Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Новый российский самолет МС-21: каким вышел, сколько стоит, чьи запчасти


3 июля 2023 года Максим Ширяев, NEWS.ru


Отечественный среднемагистральный пассажирский самолет МС-21 корпорации «Иркут», скорее всего, будет стоить дороже, чем Airbus A320/А321, а также Boeing 737-800 и MAX, посчитал «Коммерсант». Производитель планировал, что самолет составит конкуренцию западным аналогам на мировых рынках. NEWS.ru узнал у авиационных экспертов, сможет ли МС-21 конкурировать с иностранными лайнерами в своем классе.

Что известно о стоимости МС-21

По данным «Коммерсанта», в конце 2022-го и начале 2023 года Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) предлагала нескольким российским авиакомпаниям взять в лизинг самолет МС-21, исходя из его цены в 4,3–4,6 млрд рублей ($50–54 млн) с поставкой в 2028–2030 годах. Издание отмечало без уточнения объемов поддержки, что цена уже учитывает субсидии из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покупку самолетов. При этом для «Аэрофлота» цена будет ниже — 3,2 млрд рублей.

В публикации уточняется, что в конце 2021 года ГТЛК приводила более высокую стоимость МС-21 — 4,71–4,99 млрд рублей ($58–68 млн).

«Коммерсант» утверждает, что «Россия построила едва ли не самый дорогой самолет в этом классе», добавляя, что рыночная цена аналогов МС-21 — Airbus A320/А321, Boeing 737–800 и MAX — около $50 млн и ниже. Анонимный собеседник издания в отрасли заявил, что «МС-21 и его ресурс остаются большим сюрпризом»: «Каким будет его межремонтный налет? Какими будут условия субсидий? Какой срок лизинга? Если сейчас его предлагают на 20–25 лет, то хватит ли ресурса на весь срок. При высокой эксплуатации это больше 100 тысяч часов налета — недосягаемая цифра для воздушных судов, произведенных в РФ».

Действительно ли МС-21 дороже аналогов от Boeing и Airbus

Как рассказал NEWS.ru главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, названные «Коммерсантом» цифры вызывают вопросы. По его мнению, «МС-21 существенно дешевле зарубежных аналогов, а то что говорят [источники издания] — неточная информация».

«В статье указано, что рыночная цена Airbus A320/А321 и Boeing 737–800 и MAX — около $50 млн и ниже, но в то же время каталожная стоимость Boeing и Airbus новой генерации — более $100 млн, то есть в два раза дороже. С чего они вдруг решили, что самолет МС-21 дороже Boeing и Airbus, я ума не приложу. Если они хотят сказать, что зарубежные производители продают свои самолеты с 50% дисконтом, то Boeing и Airbus будут очень сильно удивлены такой антирекламе», — полагает собеседник NEWS.ru.

Если бы зарубежные производители продавали самолеты за полцены, это бы значило, что «они никому не нужны, но это не так», объяснил Гусаров, добавив, что в отдельных случаях Boeing и Airbus действительно предоставляют дисконт. Например, «когда выводят на рынок новую модель и предоставляют скидку стартовым заказчикам, или когда речь идет о крупном заказе на 50 самолетов».

«Но даже в таких особенных случаях дисконт может составлять не более 30%, но никак не 50%», — подчеркнул эксперт.

Роман Гусаров обратил внимание, что каталожная цена — это «стоимость „голого“ самолета типовой конструкции». Как отметил собеседник NEWS.ru, покупатель может добавить дополнительные опции — специальное оборудование, отделку салона, интерьер в корпоративной раскраске и так далее. Все это «только повышает стоимость машины», заметил Гусаров.

В свою очередь авиаконструктор и бывший эксперт космического кластера фонда «Сколково» Вадим Лукашевич не исключает, что МС-21 может быть дороже иностранных аналогов того же класса.

«[До санкций] в РФ был конкурентный рынок, и авиакомпании могли взять Boeing 737 или Airbus A320. В этих условиях российский МС-21 не мог стоить дороже своих зарубежных аналогов хотя бы потому, что иностранцы уже проверенные и испытанные, а здесь новая машина. Она может быть сырой — дорабатывать и модернизировать ее надо будет в процессе эксплуатации», — пояснил Лукашевич.

Сейчас, подчеркивает авиаконструктор, «ситуация кардинально другая». Иностранную машину российским перевозчикам «невозможно ни купить, ни снабжать запчастями». Таким образом, «российский самолет становится монополистом в своем классе».

«Первая причина дороговизны — отсутствие конкурентного рынка. Монополист может вздувать любую цену, потому что других вариантов нет. А вторая — основные суммы на приобретение новых машин авиакомпании берут у государственных банков. У производителей может возникнуть желание завысить цену, а часть денег просто „спилить“», — пояснил Лукашевич.

По мнению эксперта, «авиакомпании будут брать самолеты по любой цене, расплачиваться за это будут пассажиры, которые покупают билеты».

Будет ли МС-21 приносить прибыль

По словам Вадима Лукашевича, «любой самолет приносит прибыль только когда он в воздухе, а на земле он приносит убытки».

«Сейчас конкуренты МС-21 — Boeing 737 и Airbus A320 — летают примерно 16–18 часов в сутки. Чтобы наш самолет был конкурентоспособным, надо летать хотя бы 14 часов. Сможет ли он обеспечить такой уровень эксплуатации, будет ли хватать запчастей?» — задается вопросом авиаконструктор.

По мнению Лукашевича, если самолет будет удачным, он станет востребованным не только в России, но и на мировом рынке. А если окажется хуже аналогов, то «так и останется в России». Если иностранные производители вернутся на российский рынок, их продукция просто выдавит МС-21, как это было с нашими Ту-154, полагает эксперт. По словам собеседника NEWS.ru, от Ту-154 отказывались «не потому, что они выработали ресурс, а потому что просто неэкономичны в эксплуатации по сравнению с моделями Boeing и Airbus». Как подчеркнул Лукашевич, советские пассажирские самолеты «были хорошими, но прожорливыми по сравнению с импортными аналогами».

Роман Гусаров полагает, что МС-21 как среднемагистральный самолет «находится в самой востребованной рыночной нише». По своим техническим характеристикам он «практически ничем не уступает самым передовым западным самолетам».

«Он спроектирован с нуля в XXI веке на основе самых современных достижений авиастроения, в то время как Boeing и Airbus в этом сегменте — это разработки 40-летней давности, которые постоянно модифицируются и практически уже дошли до модернизационных пределов. МС-21 даже круче, потому что в его конструкцию, материалы и технологию производства заложено все самое передовое. И у него еще большая модернизационная перспектива», — уверен авиаэксперт.

Гусаров добавил, что российскому рынку нужно около 700 самолетов МС-21 и такой объем «можно произвести примерно за 10 лет».

Нужны ли для МС-21 импортные детали

У МС-21 отечественный двигатель пятого поколения ПД-14, разработанный специально для этой модели самолета, отмечает Роман Гусаров. Мотор уже сертифицирован и находится в серийном производстве, и это ключевой момент, который отвечает на вопрос об импортонезависимости — «заместить самолет без двигателя невозможно».

«Что касается остальных компонентов, то все системы разрабатывались в России, но в процессе разработки предполагалось, что в них будут использоваться западные комплектующие», — добавил Гусаров.

Отметим, что сертификация и ввод в эксплуатацию первых экземпляров МС-21 были запланированы на 2016 год, а в 2017-м должно было начаться серийное производство. Впоследствии сроки неоднократно сдвигались.

По словам Романа Гусарова, производство МС-21 должно было стартовать в 2022 году. Оно «было отложено практически на два года» из-за санкций. Глава Минпромторга Денис Мантуров ранее обещал, что серийный выпуск начнется в 2025 году.

«Поставка первых четырех МС-21 в авиакомпанию „Россия“ запланирована на IV квартал 2024 года. К тому моменту уже должны быть разработаны и произведены, испытаны и сертифицированы все компоненты самолета. Сейчас этот процесс идет, но времени потребуется больше не на разработку, а на сертификацию, которая является достаточно длительным процессом и занимает около года», — пояснил Гусаров.

С учетом наличия отечественного двигателя все остальное, по мнению собеседника NEWS.ru, вполне возможно сделать за два года.

«Наша промышленность находится на очень хорошем технологическом уровне, мы довольно сильно выросли за последние 10–15 лет. Так что в РФ должны выпускать компоненты не хуже западных аналогов», — добавил Роман Гусаров.

Какие особенности у МС-21, кто его будет производить

Самолет МС-21 предназначен для перевозки пассажиров и грузов на внутренних и международных авиалиниях. Он имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных воздушных судов (4,06 метра). Он стал первым самолетом ближне- и среднемагистрального классов, крыло которого выполнено из полимерных композитных материалов, как у Boeing B787 Dreamliner, Airbus A350 XWB и Bombardier CSeries.

Помимо Airbus A320/А321, а также Boeing 737-800 и MAX, предполагалось, что конкуренцию российской машине составит китайский Comac C919.

Проект самолета — это глубокая модернизация Як-42 ОКБ имени Яковлева. Изначально предполагалось, что он будет называться Як-242, но затем от этого названия отказались. Разработкой МС-21 занимается корпорация «Иркут» совместно с ОКБ Яковлева, КБ Бериева и компанией «АэроКомпозит», а производством — Иркутский авиазавод. В феврале 2014 года предприятие начало сборку первых опытных образцов машины, а в июне 2016 года там прошла презентация летного образца.

Длина самолета в зависимости от модификации составляет от 33,8 до 46,7 метра, размах крыла — от 35,9 до 36,8 метра, ширина салона — 3,81 метра, максимальная взлетная масса — от 72,5 до 87,2 тонны, максимальная дальность полета — от 6 до 6,4 тысячи км. Он будет вмещать от 132 до 196 пассажиров.

МС-21 совершил первый полёт 28 мая 2017 года. Впервые был открыт для публичного посещения на МАКС-2019 в сентябре 2020 года.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer