Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Двигатель эволюции: 3D-мотор запустит в космос сверхлегкие ракеты


27 июля 2023 года Андрей Коршунов, Известия


Команда конструкторов из РФ готовится к испытаниям нового ракетного двигателя, напечатанного на 3D-принтере. Он предназначен для запуска геофизических ракет в верхние слои атмосферы и ближнего космоса. Тесты намечены на конец августа — начало сентября. Старт ракеты с новым двигателем планируют осуществить осенью 2024 года. В дальнейшем он станет основой для разработки силовой установки большей тяги, которая сможет выводить на околоземные орбиты группировки малых космических аппаратов. Эксперты отрасли подтверждают своевременность разработки, но отмечают ряд проблем, с которыми сталкиваются космические стартапы.

Инновационные решения

В конце лета — начале осени в России намерены приступить к огневым испытаниям нового ракетного двигателя, разработанного стартап-компанией SR Space. Уникальность силовой установки заключается в сочетании новаторских подходов, которые применялись при ее разработке и изготовлении.

В частности, камера сгорания и ряд других важных деталей агрегата были напечатаны на 3D-принтере. Другая его инновационная особенность — это использование в качестве топливной пары метана и кислорода. Также новаторским решением для России стала подача компонентов топлива в камеру сгорания с помощью электронасосов.

— Это жидкостный ракетный двигатель замкнутого цикла. Выбранная топливная пара перспективна с точки зрения будущих проектов. Она оптимальна для создания ракетно-космических систем многоразового применения, — рассказал «Известиям» исполнительный директор компании Александр Зыков.

Он подчеркнул, что в конструкцию изделия заложены передовые достижения отечественного и мирового ракетного двигателестроения. Этот пилотный проект. В дальнейшем он станет основой для создания двигательных установок с большей тягой.

На первом этапе новая силовая установка будет предназначена для запуска геофизической ракеты — также разработки инженеров SR Space.Такие ракеты предназначены для исследования верхних слоев атмосферы и ближнего космоса. Они оказывают неоценимую услугу ученым, поскольку дают возможность при относительно невысоких затратах проводить эксперименты в невесомости, вакууме и других характерных для космического пространства условиях. В советское время в нашей стране такие аппараты широко использовались для отработки новых технологий, проведения медико-биологических экспериментов и метеорологических наблюдений в космосе.

Ближний космос

Новая ракета-носитель вместе с двигателем будет весить порядка 500 кг. Она сможет выводить на высоты от 100 до 150 км до 25 кг полезной нагрузки.

— Анализируя тенденции на рынке, мы заметили, что существует спрос на геофизические запуски. Однако в настоящее время в России нет доступных средств доставки. Своей разработкой мы, фактически, создаем новый рыночный сегмент. При благоприятном развитии событий ежегодное количество геофизических запусков может исчисляться сотнями, — пояснил Александр Зыков.

Он добавил, что при выходе на серийное использование геофизических ракет стоимость запусков составит порядка 25 млн рублей.

Конструкторы надеются пройти полный цикл испытаний новых двигателя и ракеты-носителя за один год и осенью 2024-го осуществить первый полет.

— Ракета полетит чуть выше линии Кармана (высота в 100 км над уровнем моря, которая считается границей между атмосферой и космосом. — «Известия»). Она будет запущена под углом 85℃. Весь полет продлится около 10 минут, — объяснил главный конструктор компании Петр Кудряшов.

Пекут как пирожки

Следующий этап развития инженерной мысли специалистов компании — это создание сверхлегкой ракеты-носителя. В зависимости от высоты она будет выводить на разные околоземные орбиты грузы массой от 300 до 400 кг.

По словам разработчиков, в России появляется все больше компаний, которые занимаются разработкой космических аппаратов различного назначения. Это и связь, и телекоммуникации, и спутниковый интернет, и средства дистанционного зондирования земли. В ближайшие годы потребности страны оцениваются тысячами новых космических аппаратов.

— На Западе и в Китае спутники уже делают как пирожки и активно их используют. Мы видим, что и в России формируется рынок. Он огромен. Также мы рассчитываем на рынки дружественных стран в Азии, Африке, Латинской Америке, — рассказал Александр Зыков

Он отметил, что развитие спутниковых группировок потребуют их оперативного выведения и обновления. Сверхлегкие ракеты-носители могут предоставить им такую возможность. Первый запуск такого аппарата специалисты намерены осуществить в 2025 году.

Космические созвездия

Полезная нагрузка, которую в ближайшие годы готовы отправить в космос в России, позволит компании производить запуски с частотой один раз в неделю, полагает Александр Зыков. При этом стоимость пусков может составить порядка 250 млн рублей.

— Сегодня в рамках дорожной карты «Перспективные космические системы и сервисы» под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова реализуются проекты ряда российских компаний, которые проектируют группировки малых космических аппаратов, — рассказал «Известиям» генеральный директор АО «АК «Новый космос», советник губернатора Ростовской области и член комитета дорожной карты «Перспективные космические системы и сервисы» Антон Алексеев.

По его мнению, бизнесу выгодно иметь возможность оперативного выведения спутников на околоземные орбиты. Поэтому пусковые услуги и появление ракет-носителей сверхлегкого и легкого класса будут востребованы. Они смогут оперативно по запросу выводить в космос необходимое количество спутников.

— Существует успешный опыт международных ракетостроителей в использовании 3D-печати для изготовления двигателей. Есть положительные примеры в отечественной авиационной отрасли. Если двигатели проходят установленный цикл испытаний, то для конечного результата — вывода полезной нагрузки на высоты — принципиальной разницы в способе их создания нет, — добавил Антон Алексеев.

Аддитивные технологии смогут ускорить изготовление ракетной техники и, тем самым, увеличат темпы освоения космоса, считает эксперт.

–– Испытание полноценного ракетного двигателя –– сложная и опасная работа. Трудно поверить, что коллектив, который не обладает собственной стендовой базой для опытно-исследовательских работ и полным набором компетенций в этой сфере, в короткие сроки сможет пройти эту процедуру, –– выразил свои сомнения генеральный директор компании «Лин Идастриал» Александр Ильин.

Он отметил, что основывается на собственном опыте. Его компания в 2016-2018 годах разработала семейство модульных ракет-носителей «Таймыр» и стала одним из первых российских космических стартапов.

— Новые средства для проведения экспериментов в космосе дадут стимул развитию отечественной науки. Сегодня их явно недостаточно. Чтобы компенсировать нехватку, ученые изобретают способы для симуляции космических условий на Земле. Проблема в том, что они не дают комплексной картины. Поэтому специалисты крайне заинтересованы в том, чтобы появилось больше возможностей для исследований в космосе. Программу экспериментов можно расписать на годы вперед, — рассказала заведующая лабораторией биофизики клетки Института медико-биологических проблем РАН Ирина Огнева.

Специалист подчеркнула, что для научных экспериментов важно не только выводить полезную нагрузку в космос, но и бережно доставлять ее на Землю. Для этого требуется развитие технологий возвращения и мягкой посадки космических аппаратов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer