Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Луна-Грунт»: почему России не дается межпланетный космос


23 августа 2023 года Виталий Егоров, Forbes


Авария «Луны-25», как считает блогер и популяризатор космонавтики Виталий Егоров, снова продемонстрировала изъяны российской межпланетной космической программы: недостаточное финансирование и чрезмерная амбициозность. У «Роскосмоса» не так много времени для работы над ошибками — к 2025 году правительство должно утвердить бюджет и задачи следующих лунных миссий

19 августа 2023 года автоматическая межпланетная станция «Луна-25», находясь на низкой окололунной орбите, запустила двигатели, чтобы подготовиться к посадке. Само прилунение планировалось через два дня, но сразу после включения двигателей связь с аппаратом прервалась. На следующий день «Роскосмос» признал: «Луна-25» потеряна, а позже стало известно, что двигатель проработал слишком долго и вместо снижения получилось столкновение с поверхностью. Таким образом «Луна-25» пополнила скорбный список аварийных межпланетных космических аппаратов России.

Третья попытка

Автоматической межпланетной станцией (АМС) в российской космонавтике называют космический аппарат, набравший скорость для полного преодоления силы притяжения Земли, вышедший в межпланетное пространство, за пределы земного магнитного поля, предназначенный для изучения других тел Солнечной системы. После 1991 года таким признакам отвечало всего три космических аппарата, созданных и запущенных Российской Федерацией. Например, российская обсерватория «Спектр-РГ» находится в межпланетном пространстве за пределами сил земного притяжения, но наблюдает дальний космос, а не окрестные планеты или спутники, и АМС не считается. «Луна-25» же относится к АМС, хотя пролетала между Землей и Луной, а не между планетами. 

В ноябре 1996 года стартовала автоматическая межпланетная станция «Марс-96». Это была тяжелая и очень сложная программа, с большим количеством научных приборов от различных институтов России, Европы и Америки. Станция состояла из орбитального модуля, двух малых спускаемых аппаратов и двух зондов-пенетраторов. В условиях жесткого экономического кризиса, когда специалистам приходилось месяцами работать без зарплаты, проект стал шансом на спасение для некоторых предприятий и институтов России. В тот раз помогли деньги иностранных партнеров, хотя в результате аппарат напоминал новогоднюю елку от количества приборов разных участников. «Марс-96» даже не вышел на околоземную орбиту из-за сбоя на этапе работы разгонного блока. Головная часть ракеты, вместе с надеждами ученых и специалистов России на возвращение в «большой космос», сгорела над Тихим океаном.

В ноябре 2011 года с Байконура стартовала тяжелая автоматическая межпланетная станция «Фобос-Грунт». Перед ней была поставлена сложная задача не просто достичь околомарсианской орбиты, но и вернуться с нее обратно, попутно доставив с собой немного межпланетного вещества со спутника Марса — Фобоса. «Фобос-Грунт» фактически состоял из нескольких космических аппаратов: перелетного модуля, спускаемого аппарата, взлетного аппарата и спускаемой капсулы, которая должна была вернуться на Землю. Попутно к «Фобос-Грунту» «подсадили» китайский спутник, который должен был отделиться у Марса и начать самостоятельные исследования. После старта «Фобос-Грунт» вышел на низкую околоземную орбиту, но там связь прервалась, он не отвечал на все попытки ЦУПа передать команды и через полтора месяца сгорел над Тихим океаном.

В отличие от своих марсианских предшественников, «Луна-25» — в прошлом «Луна-Глоб», строилась с учетом многих ошибок, помешавших добиться успеха. Она была значительно проще, имела совсем малый вес полезной нагрузки и создавалась практически без иностранного участия. Только от Европейского космического агентства предполагалось установить для испытаний систему оптической навигации, но она не имела ключевого значения для программы. Европейцы полностью вышли из проекта в апреле 2022 года. Тем не менее научные задачи перед аппаратом ставились вполне мирового уровня: найти и изучить воду в лунном приполярье. В этом она могла достичь первенства даже перед США и Китаем, которые сегодня обладают более масштабными лунными программами, чем Россия.

Поначалу казалось, что тактика «Луны-25» сработала. Она смогла успешно покинуть околоземную орбиту, провести несколько корректировок орбиты по пути и выйти на низкую окололунную орбиту. Даже прислала несколько снимков: собственное селфи с российским флагом и фрагмент лунной поверхности с высоты 100 км. Однако уже тогда специалисты заметили «нерасчетные вещи, не по номиналу», но посадочные операции не остановили, что и закончилось аварией.

Финансы и престиж

Если попытаться как-то обобщить опыт неудачных запусков российских АМС, то надо начать с денег. Например, на «Фобос-Грунт» выделили около $200 млн, что по меркам космонавтики не так много. С учетом всей сложности запланированной программы полета, у NASA подобный аппарат стоил бы не меньше  $1 млрд, а может, и в разы больше. «Луна-25» была профинансирована более щедро — около $130 млн по текущему курсу. Для сравнения, израильский лунный аппарат Beresheet обошелся в $100 млн, а японский частный Hakuto-R — примерно в $90 млн. Впрочем, всех их ждала одна судьба — разрушение о поверхность Луны, поэтому все эти суммы можно считать недостаточными для надежного достижения Луны.

Второй общий признак российских АМС: амбициозность. Сильнее это было выражено в марсианских аппаратах, на «Луну-25» не возлагалось столь масштабных свершений. Но даже в этом случае самым логичным путем «возвращения» России на Луну было бы создание орбитального зонда. Собственно «Луна-25», еще под старым названием «Луна-Глоб», и начиналась как орбитальный аппарат, который оснащался небольшим посадочным модулем, повторяющим советскую «Луну-9». Однако на определенном этапе разработки орбитальный аппарат и посадочный решили разделить, но совершенно нелогичным образом — вывели на первый план именно посадку «Луны-25», а не запуск орбитальной «Луны-26». До своего крушения «Луна-25» показала, что специалисты «Роскосмоса» способны создать искусственный спутник Луны, если б она не садилась, то уже послужила бы науке. Таким последовательным путем шли и США, и Япония, и Китай, и Индия. У Южной Кореи сейчас тоже есть свой лунный спутник. Вероятно, обилие лунных спутников разных стран и стало тем фактором, почему «Роскосмос» отдал предпочтение посадке — так можно добиться большей научной новизны и выделиться на фоне остальных.

Государственный престиж космической сверхдержавы — это тот фактор, который позволяет ученым получать деньги на сложные и амбициозные запуски в межпланетное пространство. Но он же становится и проклятьем, которое не позволяет идти путем первопроходца. Мы же возим американцев в космос, весь мир рукоплескал нашим «Луноходам», мы должны развивать успех и достигать еще больших высот, а не повторять успехи 1960-х! Такая логика не дает права на ошибку космическим инженерам, требует усложнения научных задач от ученых и мешает последовательному развитию технологий с нуля, что неизбежно после полувековой паузы. 

Не исключено, что задачи «государственной важности» и стали причиной аварии «Луны-25». Ее можно было бы оставить на орбите на любой срок, чтобы разобраться со всеми «тревожащими признаками» и повысить надежность посадки. Но всего на два дня позже российского аппарата в тех же краях должен был сесть индийский аппарат Chandrayaan 3, и спешка «Роскосмоса» могла объясняться нежеланием оказаться вторым на лунном полюсе. Кроме того, на борту «Луны-25» был размещен российский флаг, и его фото на Луне стало бы красивым подарком ко Дню государственного флага 22 августа.

Конфликт форматов

Для сравнения, у NASA есть несколько параллельных межпланетных программ. Самые амбициозные «флагманские» развиваются самостоятельно. Значительно более бюджетные (по меркам NASA) проекты включаются в программу Discovery, которую используют для выяснения ответов на узкие научные вопросы, испытания технологий и подготовки квалифицированных кадров. В последнее десятилетие, с развитием частной космонавтики, NASA создало еще несколько программ для частных компаний, в частности Commercial Lunar Payload Services заказывает у частных компаний доставку научной полезной нагрузки на Луну.

«Роскосмос» может только мечтать об уровне финансирования NASA, поэтому позволяет себе одну АМС раз в 10 лет, которая оказывается одновременно и флагманом для государственного престижа, и «учебной партой» для молодых специалистов, и испытательным стендом для новых технологий. Непредсказуемые внешние условия, такие, как санкции и свертывание международного сотрудничества, в последнее десятилетие также ударили по перспективам добиться успеха за пределами околоземной орбиты. 

Сейчас у «Роскосмоса» есть шанс разорвать замкнутый круг из амбиций и неудач. Впереди у него запуск орбитальной «Луны-26» и посадочной «Луны-27». Вторая из них представляет собой практически полную копию «Луны-25» и позволяет относительно быстро провести работу над ошибками. О том, что она понадобится, говорит очередной перенос сроков их запуска на 2027 и 2028 годы, хотя ранее обещали все три станции запустить до 2025 года. Показательно, что новые сроки объявили еще до аварии «Луны-25». Однако впереди еще утверждение финансирования этих программ, так как ранее выделенные средства закончатся в 2024 году. Будут ли они обеспечены средствами в полной мере и будет ли у российских инженеров и ученых право на ошибку, мы узнаем, когда правительство будет утверждать Федеральную космическую программу на 2025-2035 годы.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора




комментарии (0):












Материалы рубрики

Анастасия Львова
Известия
Летать как пицца: Москва хочет начать тестировать доставку дронами в 2024 году
Вячеслав Немиров
Российская газета
Как готовят уникальных авиационных специалистов
Алена Белая
Forbes
Мирный дрон: как аграрии пытаются использовать беспилотники при запрете на их полеты
Валерий Кодачигов, Анастасия Львова
Известия
Подавление в норме: в РФ готовят запрет на использование глушилок для дронов
Анастасия Львова
Известия
Воздушные виражи: на чем сфокусируется Росавиация после смены руководства
Денис Гриценко
Известия
На всех морях: многоразовые космические корабли будут садиться на воду
Анастасия Львова
Известия
Тариф неизвестный: в РФ хотят узаконить компенсацию за перенаправленные из-за БПЛА рейсы
Анастасия Антипова, Артём Кореняко, Анастасия Серова, Маргарита Овсянникова
РБК
Какие регионы запретили использовать дроны и что грозит нарушителям



Наталья Пономарева
Интерфакс
Сел в поле
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Власти Москвы определились с датой запуска станции метро в аэропорту
Андрей Коршунов
Известия
Лунная находка: что успела передать межпланетная станция до аварии
Анастасия Львова
Известия
Полетным курсом: в РФ предложили ввести плату за запуски промышленных дронов

Независимая газета
Расправляя крылья: как идет импортозамещение в российской авиации

Ростех
Команда «На взлет»: о статусе российской авиапрограммы
Наталья Пономарева
Интерфакс
Испытали в воздухе
Мария Лисицына, Артем Кореняко
РБК
Борьба с украинскими дронами изменила правила работы малой авиации
Анастасия Платонова
Известия
Крылатое ограждение: правительство увеличит дистанцию от свалок до аэропортов
Ольга Коленцова
Известия
Раздел кадров: Роскосмос планирует вдвое сократить штат центрального офиса
Андрей Коршунов
Известия
Пришел, увидел, прилунил: «Чандраян-3» начала исследовать спутник Земли
Виктория Полякова, Екатерина Костина
РБК
Индийская станция успешно прилунилась после «15 минут ужаса»
Виталий Егоров
Forbes
«Луна-Грунт»: почему России не дается межпланетный космос
Маргарита Овсянникова, Юлия Волкова
РБК
Ученые допустили пересмотр лунной программы из-за гибели «Луны-25»
Андрей Коршунов
Известия
Кадровый холод: потеря «Луны-25» может привести к перестановкам в «Роскосмосе»
Богдан Степовой, Алексей Рамм
Известия
На вылет: форум «Армия-2023» продемонстрировал достижения авиаотрасли
Илья Словесный
Деловой Петербург
Телега впереди дрона: власти хотят субсидировать производителей БПЛА
Василий Кучушев
ТАСС
От охранника до штурмовика: новейшие российские беспилотники на форуме "Армия-2023"
Денис Гриценко
Известия
Атмосферные остатки: в России создают вечный двигатель для спутников
Анастасия Николаева
Интерфакс
Почти полвека спустя
Ольга Коленцова
Известия
Встали на лунную дорожку: как стартовала российская миссия к спутнику Земли
Андрей Коршунов
Известия
Путник с Земли: «Луна-25» откроет тайны зарождения жизни
Анастасия Львова, Вера Кузьмина, Станислав Федоров
Известия
Южный парк: чартерные программы из Азии в РФ могут значительно расширить
Анастасия Платонова
Известия
На птичьих парах: правительство просят отодвинуть свалки от аэропортов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
5 минут страха в небе над Иркутском: 140 пассажиров и экипаж едва не врезались в землю из-за стаи птиц
Александр Левинский
Forbes
Штурвал без присмотра: российской авиации грозит дефицит пилотов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Дроны рвутся вверх: власти намерены устранить отставание РФ в беспилотной сфере
Андрей Коршунов
Известия
Двигатель эволюции: 3D-мотор запустит в космос сверхлегкие ракеты
Алексей Рамм, Роман Крецул, Юлия Леонова
Известия
«Лебединая» стая: Тихий океан прикроют стратегические Ту-160
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Взлетная касса. Цены на авиабилеты выросли из-за сокращения субсидий
Артём Кореняко
РБК
Альянс малой авиации предупредил министра о рисках из-за дронов
Анастасия Львова
Известия
БАС и готово: создание инфраструктуры для полетов дронов в РФ оценили в 240 млрд
Анастасия Львова
Известия
Полетное создание: столичные аэропорты тестируют дроны для отпугивания птиц

Татар-Информ
Назир Киреев о Ту-214: «Сделан реальный шаг для возрождения авиастроения в России»
Анастасия Львова
Известия
Ключ на рестарт: S7 разработает собственный учебный самолет
Анастасия Львова
Известия
Крупный габарит: Red Wings выходит на рынок грузоперевозок
Анастасия Антипова, Артём Кореняко, Анастасия Серова, Маргарита Овсянникова
РБК
Какие регионы запретили использовать дроны и что грозит нарушителям
Максим Ширяев
NEWS.ru
Новый российский самолет МС-21: каким вышел, сколько стоит, чьи запчасти
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из соображений безопасности
Анастасия Николаева
Интерфакс
Спецрежим для беспилотников
Милена Синева
ТАСС
"На него делаются большие ставки": генконструктор "ОДК-Климов" о двигателе ТВ7-117

РБК
Взлетаем: как Россия улучшает региональное авиасообщение

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer