Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Альянс малой авиации предупредил министра о рисках из-за дронов


18 июля 2023 года Артём Кореняко, РБК


Из-за корректировки правил использования воздушного пространства беспилотниками с 1 марта 2024 года вырастут риски авиакатастроф, считают малые авиаторы. Но эти изменения, наоборот, выведут дроны из серой зоны, утверждают эксперты

В воздушном пространстве России весной 2024 года появятся тысячи беспилотных воздушных судов (дронов) весом до 30 кг, летающих без каких-либо правил и ответственности за свою деятельность, что неизбежно приведет «к массовым нарушениям и авиакатастрофам». Об этом говорится в письме главы альянса «Аэрохимфлот» Клима Галиуллина, которое он отправил министру транспорта Виталию Савельеву 10 июля (РБК ознакомился с копией обращения — ее предоставили в пресс-службе альянса).

Почему могут возникнуть риски

Обеспокоенность альянса вызвало правительственное постановление № 1016, принятое «для развития беспилотной авиации» и изменившее федеральные правила использования воздушного пространства. Так, с 1 марта 2024 года разрешается запускать беспилотники над населенными пунктами на высоте до 150 м от земли или водоема в светлое время суток. Дрон должен находиться в прямой видимости внешнего пилота и вне запретных зон. Эти зоны определит Минтранс по представлению региональных и местных властей.

Для организации таких полетов беспилотников весом до 30 кг не потребуется подавать авиационным властям план перемещения. Также упрощается порядок применения дронов в сельском хозяйстве — для выполнения авиахимических работ при борьбе с вредителями. Так, эксплуатанты смогут совершать полеты на высоте менее 30 м от земной или водной поверхности на удалении более 5 км от аэродромов и 2 км от посадочных площадок без установления кратковременных ограничений в воздушном пространстве, отмечали в Росавиации.

Но эти изменения вместе с приказом Минтранса, подписанным Савельевым в октябре 2022 года, выводят дроны массой до 30 кг из-под государственного контроля и снимают любую ответственность с лиц, управляющих беспилотниками на высоте до 150 м над земной и водной поверхностью, «делая их абсолютно безнадзорными», пишет Галиуллин.

«Мы не против появления и развития беспилотных авиационных систем как таковых, мы их тоже эксплуатируем. Мы выступаем за безопасность всех, кто в небе, что могут обеспечить лишь единые правила для пилотируемых и беспилотных воздушных судов», — пояснил РБК глава альянса. Но пока с 1 марта 2024 года «мы все под угрозой столкновения», считает он.

Ответ на письмо будет направлен в «Аэрохимфлот» «в установленном порядке», сказал РБК представитель Минтранса, отказавшись от дополнительных комментариев. В пресс-службе Государственной корпорации по организации воздушного движения сообщили, что строго придерживаются действующих нормативных документов, но в компетенцию предприятия не входит оценка принятых нормативных актов.

«Фактически при попустительстве регулятора в стране создается опасный прецедент — различные правила полетов для разных участников единого воздушного пространства», — считает он. В результате для полетов беспилотников не будут соблюдаться некоторые ограничения (к примеру, по высоте и удалению от аэродромов). Это «неизбежно приведет к массовым нарушениям и авиакатастрофам», — полагает глава «Аэрохимальянса».

Галиуллин предложил Минтрансу исключить положения, допускающие двойные правила использования воздушного пространства. Он напомнил, что ранее ведомство «фактически признало ошибку» в отношении электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ), «поскольку после тысяч дорожно-транспортных происшествий пытается ввести ответственность для водителей СИМ». В октябре 2022 года правительство утвердило поправки к правилам дорожного движения, касающиеся самокатов. Они, в частности, вводят ограничения скорости езды до 25 км/ч и массы самого устройства до 35 кг.

Что говорят эксперты

Письмо «Аэрохимальянса» появилось на фоне развития беспилотной отрасли в России. Дроны должны открывать принципиально иные, недоступные на прежнем технологическом уровне возможности, говорил 28 апреля на совещании по развитию беспилотной авиации президент Владимир Путин. «Так, предстоит широко задействовать беспилотные авиасистемы для освоения, развития наших огромных пространств, в том числе для быстрой доставки продовольствия, медикаментов, оказания почтовых и других востребованных социальных услуг», — указывал Путин. Он же поручил разработать стратегию развития беспилотной авиации. Мишустин утвердил этот документ 21 июня.

Но из-за продолжающейся специальной военной операции на Украине и атак украинских беспилотников, в том числе на российской территории, уже 60 регионов России запретили использовать дроны — для обеспечения безопасности.

Сейчас возникла ситуация, когда правила использования воздушного пространства его потенциальные пользователи могут читать по-разному, замечает заместитель гендиректора по организации летной работы башкирской компании «РусАвиа» Олег Пименов. «Теперь правила для операторов дронов до 30 кг как таковые отсутствуют. Неподготовленный человек даже может не понимать, где аэродром, какая схема посадки на него существует. Представьте, что такой [аппарат] прилетит в вертолет Ми-8, перевозящий до 30 человек», — отмечает он. «Столкновение в воздухе с таким аппаратом — это как минимум небезопасно», — соглашается замдиректора по летной работе авиационного предприятия «Вираж» Григорий Шаповалов. Если дроны начнут массово и бесконтрольно подниматься в воздух, это может привести к увеличению случаев их столкновения с классическими воздушными судами, предупреждает он. Президент дал команду на развитие беспилотной авиации — это все хорошо и правильно, добавляет летный директор компании «Регионавиа» Олег Соловьев. «Но получается, что в одном и том же небе мы летаем по разным условиям», — замечает он.

Некорректно утверждать, что с 1 марта 2024 года беспилотные воздушные суда в России будут летать без всяких правил, говорит PR-директор компании «Флай Дрон» Николай Ивашов. По его словам, в рамках создания единого воздушного пространства для беспилотных и пилотируемых воздушных судов идет работа над функционалом цифровых платформ, который позволит наблюдать полеты в онлайн-режиме. Также предусмотрены инструменты контроля за полетами и для местных властей. К тому же постановление правительства выводит из серой зоны значительное количество полетов, отметил Ивашов: «А риски аварийности гораздо больше как раз тогда, когда дроны запускаются «по-партизански».

При этом властям пока не удается обеспечить стопроцентную легализацию большей части авиахимработ пилотируемой авиации, жестко привязанной к наземной инфраструктуре, замечает старший научный сотрудник Томского государственного университета Сергей Хурсевич. По его словам, как раз она создает угрозу гибели людей при технической неисправности или ошибках пилотирования воздушного судна. «В этой ситуации нелепо рассчитывать на возможность эффективного контроля карманных летающих селфи-камер или аграрных беспилотников, которые не требуют инфраструктуры и практически невидимы для радаров», — замечает он. Новые правила использования воздушного пространства позволят не только вывести из тени беспилотные авиахимработы, но и стимулировать масштабный рост спроса на сельскохозяйственные дроны, не увеличив риски для других пользователей воздушного пространства, заключает Сергей Хурсевич.

Что такое «Аэрохимфлот»

«Аэрохимфлот» — добровольное общественное объединение руководителей сертифицированных авиапредприятий. Альянс создан «для повышения эффективности таких подотраслей, как авиационно-химические, лесоавиационные и транспортно-связные работы», указано на его сайте. У участников альянса (в их числе компании «РусАвиа», «Рисхимавиа», «Регионавиа» и др.) более 140 воздушных судов по всей России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer