Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Раздел кадров: Роскосмос планирует вдвое сократить штат центрального офиса


25 августа 2023 года Ольга Коленцова, Известия


Роскосмос рассматривает возможность сократить штат центрального офиса с 600 до 300 человек, рассказали источники «Известий». Это связано со сложностями формирования фонда оплаты труда. Впрочем, сокращение будет скорее формальным: сотрудников переведут в подведомственные организации — там они будут числиться и получать зарплату, а работать продолжат в центральном офисе Роскосмоса, выполняя те же функции, что и прежде, пояснили наши собеседники. Эксперты полагают, что в результате работники могут лишиться премий и части социальных льгот. В Роскосмосе заявили, что «уделяет большое внимание оптимизации расходов и численности центрального аппарата», но никаких решений по этому поводу пока не принято.

Двойное сокращение

Под сокращение может попасть примерно половина сотрудников центрального аппарата госкорпорации Роскосмос — 300 из 600 сотрудников, утверждает источник «Известий», ранее работавший в Роскосмосе и знакомый с ситуацией. Людей, по его словам, могут перевести в Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК) и другие дочерние организации. Таким образом, организация — как минимум, на бумаге — значительно снизит затраты на персонал.

— Траты по линии фонда оплаты труда составляют значительную долю расходов центрального аппарата, а сам фонд не бесконечен, — рассказал источник. — Объяснить это очень легко: рынок пусковых услуг для нас закрыт, спутникостроением мы никогда похвастаться не могли, американских туристов за деньги уже не возим, а других в нынешней ситуации не найти. То есть все направления заработка валюты для Роскосмоса закрыты, а внутренний рынок космических услуг не развит и завязан на госконтракты. Поэтому департаменту кадров поставлена задача к концу года сократить штат госкорпорации. Самое очевидное решение — перевод сотрудников в ОРКК.

Информацию о вероятном сокращении «Известиям» подтвердили еще два источника — сотрудник госкорпорации и работник ОРКК.

Объединенная ракетно-космическая корпорация была создана в 2014 году на базе НИИ космического приборостроения. В декабре 2016 года 100% ее акций было передано госкорпорации Роскосмос. По словам источника «Известий», сейчас ОРКК исполняет только одну функцию — держателя акций отраслевых предприятий госкорпорации.

— Из дивидендов предприятий платить зарплату нельзя, потому что один из их получателей — государство, — пояснил источник, ранее работавший в Роскосмосе. — Если пойти на этот шаг, то получается, что такая схема — обман государства. Вместо этого корпорация будет работать по следующей схеме: ОРКК и другим спецпредприятиям Роскосмос даст новые заказы, и в их цену будут включены зарплаты сотрудников. Сотрудников отдела из какого-нибудь департамента Роскосмоса «на бумаге» переведут на работу в это предприятие. Причем физически они продолжат находиться в Роскосмосе и выполнять свои обязанности. Однако числиться будут в другом предприятии и из его фонда оплаты труда получать деньги.

По словам того же источника, такая практика трудоустройства сотрудников Роскосмоса существовала в Федеральном космическом агентстве (реформировано в Роскосмос в 2015 году) и в первые годы работы госкорпорации, когда ее штат составлял 150 человек, люди устраивались в Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) и на другие дочерние предприятия, но выполняли работу как сотрудники Роскосмоса.

— Эта практика получила название «подснежники» — литературно измененное слово «смежники», поскольку сотрудники числились в смежные организациях, — пояснил источник. — Весьма интересно, что тогда в Роскосмосе работал Александр Иванов, нынешний заместитель главы госкорпорации Юрия Борисова. Именно он в свое время курировал данное направление. Схема достаточно хитрая — чтобы доказать ее существование, нужно не только знать о ней, но и собрать сведения, что сотрудник, например, не ходил на работу в конкретное предприятие, не выполнял свои служебные обязанности. Но это всё можно обойти.

«Известия» направила запрос с Роскосмос с просьбой сообщить, планируется ли сокращение штата центрального аппарата госкорпорации и перевод людей в дочерние организации.

«Ни одно из решений, описанных в запросе, руководством Госкорпорации не принято, — говорится в полученном редакцией ответе. — Руководство Роскосмоса уделяет большое внимание оптимизации расходов и численности центрального аппарата, это одна из стратегических задач, которую поставил перед командой Юрий Борисов».

Будем законны

Схема, описанная источниками «Известий» вполне может быть реализована в рамках действующих законов — для этого нужно правильно оформить отношения работников и работодателя, полагает член Ассоциации юристов России Марина Астаева.

— Трудовой кодекс РФ запрещает заемный труд. То есть работники не могут работать в одной компании а выполнять работу в интересах другой. Такое возможно только в отдельных случаях, например, если организации являются аффилированными лицами. В противном случае, данный факт можно признать нарушением. Однако, документы можно оформить так, что одна организация (в лице своих работников) оказывает услуги другой организации по договору ГПХ. В таком случае будет считаться, что работники исполнителя оказывают услугу другой компании, работая при этом на своего работодателя, — отметила юрист.

Тот факт, что работать люди продолжат в центральном офисе, тоже не является чем-то криминальным, полагает Марина Астаева.

— Например, «дочка» может арендовать для своих работников это помещение, или получить его другим законным способом. В таком случае, тот факт, что работники находятся в офисе госкорпорации и работают на дочернее предприятие не будет нарушением, — пояснила специалист.

Четвертый источник, ранее также работавший в Роскосмосе, добавил, что госкорпорация и сейчас работает по такому принципу. В частности, в «Роскосмос Медиа» работают сотрудники пресс-службы телестудии госкорпорации, в «РК-Учет» числятся финансисты, в Центре «Звездный» числится обслуживающий персонал, в «РК-Цифра» — IT-специалисты. И все вышеперечисленные категории сотрудников сидят в одном здании — офисе госкорпорации.

— На мой взгляд, сокращения и переводы ждут именно экономистов, бухгалтеров и юристов — это как раз примерно половина штата Роскосмоса,— сказал четвертый источник.

Массовое применение схемы перевода сотрудников в дочерние организации может привести к реализации других схем, и такие прецеденты с предприятиями космической отрасли уже были.

— Сотрудники Российских космических систем (РКС) много лет назад, находясь на своих рабочих местах, параллельно числились и якобы выполняли работу в подрядных организациях. С одной стороны, это позволило платить им достойную зарплату и они не разбежались в непростые для предприятия времена, а с другой — это было мошенничество, доказанное судом, виновные понесли наказание,— заявил источник.

В 2007–2010 годах РКС распределяла заказы на выполнение работ в рамках ФЦП ГЛОНАСС по договорам между дочерними предприятиями НПО КП и «Синертек». В указанный период на счета этих компаний было перечислено не менее 3,2 млрд рублей. В отчетах НПО КП и «Синертека» указано, что в этих фирмах трудились до 1,1 тыс. человек ежемесячно. В то же время, по данным комиссии Роскосмоса, большинство сотрудников этих организаций были трудоустроены РКС.

— Выведение сотрудников за штат позволит Роскосмосу немало сэкономить на премиях, — добавил четвертый источник. — Квартальная и годовая премии равняются зарплате. Если люди будут официально числиться в других организациях, премии им платить уже не будут, что позволит сохранить около трети фонда оплаты труда.

Также, по его словам, сотрудники офиса Роскосмоса имеют доступ к ДМС с весьма качественными услугами, что считается важным бонусом, которого они также, скорее всего, лишатся.

Перевод сотрудника к другому работодателю возможен только с согласия работника, напомнил в беседе с «Известиями» адвокат, учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

— Однако, работников могут поставить перед выбором: либо соглашаться на перевод в дочерние предприятия, либо увольняться в связи с сокращением штата, — полагает юрист.

По мнению Олега Жердева, озвученная источниками «Известий» схема может быть оптимизацией расходов на сотрудников центрального аппарата, «который в Роскосмосе явно раздут».

Кадровая политика Роскосмоса попадает в центр внимания уже во второй раз за последни дни. Ранее «Известия» писали о возможности перестановок в высшем руководстве госкорпорации в связи с гибели автоматической станции «Луна-25». ЧП случилось 19 августа — во время перехода с круговой окололунной на предпосадочную орбиту космический аппарат из-за нештатно сработавших двигателей упал на спутник с высоты около 100 км и разбился.

Источники «Известий» не исключили, что провал миссии может привести к отставке первого заместителя гендиректора Роскосмоса Александра Иванова (он как глава государственной комиссии по запуску «Луны-25» ставил последнюю подпись в итоговом протоколе о готовности) и заместителя гендиректора по космическим комплексам и системам Михаила Хайлова.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer