемой программе, — сказал Андрей Ионин.

В космосе надо использовать такие технологии, у которых также есть большой коммерческий потенциал на Земле, добавил специалист. По его словам, это позволит получать экономическую отдачу от инвестиций. На Земле для такого устройства больше задач, чем на Луне, особенно в нашей стране: на Крайнем Севере, в Арктике или Сибири. Людей там всегда не хватает, поэтому роботы-помощники будут востребованы. Даже если лунный проект отложат, мы создадим то, что необходимо нам здесь и сейчас, уверен специалист.

— Робототехника очень нужна при освоении космоса, так как человек не всегда может сделать то, что необходимо. Гораздо дешевле и эффективнее передать эти задачи роботам. Посылать большое число людей для подготовки лунной базы слишком сложно. Проще сделать такие устройства, — сказал эксперт в космической отрасли Александр Железняков.

Предложение сделать робота наподобие кентавра для колонизации спутника не ново — впервые его озвучили еще в 1970-х годах в Центральном научно-исследовательском и опытно-конструкторском институте робототехники и технической кибернетики. Тогда оно не было реализовано, возможно, идея осуществится сейчас, заключил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer