Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


5 минут страха в небе над Иркутском: 140 пассажиров и экипаж едва не врезались в землю из-за стаи птиц


3 августа 2023 года Евгений Берсенев, Свободная Пресса


Пернатых на аэродромах разгоняют и спецсредства, и орлы, но 100-процентной безопасности это не гарантирует

Самолет авиакомпании «Сибирь» в иркутском аэропорту во время взлета столкнулся с птичьей стаей, по данному случаю Байкало-Ангарская транспортная прокуратура проводит проверку, сообщается в официальном телеграмм-канале данной структуры.

Инцидент произошел 2 августа во время разбега воздушного судна, выполнявшего рейс № 6329 по маршруту Иркутск-Якутск. Экипаж принял решение прервать полет и вернуться на стоянку. На борту находилось 140 пассажиров, в том числе 16 детей и подростков, никто из них не пострадал. После возвращения специалисты приступили к исследованию технического состояния самолета.

Согласно распространенному сообщению, после этого началась проверка на предмет соблюдения законодательства о безопасности полетов. Также прокурорские работники осуществляли контроль за оказанием услуг пассажирам, вели проверку орнитологического обеспечения безопасности полетов. «При наличии оснований будут приняты меры реагирования», — сообщает телеграмм-канал Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры.

Время рейса, конечно же, пришлось сдвинуть, но ненадолго. В авиакомпании сообщили, что самолет вылетел в 14:03 по местному времени, написала «Комсомольская правда».

Согласно сайту S7, полеты из Иркутска в Якутск, как правило, осуществляются на лайнерах Airbus A320.

Столкновения воздушных судов с птицами остаются серьезной мировой проблемой в авиационной отрасли. По данным международных экспертов, каждый год из-за пернатых мировая коммерческая авиация несет убытки в размере до 1,2 млрд долларов. Впрочем, серьезные инциденты здесь, к счастью, случаются редко. Но все-таки несколько ЧП такого плана происходили.

Самая большая трагедия произошла с L-188 в октябре 1960 года в американском Бостоне, когда погибло 62 человека. В нашей стране птичья стая стала причиной катастрофы самолета АН-12 авиакомпании «АТРАН», накренившегося и ударившегося о землю вскоре после взлета в аэропорту Домодедово 29 июля 2007 года, тогда погибло семь человек.

Исследованиями проблемы столкновений птиц с воздушными судами в России занимается Отраслевая группа авиационной орнитологии (ОГАО), которая входит в состав Государственного центра безопасности полетов Росавиации.

Главный редактор портала Avia.ru Network, эксперт комитета по транспорту Государственной Думы РФ Роман Гусаров назвал решение экипажа Airbus A320 прервать полет абсолютно верным.

— Было непонятно, каковы могут быть последствия столкновения с птичьей стаей — вполне мог быть вероятен вариант получения повреждений самолетом. Поэтому в таких ситуациях требуется внимательный осмотр машины специалистами, чтобы те уже сделали вывод, может она лететь, или требуются какие-то ремонтные работы.

«СП»: То есть, проблема столкновений с птицами считается в авиации довольно серьезной?

— Разумеется. Она стоит с первых дней существования воздушных полетов человека на различных аппаратах. Ведь для пернатых небо — среда обитания, нам не с кем делить больше его, поэтому мы должны внимательно подходить к этому вопросу. Это необходимо не только для людей, но и для самих птиц.

«СП»: Сегодня птичий фактор учитывается при определении правил безопасности полетов?

— Скажу больше — он учитывается уже на этапе разработки самолета. Скажем, в процессе испытаний запускается полноценный рабочий двигатель на стенде. В него запускают специальные пушки — некие предметы, которые по своим массогабаритным характеристикам и по структуре, плотности сопоставим с крупной птицей. И моделируется скорость, с которой соприкосновение может произойти. Ведь на скорости 500, 700 или 900 километров в час, скажем, движущийся на встречу какой-нибудь орел может оказаться равноценным настоящему снаряду. И для летательного аппарата это может обернуться тяжелыми последствиями.

В общем, уже на этапе испытаний самолетов или вертолетов это обстоятельство берется во внимание. Как и в системах безопасности на аэродромах, где находятся различные отпугиватели птиц.

Кроме того, в районе аэропортов запрещается устраивать пищевые или продуктовые свалки, которые привлекали бы пернатых. Словом, принимаются различные меры для минимизации ЧП. Но, как видим, они все равно происходят. Ведь птицы, как говорится, по нашим правилам не летают. Поэтому, даже если мы сами будем все нормы такого плана соблюдать, все равно птицы, хотя и редко, но появляться будут, как показывает практика.

«СП»: Можно немного рассказать о мерах по отпугиванию птиц от зон аэропортов?

— Существует специальная служба, которая занимается орнитологической безопасностью — разработкой комплекса мероприятий для отпугивания птиц от аэродромов. Это могут быть, например, специальные звуковые устройства, которые на птичьем языке транслируют сигналы об опасности. В некоторых аэропортах используют даже хищных птиц, специально натренированных. Они своим видом распугивают других птиц от мест взлета и посадки.

Я лично несколько раз наблюдал их. Сидит на осветительной мачте огромный орел, который регулярно взлетает, делает довольно большой круг, это занимает примерно полминуты и садится обратно. Этого достаточно, чтобы птицы в округе видели его присутствие и не приближались близко. Это одна из мер.

То есть, орнитологическая служба ведет работу не только по предотвращению таких инцидентов, но по предупреждению птиц. Ведь стаи перелетных птиц любят останавливаться на больших пространствах, которыми являются аэродромы. И могут сесть на ночной отдых, как это было, кстати, в аэропорту «Жуковский» в 2019 году.

Тогда самолет вскоре после взлета был вынужден сесть на кукурузное поле после столкновения со стаей чаек. Там птичья стая как раз отдыхала на летном поле, а когда воздушное судно стало взлетать, то спугнуло их. Чайки принялись подниматься в воздух, в результате на небольшой высоте произошло столкновение с воздушным судном. Получается, имела место недоработка орнитологической службы, которая должна быть принять меры по распугиванию этой стаи, для предотвращения опасного инцидента.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer