Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На птичьих парах: правительство просят отодвинуть свалки от аэропортов


4 августа 2023 года Анастасия Платонова, Известия


Правительство РФ попросили отменить или скорректировать постановление, допускающее работу свалок в 15-километровой зоне вокруг аэропортов. Обращения направили Общероссийское объединение пассажиров и Международная ассоциация аэропортов. Постановление действует с января 2023 года. Согласно ему, чтобы работать вблизи ВПП, свалки должны провести орнитологическое исследование и доказать, что эффективно отпугивают птиц. На устранение нарушений дается полгода. Общественники видят в такой схеме риски. По статистике, за полгода количество опасных столкновений самолетов с птицами выросло почти в два раза. Последний случай произошел 2 августа в Иркутске с рейсом, на котором находилось 124 пассажира. Минприроды и собственники полигонов считают действующий порядок эффективным.

Убрать нельзя оставить

Самолет авиакомпании «Сибирь», взлетая 2 августа из аэропорта Иркутска, столкнулся со стаей птиц и в результате вынужден был вернуться на стоянку. На борту было 124 пассажира, никто из них не пострадал. По данным Росавиации, которые ранее появились в открытых источниках, в январе–мае 2023 года на 82% выросло число инцидентов, когда самолеты после столкновений с птицами получали повреждения.

В том числе и по этой причине Общероссийское объединение пассажиров (ООП) обратилось к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой отменить постановление № 78 от 24 января 2023 года: оно сократило допустимое расстояние от аэропортов до свалок и мусороперерабатывающих предприятий. Разрешенная дистанция уменьшилась с 15 до 10 км, а в ряде случаев — до 7,5 км.

«Профессиональное сообщество и граждане выступают против этой инициативы. Она создает потенциал для возникновения авиаинцидентов и несет угрозу жизни пассажиров», — следует из текста обращения ООП.

Аналогичное обращение в адрес в правительство направила и Международная ассоциация аэропортов (МАА). «Известия» ознакомились с обоими письмами.

При этом МАА в феврале 2023 года уже обращалась в Генпрокуратуру с просьбой приостановить действие постановления, но надзорное ведомство нарушений не нашло. Более того, свалки внутри установленных границ были и ранее, функционируя абсолютно легально, рассказали «Известиям» в Минприроды и пресс-службе Российского экологического оператора.

— Дело в том, что ряд объектов по обращению с ТКО оказался на территории, которая уже после была оформлена как приаэродромная зона. Работа по формированию таких зон активно велась в 2022 году, — пояснили в пресс-службе Российского экологического оператора.

Таким образом внутри 15-километровой зоны от аэропорта оказалось значительное количество объектов по обращению с ТКО, добавили в Минприроды. Они многие годы эксплуатируются и включены в территориальные схемы обращения с отходами.

Взамен на разрешение остаться в границах приаэродромных территорий правительство обязало собственников свалок до 1 сентября 2024 года пройти орнитологические исследования, которые бы доказали, что эти полигоны не привлекают птиц и имеют средства для их отпугивания.

— Зачастую довольно проблематично, а в отдельных случаях и невозможно найти земельный участок для создания мусорного полигона, соответствующий установленным требованиям. Закрыть полигон может быть невозможно, перенести куда-то аэропорт — тоже, — рассказал исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. — Поэтому в настоящее время и предусмотрен инструмент, который позволит эксплуатировать объект обращения с отходами при условии успешного прохождения орнитологического исследования.

Он отметил, что с птицами «есть способы борьбы», их и применяют мусорные полигоны.

С ним не согласился зампред комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов.

— У нас в стране не настолько проблемная ситуация с размещением полигонов, чтобы рисковать на таком уровне. Помимо птиц, мусорные объекты — это свалочные газы, которые приводят к их воспламенению. Известный факт, что свалки горят, — сказал он «Известиям», отметив, что было бы правильным отменить постановление.

Полгода в опасности

Все свалки, которые попадают в 15-километровую зону вокруг аэропортов, должны пройти орнитологическое исследование до 1 сентября 2024 года. Если процедура показывает, что объект недостаточно хорошо отпугивает птиц, на устранение нарушений дается полгода, следует из специального регламента Минприроды, опубликованного 17 июля. Исследования уполномочены проводить два государственных учреждения — ВНИИ Экологии и Институт проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН.

В Минприроды заверили «Известия», что специалисты соответствующей квалификации в России есть. На вопрос о том, хватит ли в двух организациях сотрудников для обеспечения проведения исследований на всей территории страны, в ведомстве ответили, что «переходный период до 1 сентября 2024 года позволит привлечь всех необходимых специалистов».

В то же время столь длительный срок для устранения выявленных нарушений вызвал опасения у представителей авиации и общественности.

— Полгода для устранения любой опасной ситуации вблизи аэропорта — чрезвычайно долго. Для примера, в московском авиаузле ежедневно выполняются сотни рейсов. Выходит, что каждый из них будет непростым, — полагает председатель ООП, член Общественной палаты РФ Илья Зотов.

С ним согласился и исполнительный директор МАА Сергей Никотин.

— С таким сроком на устранение нарушений каждый полет превратится в игру в рулетку. В случае получения отрицательного заключения исследования, объект должен быть незамедлительно закрыт. Либо нужно ограничить работу аэропорта, — сказал он в беседе с «Известиями».

Такое предложение, в частности, содержится в обращении МАА к правительству. Помимо прочего, ассоциация предложила установить минимальный срок исследования в 180 дней и максимальный — в 360, чтобы наблюдение не было «формальным» и «не ограничилось выдачей заключения спустя 5–10 дней». Кроме того, к орнитологическим исследованиям МАА предложила в обязательном порядке привлекать специалистов оператора аэродрома для контроля за их прозрачностью.

Полгода — это максимальный срок для устранения выявленных на объекте ТКО нарушений, заявили в Минприроды. Длительный срок на работы по устранению замечаний установлен с учетом того, что их объем может быть разным, сказали там.

В частности, для устранения нарушения может понадобиться оборудование, а на его приобретение нужно время, добавили в пресс-службе Российского экологического оператора.

Мусорные полигоны и свалки — объекты, где очень часто гнездятся птицы, подтвердил «Известиям» председатель Союза пассажиров, член Общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков.

— Присутствие пернатых в районе аэропортов — большая проблема, они мешают взлету и посадке самолетов. Столкновение самолета с птицами — это серьезнейшее авиационное происшествие. Оно не всегда приводит к авиакатастрофе с жертвами, но может повлечь вывод двигателей из строя, разгерметизацию салона, — рассказал он «Известиям».

Специалисты напомнили, что в 2019 году из-за столкновения со стаей чаек во время взлета из подмосковного аэропорта Жуковский произошло ЧП с самолетом «Уральских авиалиний». Птицы повредили оба двигателя, и пилоты совершили вынужденную посадку в кукурузном поле. В авиаинциденте чудом никто не погиб.

Росприроднадзор тогда подтвердил наличие нелегальной свалки и мусороперегрузочной станции в районе не более 2 км от взлетно-посадочной полосы.


СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

В 2022 году Росавиация зафиксировала 918 случаев столкновения самолетов с птицами. В 2023 году такие инциденты также имели место.

В частности, 12 июля самолет, совершавший рейс из Новокузнецка в Москву, вынужденно приземлился в аэропорту Новосибирска из-за попадания птицы в фюзеляж при взлете.

27 апреля при заходе на посадку в аэропорту Нижнего Новгорода со стаей птиц столкнулся Superjet 100 авиакомпании «Россия».

20 апреля аналогичный случай произошел в аэропорту Домодедово с самолетом Airbus A321 авиакомпании «Северо-Запад».

Не застрахованы от проблем с птицами и военные самолеты. Так, в октябре 2022 года именно попадание в двигатели двух чаек стало причиной крушения военного самолета Су-34 в Ейске. Самолет упал на жилой дом, тогда погибли 14 человек.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer