Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Какие регионы запретили использовать дроны и что грозит нарушителям


4 мая 2023 года Анастасия Антипова, Артём Кореняко, Анастасия Серова, Маргарита Овсянникова, РБК


Запреты на беспилотники в целях безопасности регионы стали вводить еще в 2022 году. РБК разбирался, где действуют ограничения и что грозит их нарушителям

Какие регионы ввели прямые запреты на использование беспилотников

К 4 мая запрет на использование беспилотников ввели 47 регионов. Большая часть регионов ввела ограничения после конца октября 2022 года постановлениями губернаторов, которые прямо ссылаются на указ президента от 19 октября № 757. Он был посвящен мерам, связанным с другим указом, который устанавливал для регионов четыре уровня реагирования — от максимального, военного положения (для новых регионов: ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей) до уровня базовой готовности.

При этом запреты на беспилотники ввели регионы из разных категорий, в том числе из списка субъектов с базовым уровнем готовности — среди них, например, Мордовия и Приморский край.

В Пермском крае запрет установлен решением оперативного штаба по обеспечению базовой готовности, аналогично — в Челябинской области. В Орловской области решение оперштаба подразумевает полеты только при наличии специального разрешения областной администрации, сообщали местные СМИ.

В Свердловской области в конце января решили внедрить защиту от дронов (технические средства для их обнаружения) на предприятиях атомной промышленности, а в мае уже запретили запускать беспилотники в регионе.

В ДНР запрет на использование беспилотников ввели еще в августе 2022 года — до подписания договора о включении республики в состав России. В постановлении госкомитета обороны делалось исключение для дронов органов власти и силовых структур, а также для представителей СМИ. Также в августе запрет ввели в Крыму, тоже с оговоркой для органов власти.

Какие еще решения ограничивают использование беспилотников

Также в ряде регионов установлен временный режим ограничения на использование воздушного пространства. В главном центре ЕС ОрВД (Единая система организации воздушного движения) на запрос РБК ответили, что центр установил временный режим в границах, обусловленных координатами, указанными в представлении Минобороны, и ограничил использование воздушного пространства полностью или частично в воздушном пространстве Московского, Ростовского и Симферопольского региональных центров ЕС ОрВД, над следующими регионами:

Смоленская область;
Брянская область;
Калужская область;
Орловская область;
Тульская область;
Липецкая область;
Курская область;
Белгородская область;
Тамбовская область;
Воронежская область;
Волгоградская область;
Ростовская область;
Астраханская область;
Ставропольский край;
Краснодарский край;
Республика Адыгея;
Республика Калмыкия;
Республика Крым;
а также над новыми субъектами — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями.

В нескольких перечисленных в ответе ЕС ОрВД регионах действует желтый уровень террористической опасности, который предполагает повышенные меры контроля.

Что такое желтый уровень террористической опасности и где он действует

В граничащих с Украиной Белгородской, Брянской, Курской областях, в двух районах Воронежской области, на севере Крыма и на территории нескольких районов Краснодарского края с 11 апреля 2022 года был введен желтый уровень террористической опасности. В конце апреля власти Краснодарского края отменили режим, аналогичное решение через месяц приняли в Воронежской области, в мае власти Крыма исключили из своего списка Ленинский район, а в августе — Керчь. 8 октября, после теракта на Крымском мосту, в Ленинском районе и Керчи снова ввели желтый уровень опасности. В тот же день режим объявили в Темрюкском районе Краснодарского края.

Особый режим предполагает усиленную работу всех правоохранительных органов, а жителям регионов рекомендуют избегать массового скопления, всегда брать с собой удостоверение личности и быть бдительными.

Всего уровней террористической опасности три: синий (повышенный), желтый (высокий) и красный (критический). Желтый вводится, если есть подтвержденная информация о реальной возможности совершения теракта, следует из классификации Национального антитеррористического комитета.

В Белгородской области в связи с уровнем опасности губернатор Вячеслав Гладков среди рекомендаций населению упоминал о необходимости обращаться в органы, если услышали звук беспилотника.

В Брянской области в сообщении о желтом уровне опасности упоминался запрет на полеты «всех воздушных судов, в том числе квадрокоптеров». В правительстве Брянской области в ответе на запрос РБК отметили, что запрет не распространяется на воздушные суда госавиации, а контроль за соблюдением правил осуществляют органы транспортной прокуратуры во взаимодействии с правоохранительными органами «через имеющиеся технические и оперативные возможности».

В Курской области, где также установлен желтый уровень, «усиленные меры по защите и охране территории предполагают ограничение использования БПЛА в бытовых целях для обеспечения безопасности населения», ответили РБК в пресс-службе правительства региона. В июле 2022 года губернатор Роман Старовойт рекомендовал жителям области не запускать беспилотники. Он добавил, что все подобные устройства принудительно сажают и проверяют, при этом часть из них приходит в негодность.

В департаменте общественной безопасности Севастополя на запрос РБК ответили, что «в связи с проведением специальной военной операции по представлению Министерства обороны Российской Федерации установлен временный режим запрета использования воздушного пространства в Республике Крым, городе Севастополе и части акватории Черного моря».

В пресс-службе губернатора Кубани напомнили об ответственности за использование беспилотников: «Антитеррористическая комиссия Краснодарского края предупреждает, что при несанкционированных запусках беспилотных летательных аппаратов жителей и юридических лиц привлекут к установленной законом административной и иной ответственности, беспилотники будут принудительно приземлять».

Каких беспилотников касается запрет

Как правило, в региональных постановлениях отмечено, что запрет не распространяется на беспилотники, используемые органами власти и подведомственными организациями, органами местного самоуправления или по договору с ними. «Принятые органами местной власти указы приостанавливают предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на использование воздушного пространства населенного пункта всем беспилотным воздушным судам независимо от максимальной взлетной массы», — поясняет эксперт рынка НТИ «Аэронет», генеральный директор компании «Флай Дрон» Никита Данилов.

В ответе главного центра ЕС ОрВД также указывалось, что в ограничениях использования воздушного пространства речь идет в том числе о запуске «любых видов БВС» (беспилотных воздушных судов. — РБК). Такая деятельность в границах временного режима возможна только при наличии спецразрешения Национального центра управления обороной, подчеркнули в ЕС ОрВД.

Что грозит за нарушение запрета на использование беспилотников

Административные санкции за нарушение использования воздушного пространства описаны в ст. 11.4 КоАП (с оговоркой — если действие не содержит уголовно наказуемого деяния):

  • штраф за нарушение пользователем федеральных правил использования воздушного пространства предусмотрен для граждан в размере 20–50 тыс. руб., для должностных лиц — 100–150 тыс. руб., для юрлиц — 250–300 тыс. руб. (либо им могут назначить приостановку деятельности на срок до трех месяцев).
  • штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление подобной деятельности, предусмотрены для граждан в размере 30–50 тыс. руб., для должностных лиц — 50–100 тыс. руб., для юрлиц — 300–500 тыс. руб. (либо приостановка деятельности на срок до трех месяцев).

Правила использования воздушного пространства были закреплены постановлением правительства в 2010 году и предусматривают разрешительный и уведомительный порядок использования неба для разных классов зон.

В правительстве Брянской области, к примеру, на запрос РБК отметили, что за период с 24 февраля 2022 года по 15 февраля 2023 года было выявлено пять случаев нарушения, по всем из них были назначены штрафы.

Уголовная ответственность за использование воздушного пространства без разрешения (когда такое разрешение требуется по закону), описана в ст. 271.1 УК РФ. Если такие действия повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрен тюремный срок до пяти лет, если повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц — срок до семи лет.

В главном центре ЕС ОрВД также отметили, что есть риски применения военными спецсредств к выявленным объектам нарушения режима ограничений, с учетом «особенностей причин установления временного режима».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer