Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Луна-Грунт»: почему России не дается межпланетный космос


23 августа 2023 года Виталий Егоров, Forbes


Авария «Луны-25», как считает блогер и популяризатор космонавтики Виталий Егоров, снова продемонстрировала изъяны российской межпланетной космической программы: недостаточное финансирование и чрезмерная амбициозность. У «Роскосмоса» не так много времени для работы над ошибками — к 2025 году правительство должно утвердить бюджет и задачи следующих лунных миссий

19 августа 2023 года автоматическая межпланетная станция «Луна-25», находясь на низкой окололунной орбите, запустила двигатели, чтобы подготовиться к посадке. Само прилунение планировалось через два дня, но сразу после включения двигателей связь с аппаратом прервалась. На следующий день «Роскосмос» признал: «Луна-25» потеряна, а позже стало известно, что двигатель проработал слишком долго и вместо снижения получилось столкновение с поверхностью. Таким образом «Луна-25» пополнила скорбный список аварийных межпланетных космических аппаратов России.

Третья попытка

Автоматической межпланетной станцией (АМС) в российской космонавтике называют космический аппарат, набравший скорость для полного преодоления силы притяжения Земли, вышедший в межпланетное пространство, за пределы земного магнитного поля, предназначенный для изучения других тел Солнечной системы. После 1991 года таким признакам отвечало всего три космических аппарата, созданных и запущенных Российской Федерацией. Например, российская обсерватория «Спектр-РГ» находится в межпланетном пространстве за пределами сил земного притяжения, но наблюдает дальний космос, а не окрестные планеты или спутники, и АМС не считается. «Луна-25» же относится к АМС, хотя пролетала между Землей и Луной, а не между планетами. 

В ноябре 1996 года стартовала автоматическая межпланетная станция «Марс-96». Это была тяжелая и очень сложная программа, с большим количеством научных приборов от различных институтов России, Европы и Америки. Станция состояла из орбитального модуля, двух малых спускаемых аппаратов и двух зондов-пенетраторов. В условиях жесткого экономического кризиса, когда специалистам приходилось месяцами работать без зарплаты, проект стал шансом на спасение для некоторых предприятий и институтов России. В тот раз помогли деньги иностранных партнеров, хотя в результате аппарат напоминал новогоднюю елку от количества приборов разных участников. «Марс-96» даже не вышел на околоземную орбиту из-за сбоя на этапе работы разгонного блока. Головная часть ракеты, вместе с надеждами ученых и специалистов России на возвращение в «большой космос», сгорела над Тихим океаном.

В ноябре 2011 года с Байконура стартовала тяжелая автоматическая межпланетная станция «Фобос-Грунт». Перед ней была поставлена сложная задача не просто достичь околомарсианской орбиты, но и вернуться с нее обратно, попутно доставив с собой немного межпланетного вещества со спутника Марса — Фобоса. «Фобос-Грунт» фактически состоял из нескольких космических аппаратов: перелетного модуля, спускаемого аппарата, взлетного аппарата и спускаемой капсулы, которая должна была вернуться на Землю. Попутно к «Фобос-Грунту» «подсадили» китайский спутник, который должен был отделиться у Марса и начать самостоятельные исследования. После старта «Фобос-Грунт» вышел на низкую околоземную орбиту, но там связь прервалась, он не отвечал на все попытки ЦУПа передать команды и через полтора месяца сгорел над Тихим океаном.

В отличие от своих марсианских предшественников, «Луна-25» — в прошлом «Луна-Глоб», строилась с учетом многих ошибок, помешавших добиться успеха. Она была значительно проще, имела совсем малый вес полезной нагрузки и создавалась практически без иностранного участия. Только от Европейского космического агентства предполагалось установить для испытаний систему оптической навигации, но она не имела ключевого значения для программы. Европейцы полностью вышли из проекта в апреле 2022 года. Тем не менее научные задачи перед аппаратом ставились вполне мирового уровня: найти и изучить воду в лунном приполярье. В этом она могла достичь первенства даже перед США и Китаем, которые сегодня обладают более масштабными лунными программами, чем Россия.

Поначалу казалось, что тактика «Луны-25» сработала. Она смогла успешно покинуть околоземную орбиту, провести несколько корректировок орбиты по пути и выйти на низкую окололунную орбиту. Даже прислала несколько снимков: собственное селфи с российским флагом и фрагмент лунной поверхности с высоты 100 км. Однако уже тогда специалисты заметили «нерасчетные вещи, не по номиналу», но посадочные операции не остановили, что и закончилось аварией.

Финансы и престиж

Если попытаться как-то обобщить опыт неудачных запусков российских АМС, то надо начать с денег. Например, на «Фобос-Грунт» выделили около $200 млн, что по меркам космонавтики не так много. С учетом всей сложности запланированной программы полета, у NASA подобный аппарат стоил бы не меньше  $1 млрд, а может, и в разы больше. «Луна-25» была профинансирована более щедро — около $130 млн по текущему курсу. Для сравнения, израильский лунный аппарат Beresheet обошелся в $100 млн, а японский частный Hakuto-R — примерно в $90 млн. Впрочем, всех их ждала одна судьба — разрушение о поверхность Луны, поэтому все эти суммы можно считать недостаточными для надежного достижения Луны.

Второй общий признак российских АМС: амбициозность. Сильнее это было выражено в марсианских аппаратах, на «Луну-25» не возлагалось столь масштабных свершений. Но даже в этом случае самым логичным путем «возвращения» России на Луну было бы создание орбитального зонда. Собственно «Луна-25», еще под старым названием «Луна-Глоб», и начиналась как орбитальный аппарат, который оснащался небольшим посадочным модулем, повторяющим советскую «Луну-9». Однако на определенном этапе разработки орбитальный аппарат и посадочный решили разделить, но совершенно нелогичным образом — вывели на первый план именно посадку «Луны-25», а не запуск орбитальной «Луны-26». До своего крушения «Луна-25» показала, что специалисты «Роскосмоса» способны создать искусственный спутник Луны, если б она не садилась, то уже послужила бы науке. Таким последовательным путем шли и США, и Япония, и Китай, и Индия. У Южной Кореи сейчас тоже есть свой лунный спутник. Вероятно, обилие лунных спутников разных стран и стало тем фактором, почему «Роскосмос» отдал предпочтение посадке — так можно добиться большей научной новизны и выделиться на фоне остальных.

Государственный престиж космической сверхдержавы — это тот фактор, который позволяет ученым получать деньги на сложные и амбициозные запуски в межпланетное пространство. Но он же становится и проклятьем, которое не позволяет идти путем первопроходца. Мы же возим американцев в космос, весь мир рукоплескал нашим «Луноходам», мы должны развивать успех и достигать еще больших высот, а не повторять успехи 1960-х! Такая логика не дает права на ошибку космическим инженерам, требует усложнения научных задач от ученых и мешает последовательному развитию технологий с нуля, что неизбежно после полувековой паузы. 

Не исключено, что задачи «государственной важности» и стали причиной аварии «Луны-25». Ее можно было бы оставить на орбите на любой срок, чтобы разобраться со всеми «тревожащими признаками» и повысить надежность посадки. Но всего на два дня позже российского аппарата в тех же краях должен был сесть индийский аппарат Chandrayaan 3, и спешка «Роскосмоса» могла объясняться нежеланием оказаться вторым на лунном полюсе. Кроме того, на борту «Луны-25» был размещен российский флаг, и его фото на Луне стало бы красивым подарком ко Дню государственного флага 22 августа.

Конфликт форматов

Для сравнения, у NASA есть несколько параллельных межпланетных программ. Самые амбициозные «флагманские» развиваются самостоятельно. Значительно более бюджетные (по меркам NASA) проекты включаются в программу Discovery, которую используют для выяснения ответов на узкие научные вопросы, испытания технологий и подготовки квалифицированных кадров. В последнее десятилетие, с развитием частной космонавтики, NASA создало еще несколько программ для частных компаний, в частности Commercial Lunar Payload Services заказывает у частных компаний доставку научной полезной нагрузки на Луну.

«Роскосмос» может только мечтать об уровне финансирования NASA, поэтому позволяет себе одну АМС раз в 10 лет, которая оказывается одновременно и флагманом для государственного престижа, и «учебной партой» для молодых специалистов, и испытательным стендом для новых технологий. Непредсказуемые внешние условия, такие, как санкции и свертывание международного сотрудничества, в последнее десятилетие также ударили по перспективам добиться успеха за пределами околоземной орбиты. 

Сейчас у «Роскосмоса» есть шанс разорвать замкнутый круг из амбиций и неудач. Впереди у него запуск орбитальной «Луны-26» и посадочной «Луны-27». Вторая из них представляет собой практически полную копию «Луны-25» и позволяет относительно быстро провести работу над ошибками. О том, что она понадобится, говорит очередной перенос сроков их запуска на 2027 и 2028 годы, хотя ранее обещали все три станции запустить до 2025 года. Показательно, что новые сроки объявили еще до аварии «Луны-25». Однако впереди еще утверждение финансирования этих программ, так как ранее выделенные средства закончатся в 2024 году. Будут ли они обеспечены средствами в полной мере и будет ли у российских инженеров и ученых право на ошибку, мы узнаем, когда правительство будет утверждать Федеральную космическую программу на 2025-2035 годы.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer