Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Индийская станция успешно прилунилась после «15 минут ужаса»


23 августа 2023 года Виктория Полякова, Екатерина Костина, РБК


Для Индии это третья по счету миссия. Перед этим совершить мягкую посадку на спутнике пыталась российская «Луна-25». Целями обеих миссий был малоизученный Южный полюс. Как предполагают ученые, там есть запасы водяного льда

Индийская автоматическая лунная станция «Чандраян-3» успешно села на поверхность Луны. За посадкой в прямом эфире наблюдал премьер Нарендра Моди.

Космический корабль «Чандраян-3» с орбитальным аппаратом, посадочным модулем и лунным ровером запустили 14 июля на ракете-носителе LVM 3 из Космического центра имени Сатиша Дхавана, расположенного на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе.

5 августа корабль вышел на орбиту вокруг Луны, а 12 августа посадочный модуль «Чандраян-3» отделился от перелетного. Двигательный модуль остался на орбите вокруг Луны и будет работать как спутник-ретранслятор.

В последние 15 минут своего спуска к поверхности Луны посадочный модуль должен был совершить критический маневр — перейти из горизонтального положения в вертикальное, повернувшись почти на 90 градусов. Бывший глава Индийской организации космических исследований (ISRO) Кайласавадиву Сиван называл этот этап «15 минутами ужаса». Прошлая миссия — «Чандраян-2» — потерпела неудачу при попытке мягкой посадки. Аппарат не смог выполнить этот переход и столкнулся с Луной всего в 7,42 км от расчетной точки посадки. А «Чандраян-3» это удалось.

Какая по счету миссия

Для Индии это уже третья по счету миссия. Первую запустили в 2008 году. «Чандраян-1» состоял из орбитального аппарата и лунного ударного зонда. Аппарат совершил 3,4 тыс. оборотов вокруг Луны и отправил более 70 тыс. изображений ее поверхности, в том числе изображение места посадки американского корабля «Аполлон-15» и следов, оставленных луноходами, которые использовали астронавты. На высоте 100 км лунный ударный зонд отстыковался от «Чандраян-1» и совершил жесткую посадку недалеко от кратера Шеклтон, расположенного рядом с Южным полюсом Луны. Результатом миссии стало получение предварительных данных о том, что на Луне может быть вода. В августе 2009 года связь с «Чандраян-1» была потеряна.

«Чандраян-2», также включавшая орбитальный и посадочный модули и лунный ровер, была запущена в 2019 году. Она оказалась успешной наполовину. Во время заключительного этапа торможения произошел сбой, аппарат отклонился от намеченной траектории, совершил жесткую посадку и вышел из строя. Однако орбитальный модуль по-прежнему вращается вокруг Луны и изучает спутник.

Какие цели у «Чандраян-3»

Станция состоит из трех частей. Это:

  • двигательный модуль массой 2145 кг, из которых 1696 — это топливо;
  • посадочный модуль, названный «Викрам» в честь основателя ISRO. Его масса — почти 1750 кг с учетом лунохода;
  • лунный ровер «Прагьян» (с санскрита — «мудрость») массой 26 кг.

Лунная станция села в районе малоизученного Южного полюса, где, как предполагают ученые, есть запасы водяного льда. Там же ранее планировала прилуниться российская станция «Луна-25», но в итоге потерпела крушение.

После отработки технологии мягкой посадки «Чандраян-3» должна провести ряд научных экспериментов, в том числе провести сейсмические исследования, изучить лунную поверхность и грунт. Пока мягкую посадку на Луне удавалось совершить только США, СССР и Китаю. Таким образом, Индия стала четвертой державой, добившейся мягкой посадки на спутник.

Похожи ли индийская и российская миссии

Задачи у «Чандраяна-3» и «Луны-25» примерно аналогичные, а если и есть какие-то отличия, то только в инструментарии, в особенностях приборов, отметил в беседе с РБК советский и российский астроном, академик РАН Михаил Маров. «А так основная цель, конечно, — это определение содержания водяного льда и летучих компонентов», — сказал он.

Обе миссии должны были прилуняться в одной зоне Южного полюса, но некоторые работы, запланированные в рамках «Чандраяна-3», у России для «Луны-25» не предполагались, отметил в разговоре с РБК специалист по космическим аппаратам, автор телеграм-канала о космосе «Добрый Овчинников» Илья Овчинников. «Миссия «Чандраян-3» выглядит следующим образом: там идет посадка, выпуск небольшого луноходика, который может там перемещаться, расширять зону. У нас это предполагалось на «Луне-27». У них [миссий «Чандраян-3» и «Луна-25»] есть различные схожие приборы по поиску воды и анализу реголита, но они могут, если не ошибаюсь, то ли на 25, то ли на 30 см делать исследования, а у нас это до 60 см. У них есть приборы для определения сейсмической активности на Луне — то, что у наc это закладывалось на «Луне-27», а на «Луне-25» этого не предусматривалось», — говорит эксперт.

Что касается целей, то одна из основных — это поиск на Южном полюсе воды в виде льда под слоем реголита (лунного грунта). Нужно понять ее состав, происхождение и особенности, а также как можно использовать, отмечает Овчинников.

В свою очередь Маров добавляет, что воду и летучие компоненты также ищут не просто ради самого факта такой находки, но и чтобы «связать это с очень и очень актуальной проблемой эволюции Луны». Изначально Луна могла иметь сравнительно мало этих компонентов, но сейчас есть сейчас предположение, что достаточно большое количество этих элементов находится в приполярных областях Луны. Там достаточно много затененных областей, и если вода и летучие вещества туда попадают, то гораздо меньше оттуда испаряются, поясняет Маров.

Попасть в эти области вода и летучие вещества могли в результате бомбардировок малыми телами — кометами, астероидами. «Собственно, с этими процессами связаны очень многие интересные особенности: какова была история Луны, как она эволюционировала. В кометах предполагают даже наличие неких предшественников жизни. Поэтому, изучая вот эти компоненты, мы надеемся на то, что как-то прольем свет на то, как начиналась, зарождалась жизнь в просторах Космоса», — заключил астроном.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer