Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотный проект: Минтранс определил правила запуска дронов над городами


8 июня 2023 года Анастасия Львова, Известия


Минтранс определил правила запуска дронов над городами — они могут заработать с 2024 года, если позволят условия. Ведомство разработало соответствующий проект постановления правительства. Запуски БПЛА предлагается разрешить над населенными пунктами, но только на высотах менее 150 м и в специальных зонах — их должно установить министерство. При этом для организации полетов беспилотников массой до 30 кг и в пределах прямой видимости подавать план передвижения более не потребуется. Пока в регионах запрещают запуск дронов из соображений безопасности.

Ключ на старт

Минтранс разработал проект постановления правительства, которым вносятся изменения в федеральные правила использования воздушного пространства России. Нововведения касаются упрощения регламентов для развития отрасли гражданских беспилотников. «Известия» ознакомились с документом, который в конце мая был направлен в профильные федеральные органы власти для согласования.

Разработка новых норм велась по поручению заместителя председателя правительства, руководителя аппарата кабмина Дмитрия Григоренко, говорится в письме Минтранса.

Министерство предлагает разрешить запуски беспилотных воздушных судов (БВС) над населенными пунктами, но только на высотах до 150 м от земной или водной поверхности, в прямой видимости от внешнего пилота и в специальных зонах полетов дронов. Эти области должен будет устанавливать сам Минтранс по представлению органов местного самоуправления и исполнительных органов городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, следует из проекта документа.

При этом для организации таких полетов, если они осуществляются на дронах массой до 30 кг и в пределах прямой видимости, подавать план их перемещения больше не потребуется. Сейчас же при нахождении в границах муниципальных образований требуются и подача плана полета, и согласование органов местного самоуправления, получить которое очень затруднительно, напомнил руководитель Ассоциации малых авиапредприятий Дмитрий Куликов.

Если полет нужно провести вне установленной зоны для беспилотников или на высотах свыше 150 м, то дрон должен быть обеспечен постоянной двухсторонней радиосвязью с органом аэронавигации (Госкорпорация по ОрВД). Если технические возможности БПЛА не позволяют установить такую связь, безопасность полетов других воздушных судов обеспечивается установлением запрещения или ограничения использования воздушного пространства, говорится в документе.

Также новыми правилами вводится возможность подачи плана полетов на БВС через интернет или с помощью телефонной сети и упрощается порядок применения дронов в сельском хозяйстве, следует из пояснительной записки к проекту. Ввести их планируется с марта 2024 года, говорится в нем.

В пресс-службе Минтранса отказались от комментариев. В Минцифры «Известиям» подтвердили получение проекта и отметили, что замечаний к документу со стороны ведомства на данном этапе нет. Редакция также направила запрос в пресс-службу МВД.

Полеты дронов, согласно действующему федеральному законодательству, возможны без специального разрешения только в зонах, где воздушное пространство не контролируется аэропортами и не является частью ведения какого-либо из филиалов центра Госкорпорации по ОрВД, то есть среди поля или леса, напомнил «Известиям» гендиректор «Русдронопорта» Николай Ряшин.

Развитие отрасли и запреты

Пока разработанный Минтрансом документ рамочный, ведомству только предстоит определиться, какие именно критерии будут приниматься во внимание при установлении зон полетов беспилотников в городах, отмечает основатель и гендиректор компании «Флай Дрон» Никита Данилов.

— Услуги, которые оказываются посредством беспилотников, всегда привязаны или к определенному месту, если речь идет о фото- или видеофиксации, или к конкретному объекту, на котором проводится мониторинг, или к логистическому центру, когда речь идет о транспортировке грузов. Если зона для полетов в том или ином городе будет отведена где-то на отшибе, то ей мало кто будет пользоваться, не будет коммерческого спроса. Важно идти от потребителя, — отмечает эксперт.

Еще один вопрос, как технически организовать связь между операторами БПЛА и ОрВД и дать возможность последним «видеть» полеты дронов в городах, продолжает Никита Данилов. Технологические наработки есть, но, есть ли готовность у инициаторов проекта в Минтрансе имплементировать эти ноу-хау в свои системы, неизвестно, продолжил эксперт.

Действующие в России экспериментальные правовые режимы по запуску беспилотников (ЭПР) специально вводили в стороне от городов, чтобы в случае внештатной ситуации (падения дрона) не было негативных последствий для населения и инфраструктуры, напомнил гендиректор «Курсира» (компания — участник рынка НТИ «Аэронет») Виталий Муниров. При этом он считает, что сейчас в принципе не стоит организовывать массовые полеты БПЛА над городами.

— Увидев летящий над городом дрон, люди не знают, имеет ли аппарат разрешение на полеты, куда и с какой целью он летит. Перелеты над городами сейчас могли бы выполнять беспилотники только для строительства и картографии, маленькие, до 2 кг, — считает Виталий Муниров.

Никита Данилов из «Флай Дрона» отмечает, что реализация инициативы Минтранса может растянутся на неопределенное время, ведь отмены запретов на запуски дронов в регионах, очевидно, увязаны с текущей ситуацией.

— Кроме этого, процесс определения зон, пригодных для полетов, должен будет проходить в коммуникации с городскими властями. А в администрациях большинства городов, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и еще нескольких, зачастую просто нет специалистов, способных профессионально оценить возможность установки той или иной беспилотной зоны. Поэтому инициативы от органов местного самоуправления, скорее всего, будет немного, — заключил он.

Автор проекта «DroneLaw — Право и дроны» Дмитрий Огородов подчеркнул, что муниципалитеты вряд ли проявят инициативу в этой части, так как там сейчас некому заниматься «воздухом»: согласно базовому для муниципалов федеральному закону, у них просто нет полномочий, связанных с регулированием воздушного пространства. Наделение их новыми полномочиями должно сопровождаться предоставлением соответствующего финансирования, отметил эксперт. Разработчики документа также не разъяснили, как увязать выдачу разрешений на полеты с задачами повседневного муниципального управления, добавил эксперт.

Первую зону полетов над городом для испытания аэротакси несколько лет назад планировалось организовать над «Сколково». Но против эксперимента тогда выступили Минтранс и Федеральная служба охраны, писал РБК в октябре 2022 года. К сожалению, подведомственная Минтрансу Росавиация всегда выступала против ЭПР в городах, хотя именно городская аэромобильность — абсолютное будущее для применения беспилотников, отмечает Никита Данилов.

Сейчас в процессе согласования находится ЭПР для беспилотников над Санкт-Петербургом, в котором будет участвовать «Флай Дрон»; «городские» ЭПР также планируются в Иннополисе (Татарстан) и Москве, сообщил он. Московский эксперимент, скорее всего, перенесут из «Сколково» в Зеленоград, отметил Николай Ряшин.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

С осени прошлого года российские регионы начали вводить местные запреты на полеты беспилотников. По данным на 7 июня, они действуют уже в 58 субъектах РФ. Ограничения вводились с октября 2022 года, после выхода указа президента РФ о введении уровней готовности в регионах в зависимости от их близости к границе с Украиной. Всего указом предусмотрено установление четырех уровней реагирования — от максимального, военного положения (для новых регионов) до уровня базовой готовности.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer