Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полетное создание: столичные аэропорты тестируют дроны для отпугивания птиц


14 июля 2023 года Анастасия Львова, Известия


Аэропорт Внуково начал использовать дрон со специальным звуковым сопровождением — криками птиц, рассказал источник «Известий». Такие БПЛА стали применяться для отпугивания пернатых, пояснил он. Представитель авиаузла отметил, что беспилотник летает не над самим аэродромом, а над прилегающими территориями — в поисках свалок и мест скопления птиц. Службы Домодедово пока только тестируют несколько аналогичных дронов, рассказал он. Эксперты отмечают, что у технологии есть свои минусы: пока что в РФ не разрешены совместные полеты БПЛА и пилотируемой авиации в одном воздушном пространстве. Кроме того, птицы привыкают к дронам и даже начинают их атаковать.

Кричащий дрон

Столичные аэропорты тестируют дроны для отпугивания птиц, рассказал «Известиям» источник в одном из московских авиаузлов. По его словам, во Внуково уже летают такие БПЛА — в них встроена звуковая аппаратура, издающая сигналы, похожие на крики пернатых. Специализированные службы Домодедово тоже начали тестировать беспилотники, которые впоследствии можно будет применять для этих целей, уточнил он.

— На аэродроме и прилегающей к нему территории использовать дроны невозможно, так как не позволяет заложенная в беспилотниках программа. При этом орнитологическая служба Внуково располагает одним БПЛА, который применяется для обнаружения мест возможного скопления птиц на приаэродромной территории — свалок, водоемов и тому подобного, — пояснил официальный представитель аэропорта «Известиям».

Также есть биоакустические установки как стационарные, так и передвижные, которые имитируют крики пернатых, уточнил он. При этом, по его словам, каждое отдельное средство борьбы с птицами, кроме ловчих хищных, неэффективно — результат можно получить только в сочетании с другими устройствами.

«Известия» направили запросы представителям Домодедово, Шереметьево и подмосковного Жуковского. В калининградском Храброво «Известиям» сообщили, что не используют дроны в аэропорту.

Сложившаяся практика

В обычной практике аэропорты используют для отпугивания птиц с аэродромов разные технические устройства — пропановые пушки (издают громкие звуки) или биоакустические установки (имитируют тревожные крики разных пернатых). Широко применяются и более простые средства: зеркальные шары с глазами хищных птиц, пугала, блестящие элементы или ловушки. В Шереметьево ранее рассказывали об использовании специальных шипов, которые крепятся на зданиях авиаузла и не дают птицам сесть.

Также с советских времен в некоторых аэропортах сохранились и собственные орнитологические службы. Они есть, например, в тех же Домодедово и Внуково. Там для поиска и устранения птиц используют ястребов.

Защищенность аэродромов от птиц была предметом активных общественных обсуждений в последние годы в России. Согласно статистике Росавиации, в 2022 году произошло 941 столкновение самолетов с пернатыми, из них 809 — с апреля по октябрь. Для сравнения, в 2019-м таких инцидентов было 1,3 тыс. С 2010-го произошли три серьезных авиационных происшествия из-за птиц.

Последний такой громкий случай — это аварийная посадка Airbus 321 «Уральских авиалиний» на кукурузное поле в Жуковском в августе 2019 года. Согласно расследованию Межгосударственного авиационного комитета (МАК), возле аэродрома было много объектов привлечения птиц — водоемы, свалки, сельхозугодия. При наборе высоты самолета в оба двигателя попали чайки из взлетающей стаи. На борту находилось семь членов экипажа и 226 пассажиров, все остались живы.

МАК не публиковал отчетов о происшествии. Но «Известия» ознакомились с документом Росавиации, в котором приводятся обстоятельства и выводы комиссии комитета. Там среди прочего заключили, что у авиаузла были недостатки в организации отпугивания птиц: биоакустическое оборудование работало круглосуточно, и пернатые могли привыкнуть к нему. Кроме того, комиссия не смогла подтвердить, провел ли комендант аэродрома осмотр ВПП перед выпуском рейса, — телефон, по которому он докладывал об осмотре полосы, не был подключен к системе автоматической регистрации, то есть записи о факте осмотра нигде не осталось.

Примечательно также, что руководство госоператора аэродрома Раменское («ЛИИ им. М.М. Громова») еще до инцидента неоднократно обращалось в прокуратуры городов Раменское и Жуковский с просьбой о проверке законности ведения вблизи аэропорта хозяйственной деятельности объектов, которые привлекают птиц. Однако вопрос решен не был, заключил МАК.

В январе–мае 2023 года количество столкновений воздушных судов с птицами, приведших к повреждению авиатехники, выросло на 82% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Был зафиксирован 31 инцидент против 17, сообщала в июне РБК со ссылкой на письмо главы Росавиации.

«Известия» направили запрос в пресс-службу Росавиации.

Эффективность дронов

Эффективность дронов в качестве средств отпугивания птиц сейчас пока трудно оценить, потому что на самих аэродромах их пока нельзя запускать вместе с самолетами пилотируемой авиации, напомнил гендиректор «Курсира» (разрабатывает беспилотные решения для проведения проверок систем навигации и посадки в аэропортах) Виталий Муниров.

— Я думаю, что беспилотник для отпугивания птиц с громкоговорителем и имитирующими хищников звуками достаточно эффективен. Я слышал о подобных экспериментах в аэропортах других стран, но всё это пока не более чем тесты, — отметил эксперт.

В целом дроны в авиаузлах могли бы применяться для решения и многих других задач: оценки состояния взлетно-посадочной полосы, состояния самолетов, проверки систем посадки и навигации, светового оборудования, добавил Виталий Муниров.

По мнению эксперта инфраструктурного центра НТИ «Аэронет» Андрея Новикова, дроны и ястребы не помешают друг другу в аэропорту. Их деятельность нужно синхронизировать, подобно тому как выезд машин, очищающих полосы, ориентирован на расписание рейсов.

— В аэропортах мира дроны уже начинают применять не только для отпугивания птиц, но и для регулирования движения пилотируемых самолетов, — отметил эксперт. Например, такие системы используют в США, Бельгии, Швейцарии и Франции, сообщил он.

Генеральный директор компании «Майнд» (разработчик беспилотников с искусственным интеллектом) Михаил Липатов рассказал «Известиям», что его компания несколько лет назад уже выполняла эксперимент по отпугиванию птиц при помощи БПЛА массой 700 г на одном из промышленных объектов. И если поначалу пернатые пугались дрона, то через месяц-два уже начали привыкать к нему, а еще через месяц сами начали атаковать устройство. В итоге в один из полетов птицы просто схватили и утащили летающий аппарат. Поэтому средства отпугивания нужно менять или использовать в комплексе с другими, заключил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer