Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Доходы операторов duty free в Сочи и Внуково выросли вопреки санкциям


19 июня 2023 года Анна Захарова, Артём Кореняко, РБК


Разрешение продавать товары duty free пассажирам, вылетающим из России в страны ЕАЭС, и экономия на униформе помогли части магазинов в аэропортах нарастить выручку в 2022 году. Но на фоне роста Пулково пострадало Шереметьево

Выручка крупнейшего оператора магазинов беспошлинной торговли (duty free), входящего в международную группу Dufry, показала рост в аэропорту Внуково в 2022 году примерно на треть по сравнению с предыдущим годом. Доходы оператора выросли также в Домодедово, Пулково и ряде других региональных аэропортов, несмотря на уменьшение международного трафика из-за санкций против российской авиационной отрасли и ограничения на полеты за рубеж. Это следует из материалов бухгалтерской отчетности российских «дочек» Dufry, которые занимаются розничной торговлей в аэропортах. При этом в аэропорту Шереметьево выручка оператора за год упала.

Как изменилась работа магазинов duty free в 2022 году

В марте 2022 года российские магазины duty free попросили у правительства помощь из-за «критического» положения, в котором они оказались после начала специальной военной операции на Украине и введенных в ответ на нее санкций. Тогда Евросоюз закрыл небо для российских самолетов, а Россия в ответ на это ввела зеркальные ограничения для 36 стран, рейсы в другие страны отменялись также из-за риска ареста российских самолетов. Магазины duty free напрямую зависят от международного авиасообщения и пассажиропотока в терминалах, отмечали ранее в Евразийской ассоциации беспошлинной торговли. Из-за ограничений на полеты поток резко сократился, и это нанесло удар по рынку, который еще не успел оправиться от пандемии: из-за COVID-19 рынок беспошлинной торговли в России сократился до 70% от объема, который был в 2019 году, — до $400 млн в 2021 году.

Проблемы возникли и с ассортиментом: страны ЕС и США ввели ценовые ограничения на поставки в Россию товаров роскоши. С российского рынка ушли многие популярные зарубежные бренды, которые продавались в магазинах беспошлинной торговли, — среди них Chanel, Gucci, Hermes, Hugo Boss, Victoria's Secret, Moet, Hennessy, Cartier, Swarovski и другие. Операторам пришлось искать замену этим маркам, так же как и товарам брендов, ассортимент которых сократился, — среди них Estee Lauder, L'Oreal, Lancome, Clinique, Jо Malone, Shiseido, Giorgio Armani, Keihl's. Наконец, на продажах магазинов duty free в 2022 году сказался запрет на оплату товаров пластиковыми картами, выпущенными иностранными банками, и ограничения на получение наличной валюты в банках.

Поддержать беспошлинную торговлю попросили и аэропорты, которые из-за прекращения большинства рейсов за рубеж лишились комиссии от магазинов duty free, составлявшей большую долю доходов от международных перевозок. В июне прошлого года совладелец Внуково и авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев рассказывал в интервью РБК, что аэропорты предложили до конца 2023 года ввести режим беспошлинной торговли в терминалах, откуда вылетают рейсы на внутренние направления. Появление внутренних магазинов беспошлинной торговли позволило бы аэропортам повысить выручку на фоне падения международного трафика, а пассажирам — «покупать товары по ценам ниже, чем они существуют на рынке, — без таможенных пошлин», отмечал Ванцев. По его словам, во многих странах магазины беспошлинной торговли работают как в зоне международных рейсов (duty free), так и в зоне внутренних рейсов (duty paid). «Пассажиры уже заплатили за билеты, принеся налоги бюджету. Чем больше они потратят в аэропорту, тем лучше в конечном счете будет для государства», — пояснял совладелец Внуково.

В середине июня Госдума разрешила продавать товары duty free летящим из России в ЕАЭС. До этого российское законодательство исключало возможность продажи товаров duty free для пассажиров, вылетающих из России в союзные страны — Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию, хотя в аэропортах этих стран путешественники, которые летели в Россию, могли покупать товары в магазинах беспошлинной торговли еще с 2019 года.

Кто управляет магазинами duty free в российских аэропортах

Магазины duty free открываются на нейтральной территории — в аэропортах и пунктах пропуска через государственную границу, что дает возможности продавцам не включать в стоимость некоторые виды налогов, например акцизы и НДС, и, в свою очередь, продавать товары по более низким ценам. В ассортименте магазинов duty free в первую очередь продаются товары, которые обычно облагаются самыми высокими акцизными сборами — алкоголь, табак и парфюмерия, а также часы, ювелирные украшения, аксессуары, продукты и товары для путешественников.

В марте 2023 года, согласно реестру Федеральной таможенной службы, в России работало 162 магазина беспошлинной торговли, из них 111 находятся в аэропортах. По сравнению с началом 2022 года количество магазинов duty free сократилось на 32% (их было 240), а в аэропортах их стало меньше на 40% (было 182). Режим работы оставшихся магазинов изменился: сейчас около 60 точек duty free в аэропортах работают не каждый день, отмечает директор Евразийской ассоциации беспошлинной торговли Фатима Дзоблаева.

Первая в России сеть магазинов беспошлинной торговли открылась в Шереметьево в 1988 году — она работала под брендом Moscow Duty Free («Аэроферст»). Компания была совместным предприятием «Аэрофлота» и ирландской компании Aer Rianta (эта компания в 1947 году выдвинула саму идею duty free). В 2013 году Aer Rianta ушла из России, а «Аэроферст» выкупил оператор магазинов под маркой Runway Duty Free — компания «Ариал», принадлежавшая собственнику «Ювелирного дома Яшма» Роберту Мартиросяну.

В 1999 году магазины duty free в Шереметьево начал открывать другой крупный оператор — группа RegStaer. Сейчас RegStaer развивает крупнейшую в России сеть магазинов беспошлинной торговли, говорит Дзоблаева. RegStaer выступает основным оператором магазинов duty free в аэропорту Внуково, а также управляет точками duty free в Шереметьево и Домодедово, петербургском Пулково, в аэропортах Сочи, Краснодара, Ростова-на-Дону, Минеральных Вод.

В 2012 году генеральным партнером и совладельцем части активов RegStaer стала швейцарская компания Dufry — крупнейший международный оператор розничной торговли в сфере путешествий. А в 2019 году Dufry объявила, что приобретет 60% компании RegStaer: за эту долю в операторе швейцарская компания заплатила €73,7 млн (5,3 млрд руб.). В своей отчетности за 2022 год Dufry указывала, что Россия занимает небольшую долю в общей выручке группы и она снижается. Так, в 2021 году продажи в России составили 2,2% от общих продаж Dufry, а в 2022 году они составили лишь 1,7%.

Еще один крупный игрок на российском рынке беспошлинной торговли — сеть Sheremetyevo Duty Free Heinemann: у нее более 50 магазинов в аэропорту Шереметьево (принадлежит немецкой Gebr. Heinemann).

Магазины в каких аэропортах оказались в плюсе

По итогам 2022 года выручка крупнейшего оператора магазинов duty free во Внуково составила 4,5 млрд руб. — на 33% больше дохода за предыдущий год (3,3 млрд руб.), следует из отчетности относящегося к этому аэропорту юрлица RegStaer. Выручка хоть и не восстановилась до показателя доковидного 2019 года, но оказалась на уровне 2018-го (4,4 млрд руб.). Чистая прибыль в 2022 году составила 701 млн руб. — в 2,4 раза больше, чем годом ранее (289 млн руб.).

В Домодедово у «дочки» Dufry (ООО «Дуфри Ист») выручка в 2022 году выросла на 24,7% — до 2,05 млрд руб. (годом ранее — 1,6 млрд руб.). Чистая прибыль за прошлый год составила 2,4 млрд руб. против убытка в 883 млн руб. в 2021 году. В финансовых отчетностях компаний не было пояснений, за счет чего магазины увеличили выручку.

Рост продаж был у магазинов не только столичных аэропортов, но и в других регионах. У юрлица RegStaer в аэропорту Пулково выручка по итогам 2022 года выросла на 29,6% к предыдущему году и составила 2,2 млрд руб. (против 1,7 млрд годом ранее), чистая прибыль составила 94 млн руб. (годом ранее был убыток в 2,3 млн). Положительно на доходы компании повлияло разрешение на продажу товаров в магазине беспошлинной торговли пассажирам, вылетающим и прибывающим из стран ЕАЭС (с последующим декларированием и уплатой таможенных пошлин и НДС), говорится в пояснении к бухгалтерской отчетности «Регстаэр-СП». Оператор отмечает, что ему удалось заменить в ассортименте товары ушедших из России брендов, но на какие именно марки, не уточняет. В 2022 году RegStaer в Пулково пришлось договариваться об изменениях условий договоров аренды в части фиксированных платежей, а также снизить расходы на персонал, в том числе за счет оптимизации штатной расстановки, сокращения расходов на униформу и тренинги. Чтобы увеличить продажи, часть товаров была переоценена и переведена из магазинов беспошлинной торговли в режим розничной торговли. На международных направлениях планы продаж оператора duty free связаны с Турцией, ОАЭ, Ираном, Азербайджаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Ираком, Арменией и Саудовской Аравией — на эти направления приходится больше половины от общего международного пассажиропотока из Пулково.

У находящихся под управлением RegStaer магазинов в аэропортах Сочи и Краснодара выручка и чистая прибыль также выросли год к году, несмотря на закрытый аэропорт в Краснодаре. В 2022 году выручка у юрлица ООО «Нюанс Базэл» (51% принадлежит кипрской «дочке» швейцарской Dufry, а 49% — аэропортовому холдингу «Аэродинамика») составила 1 млрд руб. По сравнению с предыдущим годом выручка оператора выросла на 27%. Чистая прибыль «Нюанс Базэл» за 2022 год составила 628 млн руб. — почти в восемь раз больше, чем в предыдущем году (78,8 млн руб.). Рост выручки объясняется тем, что после закрытия нескольких аэропортов на юге России Сочи остался единственным работающим в Краснодарском крае хабом воздушного авиасообщения. Это повлекло рекордный рост пассажиропотока в Сочи и позволило оператору магазинов в аэропорту увеличить продажи как в сегменте duty free, так и duty paid (магазины, где продаются товары с уплаченной пошлиной), компенсировав вынужденное временное закрытие магазинов аэропорта Краснодара, говорится в пояснениях к бухгалтерской отчетности компании. Сейчас весь пассажирский трафик на юге России идет через аэропорты Сочи и Минеральных Вод, указывает Дзоблаева. Так, по итогам 2022 года пассажиропоток в аэропорту Сочи составил 13 млн человек, что стало рекордом за всю историю работы аэропорта, сообщал минтранс Краснодарского края.

Что происходит с магазинами в Шереметьево

На фоне других аэропортов отличается ситуация у магазинов беспошлинной торговли в Шереметьево. У зарегистрированного в подмосковной Лобне рядом с Шереметьево юрлица RegStaer (ООО «Рэгстаэр», стопроцентным владельцем выступает кипрская Dufry Staer Holding Limited, головная компания — швейцарская Dufry AG) выручка в 2022 году снизилась относительно уровня 2021 года, хоть и несильно — на 3,3%, до 223,2 млн руб. против 230,7 млн руб. годом ранее. По итогам 2022 года компания была убыточной, хотя по сравнению с предыдущим годом убыток заметно снизился (с 106,2 млн до 10,4 млн руб.).

У другого крупного оператора магазинов беспошлинной торговли в Шереметьево — «Империал дьюти фри», который работает под брендом Sheremetyevo Duty Free Heinemann (акционеры компании — аэропорт Шереметьево и немецкая компания Gebr. Heinemann), выручка по итогам 2022 года составила почти 7 млрд руб., что на 19% меньше год к году. Чистая прибыль юрлица сократилась более чем в 21 раз: с 12,8 млрд руб. в 2021 году до 586,7 млн руб. в 2022 году.

Падение выручки в 2022 году «Империал дьюти фри» объясняет уменьшением доходов от продажи в магазинах duty free на 28%, поясняется в отчетности. На результаты компании в 2022 году повлияла внешнеполитическая обстановка и значительные ограничения на полеты — пассажиропоток международных авиалиний уменьшился по сравнению с пандемийным 2021 годом на 31,47% (до 2,9 млн человек). Но зато вырос пассажирооборот внутренних линий — это дало небольшой рост доходов от продажи товаров в магазинах duty paid (на 1,93%).

Падение продаж частично может объясняться сокращением количества магазинов и закрытием терминалов, считает Дзоблаева. По ее словам, если у «Империал дьюти фри» на начало 2022 года было около 50 магазинов в аэропорту Шереметьево, то на начало июня 2023 года осталось работать всего девять. Из-за снижения объема перевозок и интенсивности полетов Шереметьево в марте 2022 года закрыло два из пяти терминалов.

Основные причины падения продаж магазинов duty free в аэропорту Шереметьево и позитивный тренд в других московских аэропортах — перераспределение потоков, а также изначально разные объемы предложения услуг по продаже товаров duty free в московских аэропортах, считает авиационный эксперт Григорий Померанцев. Доля международных пассажиров, путешествующих из Москвы либо через Москву, в Шереметьево была на порядок выше, а инфраструктура магазинов duty free была более развита для удовлетворения спроса этого сегмента пассажиров. В прошлом году аэропорт потерял больше международных пассажиров и, как результат, больше клиентов duty free. При этом магазины в других московских аэропортах с учетом относительно более низкой базы продаж и большего объема пассажиров из стран СНГ в сегменте международных авиаперевозок могли не только сохранить, но и увеличить объемы продаж, в том числе благодаря эффекту отложенного спроса после пандемии и большей готовности пассажиров баловать себя во время путешествий, резюмирует Померанцев.

РБК направил запрос в Sheremetyevo Duty Free Heinemann и ее акционеру — Gebr. Heinemann.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer