Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Встали на лунную дорожку: как стартовала российская миссия к спутнику Земли


11 августа 2023 года Ольга Коленцова, Известия


Ночью 11 августа автоматическая станция «Луна-25» успешно отправилась к спутнику Земли. Это первый подобный полет в истории современной России. Ученые связывают с миссией много ожиданий — в частности, на основе анализа содержащихся в реголите кристаллов льда можно будет понять, есть ли шанс построить на Луне обитаемую базу. Однако для этого станция должна благополучно преодолеть путь от Земли и сесть на поверхность неподалеку от лунного Южного полюса — именно за последний этап эксперты переживают больше всего. Россия последний раз осуществляла высадку на Луну в 1976 году, когда техника была еще аналоговой, сейчас же используется более сложная цифровая. Однако эксперты заявляют, что аппаратура прошла максимум возможных испытаний на Земле, и надеются на успех.

В путь-дорогу

Автоматическую станцию «Луна-25» запустили с космодрома Восточный 11 августа в 02:10 по московскому времени. На околоземную орбиту станцию вывела ракета-носитель «Союз 2.1б». Впервые в истории современной России космический аппарат отправился на спутник Земли.

Ракета отправилась в путь ровно в назначенную секунду, точно по намеченному плану. После короткой команды «пуск» ракета-носитель взлетела. Стабильно, устойчиво, в норме, есть — почти каждую фразу ЦУП, которые транслировались в прямом эфире, сопровождали эти слова. В течение нескольких минут на фоне полной тишины звучали комментарии «давление в камерах ракеты-носителя в норме», «60 секунд — полет нормальный», «70 секунд — параметры ракеты-носителя в норме», «есть выключение двигателей боковых блоков, есть отделение боковых блоков».

Через 9,5 мин. после старта разгонный блок «Фрегат» и космический аппарат оказались на так называемой замкнутой опорной орбите. На высоте около 200 км над Землей они провели около часа, затем «Фрегат» вышел на траекторию полета к Луне.

Далее станция должна три дня двигаться вокруг спутника по околополярной орбите высотой 100 км — за это время она сделает 36 витков. Следующий этап — полет вокруг Луны по эллиптической посадочной орбите с минимальной высотой 18 км и максимальной 100 км. На этой орбите космический аппарат проведет еще двое суток, совершив 24 витка.

Наконец, если всё пойдет благополучно, 21–22 августа станция сядет в районе лунного Южного полюса недалеко от кратера Богуславского. Заявленный активный срок работы зонда на поверхности Луны — не менее одного земного года.

— Уверен, что наши ученые, специалисты по баллистике, разработчики, конструкторы и инженеры предусмотрели все возможные технические решения для успешной реализации этой непростой задачи. Успешный полет станции «Луна-25» откроет новую страницу в освоении естественного спутника Земли, — рассказал космонавт-испытатель, начальник лаборатории по созданию комплексных тренажеров для его перспективных транспортных кораблей ЦПК им. Ю.А. Гагарина, аспирант МАИ Олег Блинов.

Источник жизни

Одна из основных причин повышенного интереса к Луне — наличие там запасов водяного льда. Теоретически он способен стать основным вспомогательным ресурсом для освоения спутника Земли. Большинство экспертов сходятся во мнении, что полноценно начать работать с ресурсами естественного спутника можно, только построив там обитаемую базу. Наличие воды может частично решить проблему отсутствия на Луне пищи и топлива.

Вторая причина интереса к Луне — редкоземельные металлы, которые можно будет добыть и привезти на нашу планету. Они нужны, в частности, для производства электроники. На Земле их запасы могут подойти к концу в течение нескольких десятилетий, учитывая нарастающие темпы потребления техники человечеством. Наконец, освоение Луны рассматривают как важный этап подготовки к экспедициям на Марс.

В рамках текущей миссии космический аппарат должен изучить поверхность Луны, взять пробу грунта и провести его анализ. Орбитальный зонд позволит выбрать подходящие площадки для следующих спускаемых аппаратов.

— На мой взгляд, приложено максимум усилий для того, чтобы миссия была успешной, — сообщил заведующий лабораторией нейтронной и гамма-спектроскопии отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН Максим Литвак. — Я сам видел и могу подтвердить, что участок работ, связанный с научной аппаратурой, сделан на совесть. Были проведены всевозможные испытания как отдельно от космического аппарата, так и вместе с ним. Конечно, точно такие же условия, как на Луне, смоделировать нереально, однако специалисты старались максимально приблизиться к ним.

Научная аппаратура лунной посадочной станции — это восемь российских приборов, предназначенных для исследований состава, структуры и физико-механических свойств поверхностного лунного реголита, изучения приповерхностной пылевой и плазменной экзосферы.

— Основное отличие миссии «Луна-25» от всех предыдущих заключается в том, что это первая практически «полярная» долгоживущая экспедиция, — рассказал Максим Литвак. — Манипулятор сможет брать пробы грунта и закладывать его в прибор, который будет анализировать его элементный состав. Один из самых важных и интересных вопросов — распределение водяного льда в реголите в полярных областях Луны.

Вернуться и остаться

В «Роскосмосе» считают самым сложным этапом мягкую посадку на поверхность Луны.

— Россия очень давно не была на Луне, — пояснил ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. — Напомню, «Луна-24» стартовала 9 августа 1976 года, и в результате было получено доказательство наличия воды на спутнике Земли. Здесь может возникнуть закономерный вопрос — если получалось раньше, почему могут возникнуть сложности сейчас? Дело в том, что раньше для управления использовалась аналоговая техника, а сегодня применяется цифровая. Последняя, конечно, имеет гораздо больше возможностей, однако аналоговая намного надежнее и проще.

В 2023 году посадка японского модуля Hakuto-R на Луну закончилась провалом — связь с ним была потеряна. Также первый посадочный модуль Израиля Beresheet разбился при посадке на спутник Земли в 2019-м. Сейчас в гонке к Луне с Россией в буквальном смысле соперничает Индия, которая запустила свой аппарат 14 июля к Южному полюсу. По словам представителей Индийской организации космических исследований, посадочный модуль доберется туда 23–24 августа.

— Исходя из примеров других стран, при посадке стоит бояться именно сбоя техники, — заключил Натан Эйсмонт. — Это действительно уязвимое место, за которое лично я и, думаю, многие мои коллеги, переживают больше всего.

Ранее в госкорпорации «Роскосмос» заявили, что вероятность успешной посадки составляет около 80%.

— На самом деле «Луна-25» — это попытка с технической точки зрения повторить то, что и так уже было сделано 47 лет назад, — заявил «Известиям» источник в «Роскосмосе».

Согласно плану «Роскосмоса», следующие миссии — «Луна-26» и «Луна-27».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17



Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer