Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кадровый холод: потеря «Луны-25» может привести к перестановкам в «Роскосмосе»


22 августа 2023 года Андрей Коршунов, Известия


Потеря «Луны-25» может привести к кадровым перестановкам в Роскосмосе, сообщили «Известиям» три источника. Один из собеседников редакции даже назвал конкретные фамилии в топ-менеджменте госкорпорации. Также они отметили, что нештатную ситуацию на борту станции могли спровоцировать ошибки в программном обеспечении. Однако, если специалисты сделают правильные выводы, то это может ускорить российскую лунную программу, считают эксперты.

Потери и отставки

В «Роскосмосе» 21 августа назвали основную причину гибели автоматической лунной станции «Луна-25». ЧП произошло в субботу, 19 августа, на высоте около 100 км над поверхностью спутника Земли во время перехода космического аппарата с круговой окололунной на предпосадочную орбиту.

По словам главы госкорпорации Юрия Борисова, к аварии привела нештатная работа двигателей станции при осуществлении маневра. Он пояснил, что коррекция траектории «Луны-25» проходила в зоне радиосвязи и специалисты знали всё, что происходило со станцией до аварии.

— Двигатели проработали дольше необходимого времени — 127 секунд вместо 84, — пояснил Юрий Борисов. Он добавил, что аварийная комиссия уже начала работу.

Накануне стало известно точное место падения станции, его рассчитали специалисты Института прикладной математики имени Келдыша РАН. Это 42-километровый кратер Pontecoulant G.

Еще до официальных выводов могут быть приняты решения о кадровых перестановках. Об этом «Известиям» на условиях анонимности рассказал источник в космической отрасли. Причем он отметил, что, возможно, это коснется высокопоставленных функционеров.

— Проект «Луна-25» реализуется с 2005 года. За это время сменилось много кураторов. На текущем этапе главный ответственный — это первый заместитель генерального директора «Роскосмоса» Александр Иванов. Он курирует всю техническую часть «Роскосмоса» и как глава государственной комиссии по запуску «Луны-25» ставил последнюю подпись в итоговом протоколе о готовности, — сообщил один из анонимных экспертов.

Источник рассказал, что Александр Иванов был первым заместителем главы Федерального космического агентства (предшественник «Роскосмоса». — «Известия») с 2013-го по 2018-й, но вернулся в «Роскосмос» всего около года назад. Поэтому его сложно винить в происшедшем, полагает он.

По мнению специалиста, более вероятно, что ответственность за ЧП может понести заместитель гендиректора по космическим комплексам и системам Роскосмоса Михаил Хайлов: он давно работает в госкорпорации, но не проявлял себя как инициативный руководитель.

— Полагаю, его каким-то образом могут наказать, — считает собеседник «Известий». Эксперт допустил, что Хайлову может грозить отставка, а Иванову — выговор.

Также, по словам того же источника, велика вероятность, что отвечать за ЧП будут и исполнители — ученые и программисты, которые обслуживали запуск. В частности, ответственность могут понести специалисты из НПО Лавочкина (главного исполнителя проекта по созданию «Луны-25») и из Института комических исследований РАН, которые разрабатывали научную программу экспедиции.

По словам другого источника из научной среды, проблемы в космической отрасли, которые могли привести к крушению, начались задолго до работы современной команды руководства госкорпорации. Однако отвечать за произошедшее, вероятно, будет кто-то из нынешних управленцев. Он подтвердил, что кадровые перестановки ожидаются. Не исключено проведение серьезных чисток на уровне руководства, подтвердил третий источник, ранее работавший в «Роскосмосе».

— Все старались и делали, что могли. «Луна-25» — это первый шаг российской программы по восстановлению компетенций в сфере межпланетных полетов. Изначально предполагалось, что миссия может быть неудачной. Поэтому сейчас нет необходимости кого-то менять, — возразил анонимному эксперту научный журналист автор Telegram-канала «Контакт подъема» Михаил Котов.

По мнению специалиста, для решения амбициозных космических задач нужно наладить качественное и бесперебойное обеспечение научных исследований и опытно-конструкторских работ.

«Известия» направили запрос в «Роскосмос»с просьбой прокомментировать информацию о возможных кадровых изменениях в госкорпорации.

Устаревшее ПО

Также эксперты склоняются к тому, что причиной аварии могла быть ошибка в программном обеспечении космического аппарата. В частности, один из источников «Известий» рассказал, что проблема может быть в использовании устаревших кодов.

— Не исключено, что код для «Луны-25» был написан с использованием библиотек (подпрограмм для программирования. — «Известия»), которые применялись и раньше. Потому что налицо повторяющиеся ошибки. Скорее всего, не были проведены достаточное их тестирование и отладка, — рассказал «Известия» специалист, который ранее работал на одном из предприятий-разработчиков приборов для российской космической отрасли.

Он полагает, что эта недоработка, возможно, из раза в раз становится причиной краха российских космических проектов. В частности, неправильный импульс, который был выдан при переходе на предпосадочную орбиту, погубил «Луну-25». Похожая ситуация произошла в 2017 года со спутником «Метеор-М», который не вышел на целевую орбиту из-за проблемы на этапе выдачи одного из двух импульсов маршевой двигательной установкой.

Также неправильная работа программного кода стала причиной неудачи, которая произошла в 2011 году с межпланетной марсианской станцией «Фобос-Грунт». После вывода на опорную околоземную орбиту двигатели аппарата не получили нужного импульса для движения в сторону Марса. В итоге аппарат упал на Землю.

Авария — не катастрофа

В целом эксперты сходятся во мнении, что, если сделать правильные выводы, потеря «Луны-25» не станет катастрофой для российской космонавтики. Это происшествие поможет нашей стране ускориться и выйти на более высокие темпы освоения спутника Земли.

— Наиболее близкие к действительности данные по затратам на создание аппарата, его запуск, вывод к Луне и прочие работы — это 12,6 млрд рублей. Эти оценки основаны на открытых источниках. Причем нужно отметить, что часть стоимости перераспределяется на другие космические программы, которые ведутся параллельно или последуют за «Луной-25», — считает историк космонавтики Александр Железнов.

Он пояснил, что необходимо найти средства и возможности, чтобы создать и запустить аналог станции. Это важно: маневр мягкой посадки космических аппаратов российским специалистам в любом случае необходимо освоить для дальнейшего развития отечественной лунной программы. Аналог «Луны-25» можно создать за 2–2,5 года, считает Александр Железнов.

— Космонавтика в принципе не должна быть коммерческой. Ее цель — не зарабатывать деньги и пополнять бюджет. Она должна в целом работать на развитие страны, — объяснил независимый эксперт Андрей Ионин.

Эксперт перечислил главные задачи, которые должна выполнять отрасль. Это создание обороноспособности, строительство цифровой экономики и обеспечение технологического прорыва нашей страны. Также это возможность реализовывать совместные объединяющие проекты с дружественными государствами.

По словам главы «Роскосмоса», России однозначно нужно участвовать в лунной гонке, поскольку гонка за освоение природных ресурсов естественного спутника Земли уже началась.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer