Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Проверить на прочность


31 мая 2023 года Наталья Пономарева​​​​​​​, Интерфакс


Омские ученые создали новую методику оценки выносливости сплава, который используют для производства космических ракет. А их томские коллеги просчитали, как защитить летательные аппараты от космического мусора.

Сотрудники Омского государственного технического университета (ОмГТУ) предложили новый алгоритм расчета выносливости сплава АМг6 (алюминий+магний), который широко используется в авиакосмической промышленности. Например, из него изготовлены корпусы модулей международной космической станции (МКС) и топливные баки ракет. Как отмечают в вузе, предложенная методика позволит заменить многолетние дорогостоящие испытания простой процедурой длиной в несколько дней.

"По разработанной нами методике можно определить число циклов температурного нагружения конструкции орбитального объекта в большом диапазоне отрицательных и положительных температур до момента появления трещин и его разгерметизации. Это позволит точно рассчитать срок жизни орбитального объекта", — сообщил доцент кафедры "Машиностроение" ОмГТУ Иван Лесняк.

По словам ученого, другие способы расчета выносливости этого сплава предполагают многолетние эксперименты в условиях, максимально приближенных к реальным, что очень трудоемко и требует значительных затрат энергии на нагрев и охлаждение конструкции. Как отметил специалист, в рамках такого подхода испытания на выносливость материала АМг6, например, для модулей МКС, должны были бы длиться около 20 лет.

По данным ОмГТУ, в дальнейшем с помощью своей методики ученые намерены исследовать выносливость сплава с учетом различных параметров эксплуатации. Этот алгоритм в перспективе можно адаптировать и для расчета выносливости других металлов.

В свою очередь ученые Института физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук (ИФПМ СО РАН, г. Томск) разработали компьютерные модели, которые помогут смоделировать столкновение летательных аппаратов с космическим мусором.

"Одной из актуальных проблем является огромное количество космического мусора на орбите: только учтенных объектов насчитывается около 300 тысяч. Конечно, о приближении большого объекта становится известно заранее, и в таком случае меняется орбита движения летательного аппарата, но столкновение с более мелким мусором неизбежно. Например, объект весом меньше грамма (песчинка кварца или кусок алюминия), летящий со скоростью несколько тысяч метров в секунду, может нанести весьма серьезный урон", — цитирует издание СО РАН "Наука в Сибири" одного из разработчиков, научного сотрудника лаборатории механики структурно-неоднородных сред ИФПМ Павла Радченко.

Поэтому, по словам ученого, если встреча с космическим мусором неизбежна, то нужно к ней должным образом подготовиться. Однако проводить подобные эксперименты в лабораторных условиях — задача слишком сложная и дорогостоящая, поэтому специалисты обратились к компьютерному моделированию, которое позволяет воссоздать ситуацию с любыми параметрами скорости и массы объекта, исследовать и описать их воздействие на нужный элемент летательного аппарата.

"Главная задача нашего коллектива — исследовать взаимодействие Международной космической станции с космическим мусором, а также изучить, как меняются свойства материалов. При больших скоростях они трансформируются, становятся иными, нежели при обычных нагрузках, например, сплавы начинают вести себя как жидкости. Создание компьютерных моделей позволит понять, как ведут себя сложные конструкции из перспективных материалов", — пояснил в свою очередь научный сотрудник лаборатории механики структурно-неоднородных сред ИФПМ Станислав Батуев.

В частности, по данным издания, исследователи создали компьютерные модели, которые наглядно демонстрируют, что происходит при столкновении космического мусора со специальными защитными экранами и иллюминаторами космических летательных аппаратов.

"Крошечная песчинка летит в разы быстрее пули, со скоростью семь-восемь километров в секунду, и при столкновении с незащищенной поверхностью может оставить на ней след или даже сделать пробоину. Однако использование экрана небольшой толщины позволяет избежать этого. Даже если в экране образуется отверстие, то главная задача выполнена — важный модуль или конструкция летательного аппарата не пострадали, что позволяет продлить срок их эксплуатации на орбите", — говорится в публикации.

Аналогичным образом исследователи "протестировали" и защитные иллюминаторы, которые изготавливают из стекла.

"Исследователи моделировали ситуации взаимодействия иллюминатора с космическим мусором разной массы, летящим с разной скоростью. Это позволило им описать, что именно в таких ситуациях происходит с иллюминатором: могут образовывать трещины, сколы или даже отколоться целые куски стекла, а образовавшая трещина может привести к разрушению всего иллюминатора", — говорится в публикации.

В дальнейшем ученые планируют изучить, каким образом удары космического мусора влияют на сварные швы конструкций и околосварные зоны, а также исследовать физические свойства материалов и поведение всей конструкции.

Ранее подобные исследования проводили ученые Научно-исследовательского института прикладной математики и механики Томского госуниверситета (НИИ ПММ ТГУ, Томск). В итоге специалисты создали методики и модели, позволяющие тестировать функциональные характеристики новых слоистых и композитных материалов, создаваемых для защиты космических аппаратов, в условиях максимальной нагрузки.

"Ученые разработали численные методики, которые позволяют тестировать защитные конструкции (сетки, экраны) и материалы (алюминий, керамика и прочие), варьируя при этом скорость столкновения, нагрузку на преграду и другие параметры", — сообщили в пресс-службе ТГУ.

Там же отметили, что созданные модели деформирования и разрушения материалов позволяют проводить численные эксперименты, которые намного дешевле и быстрее, чем натурные испытания. Их можно использовать для создания автоматизированной системы инженерных расчетов, позволяющей моделировать взрыв, соударение или иные ситуации высокоинтенсивного воздействия на материалы и конструкции.

"Проведена серия экспериментов с использованием уникальной легкогазовой баллистической пушки, позволяющей ускорять частицы до космических скоростей. Установка, у которой аналогов мало не только в России, но и во всем мире, может метать различные ударники со скоростью до 8 километров в секунду", — рассказал руководитель проекта, старший научный сотрудник отдела механики деформируемого твердого тела НИИ ПММ ТГУ Сергей Пашков.

По его словам, в ходе экспериментов ученые подтвердили точность теоретических моделей и численных расчетов, а также получили новые данные о воздействии ударников на разные преграды, в том числе — на стекла иллюминаторов и их защитные покрытия.

"Это важно с точки зрения сохранения прозрачности иллюминаторов и оптических приборов, которые также подвергаются ударам микрометеороидов и космической пыли", — сказал Пашков.

По данным ТГУ, ранее ученые НИИ ПММ разработали противометеорный экран в виде гофрированной стальной сетки. На изобретение был получен совместный патент с НПО им. С.А. Лавочкина.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer