Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почти полвека спустя


11 августа 2023 года Анастасия Николаева, Интерфакс


Первая за 47 лет российская автоматическая межпланетная станция отправилась на Луну. Она прилунится 21 августа.

Первый в современной истории России запуск миссии на Луну, в ходе которой будет совершена посадка и проведены исследования на наличие воды в районе Южного полюса естественного спутника Земли, состоялся ночью 11 августа с космодрома Восточный. Ракета "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" и автоматической станцией "Луна-25" штатно стартовала с площадки 1С. Чуть более чем через час после старта станция вышла на траекторию перелета к Луне и отделилась от разгонного блока "Фрегат".

По словам гендиректора "Роскосмоса" Юрия Борисова, мягкая посадка "Луны-25" на спутник Земли состоится 21 августа. Он также выразил надежду, что российская межпланетная станция первой в мире приземлится на Южный полюс Луны.

В настоящее время на окололунной орбите находится индийская станция для исследования Луны Chandrayaan-3 (Чандраян-3). Ее приземление на поверхность Луны запланировано на 23 августа.

По данным разработчика "Луны-25" - Научно-производственного объединения им.С.А.Лавочкина ("НПО Лавочкина"), сам перелет станции по штатной программе составит от 4,5 до 5,5 суток. После отработки тормозного импульса "Луна-25" должна выйти на круговую околополярную орбиту искусственного спутника Луны высотой 100 км, проработать на ней от 3 до 7 суток, при этом выполнить тщательные траекторные измерения для формирования предпосадочной орбиты.

Затем будет выбран район посадки - основной или резервный. После анализа 12 районов-кандидатов на Южном полюсе Луны окончательно выбрали три - основной, расположенный к северу от кратера Богуславский, и два резервных: юго-западнее кратера Манцини и к югу от кратера Пентланд-А.

После приземления аппарата начнется научная работа "Луны-25" на поверхности, которая, как ожидается, продлится в течение одного года. По информации "Роскосмоса", "Луне-25" предстоит взять и проанализировать грунт и провести длительные научные исследования, включая изучение верхнего слоя реголита поверхности в районе Южного полюса Луны, а также лунной экзосферы.

Как рассказывал руководитель группы планирования комплексом научной аппаратуры станции Максим Литвак, миссия "Луны-25" нацелена на изучение грунта.

Так, в частности, по его словам, ученые рассчитывают изучить лунную пыль.

"Если на Луне работать долго, то пыль вместе с радиацией могут принести много неприятностей и людям, и технике", - пояснил Литвак.

Кроме того, аппаратура на станции рассчитана на изучение лунной экзосферы – "очень и очень разреженной оболочки вокруг Луны, состоящей из ионов и нейтральных атомов".

"Очень интересно измерить их энергии и концентрации в новой для нас точке — не на экваторе, а в полярной области", - добавил ученый.

Эта лунная миссия станет первой в современной истории России. Предыдущая станция - советская "Луна-24" - была запущена в 1976 году.

"Луна-25" - до апреля 2013 года аппарат носил название "Луна-Глоб" - часть российской лунной программы, первое российское лунное задание, осуществляемое в "НПО Лавочкина", по исследованию и практическому использованию Луны и окололунного пространства автоматическими межпланетными станциями.

Основная цель проекта - запуск автоматического зонда, орбитальная часть которого должна провести дистанционные исследования и выбор подходящих площадок для последующих спускаемых аппаратов, а посадочный аппарат будет исследовать поверхность в районе Южного полюса, в том числе криогенным бурением до глубины 2 метров.

Первоначально запуск этой автоматической межпланетной станции к спутнику Земли был запланирован на 1 октября 2021 года, испытания космического аппарата должны были быть завершены летом того же года. Однако время запуска неоднократно переносилось.

Как отмечали в Роскосмосе, "Луна-25" создана с использованием полностью российской элементной базы и последних достижений в области космического приборостроения. В части посадки станция также принципиально отличается от своих предшественников: советские лунные станции прилунялись в экваториальной зоне, новая станция должна совершить мягкую посадку в околополярной области со сложным рельефом местности.

По словам руководителя группы планирования комплексом научной аппаратуры станции, на данный момент в российской лунной программе уже планируются следующие посадочные станции на базе развития конструкции "Луны-25". Так, после "Луны-26", которая будет спутником Луны, последуют две посадочные станции: "Луна-27" должна будет доставить буровую установку на Луну, а "Луна-28" доставить грунт из полярной области Луны на Землю.

"На мой взгляд, самый интересный вариант изучения Луны — это луноход. Но луноход, способный удовлетворить всем нашим требованиям по научным задачам, должен быть довольно большим аппаратом с массой от сотен килограммов и вплоть до тонны. На нем должна быть буровая установка, манипулятор, специализированная аппаратура. Сразу создать такой тяжелый луноход довольно трудная задача, поэтому будем двигаться поступательно и начнем с небольшого лунохода весом порядка 100 кг. Но эти планы будут развиваться уже, соответственно, на базе результатов "Луны-25", - рассказал Литвак.

В свою очередь глава "Роскосмоса" уточнил, что запуск "Луны-26" состоится в 2027 году, "Луны-27" - в 2028 году, а к 2030 году или позже планируется старт "Луны-28".

"Это комплекс автоматических исследований Луны, и после этого мы с коллегами из Китая будем уже переходить к следующей фазе - возможности пилотируемого посещения Луны и строительства лунной базы", - сообщил Борисов.

В конце 2022 года стало известно, что Россия и Китай подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве по созданию Международной научной лунной станции.

В 2022-2023 годах в рамках сотрудничества в области космических исследований Россия и Китай РФ обменялись образцами лунного грунта. Так, Москва получила от Пекина образцы лунного грунта, добытого в ходе миссии "Чанъэ-5", и оправила взамен образцы грунта с советской миссии "Луна-16".

Советская автоматическая межпланетная станция "Луна-16" совершила посадку в Море Изобилия на видимой стороне Луны 20 сентября 1970 года. Обратно на Землю был возвращен 101 грамм грунта - это была первая в мире автоматическая доставка образцов вещества с другого небесного тела.

Китайский зонд "Чанъэ-5" стартовал с космодрома "Вэньчан" на острове Хайнань с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-5" 23 ноября 2020 года. 1 декабря 2020 года зонд прилунился в Океане Бурь, после чего отправился обратно к Земле, чтобы доставить на нее спускаемую капсулу с 1731 граммом лунного грунта. 16 декабря 2020 года капсула успешно приземлилась в автономном районе Внутренняя Монголия, где ее обнаружили поисковые группы.

"Чанъэ-5" стал первой миссией по возвращению на Землю образца лунного грунта с 1976 года, когда образцы с Луны доставила на Землю советская АМС "Луна-24".

В РАН создали рабочую группу из представителей Института геохимии и аналитической химии имени В.И.Вернадского и Института космических исследований для минералогического и элементного анализа полученных образцов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun




РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer