Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На птичьих парах: правительство просят отодвинуть свалки от аэропортов


4 августа 2023 года Анастасия Платонова, Известия


Правительство РФ попросили отменить или скорректировать постановление, допускающее работу свалок в 15-километровой зоне вокруг аэропортов. Обращения направили Общероссийское объединение пассажиров и Международная ассоциация аэропортов. Постановление действует с января 2023 года. Согласно ему, чтобы работать вблизи ВПП, свалки должны провести орнитологическое исследование и доказать, что эффективно отпугивают птиц. На устранение нарушений дается полгода. Общественники видят в такой схеме риски. По статистике, за полгода количество опасных столкновений самолетов с птицами выросло почти в два раза. Последний случай произошел 2 августа в Иркутске с рейсом, на котором находилось 124 пассажира. Минприроды и собственники полигонов считают действующий порядок эффективным.

Убрать нельзя оставить

Самолет авиакомпании «Сибирь», взлетая 2 августа из аэропорта Иркутска, столкнулся со стаей птиц и в результате вынужден был вернуться на стоянку. На борту было 124 пассажира, никто из них не пострадал. По данным Росавиации, которые ранее появились в открытых источниках, в январе–мае 2023 года на 82% выросло число инцидентов, когда самолеты после столкновений с птицами получали повреждения.

В том числе и по этой причине Общероссийское объединение пассажиров (ООП) обратилось к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой отменить постановление № 78 от 24 января 2023 года: оно сократило допустимое расстояние от аэропортов до свалок и мусороперерабатывающих предприятий. Разрешенная дистанция уменьшилась с 15 до 10 км, а в ряде случаев — до 7,5 км.

«Профессиональное сообщество и граждане выступают против этой инициативы. Она создает потенциал для возникновения авиаинцидентов и несет угрозу жизни пассажиров», — следует из текста обращения ООП.

Аналогичное обращение в адрес в правительство направила и Международная ассоциация аэропортов (МАА). «Известия» ознакомились с обоими письмами.

При этом МАА в феврале 2023 года уже обращалась в Генпрокуратуру с просьбой приостановить действие постановления, но надзорное ведомство нарушений не нашло. Более того, свалки внутри установленных границ были и ранее, функционируя абсолютно легально, рассказали «Известиям» в Минприроды и пресс-службе Российского экологического оператора.

— Дело в том, что ряд объектов по обращению с ТКО оказался на территории, которая уже после была оформлена как приаэродромная зона. Работа по формированию таких зон активно велась в 2022 году, — пояснили в пресс-службе Российского экологического оператора.

Таким образом внутри 15-километровой зоны от аэропорта оказалось значительное количество объектов по обращению с ТКО, добавили в Минприроды. Они многие годы эксплуатируются и включены в территориальные схемы обращения с отходами.

Взамен на разрешение остаться в границах приаэродромных территорий правительство обязало собственников свалок до 1 сентября 2024 года пройти орнитологические исследования, которые бы доказали, что эти полигоны не привлекают птиц и имеют средства для их отпугивания.

— Зачастую довольно проблематично, а в отдельных случаях и невозможно найти земельный участок для создания мусорного полигона, соответствующий установленным требованиям. Закрыть полигон может быть невозможно, перенести куда-то аэропорт — тоже, — рассказал исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. — Поэтому в настоящее время и предусмотрен инструмент, который позволит эксплуатировать объект обращения с отходами при условии успешного прохождения орнитологического исследования.

Он отметил, что с птицами «есть способы борьбы», их и применяют мусорные полигоны.

С ним не согласился зампред комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов.

— У нас в стране не настолько проблемная ситуация с размещением полигонов, чтобы рисковать на таком уровне. Помимо птиц, мусорные объекты — это свалочные газы, которые приводят к их воспламенению. Известный факт, что свалки горят, — сказал он «Известиям», отметив, что было бы правильным отменить постановление.

Полгода в опасности

Все свалки, которые попадают в 15-километровую зону вокруг аэропортов, должны пройти орнитологическое исследование до 1 сентября 2024 года. Если процедура показывает, что объект недостаточно хорошо отпугивает птиц, на устранение нарушений дается полгода, следует из специального регламента Минприроды, опубликованного 17 июля. Исследования уполномочены проводить два государственных учреждения — ВНИИ Экологии и Институт проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН.

В Минприроды заверили «Известия», что специалисты соответствующей квалификации в России есть. На вопрос о том, хватит ли в двух организациях сотрудников для обеспечения проведения исследований на всей территории страны, в ведомстве ответили, что «переходный период до 1 сентября 2024 года позволит привлечь всех необходимых специалистов».

В то же время столь длительный срок для устранения выявленных нарушений вызвал опасения у представителей авиации и общественности.

— Полгода для устранения любой опасной ситуации вблизи аэропорта — чрезвычайно долго. Для примера, в московском авиаузле ежедневно выполняются сотни рейсов. Выходит, что каждый из них будет непростым, — полагает председатель ООП, член Общественной палаты РФ Илья Зотов.

С ним согласился и исполнительный директор МАА Сергей Никотин.

— С таким сроком на устранение нарушений каждый полет превратится в игру в рулетку. В случае получения отрицательного заключения исследования, объект должен быть незамедлительно закрыт. Либо нужно ограничить работу аэропорта, — сказал он в беседе с «Известиями».

Такое предложение, в частности, содержится в обращении МАА к правительству. Помимо прочего, ассоциация предложила установить минимальный срок исследования в 180 дней и максимальный — в 360, чтобы наблюдение не было «формальным» и «не ограничилось выдачей заключения спустя 5–10 дней». Кроме того, к орнитологическим исследованиям МАА предложила в обязательном порядке привлекать специалистов оператора аэродрома для контроля за их прозрачностью.

Полгода — это максимальный срок для устранения выявленных на объекте ТКО нарушений, заявили в Минприроды. Длительный срок на работы по устранению замечаний установлен с учетом того, что их объем может быть разным, сказали там.

В частности, для устранения нарушения может понадобиться оборудование, а на его приобретение нужно время, добавили в пресс-службе Российского экологического оператора.

Мусорные полигоны и свалки — объекты, где очень часто гнездятся птицы, подтвердил «Известиям» председатель Союза пассажиров, член Общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков.

— Присутствие пернатых в районе аэропортов — большая проблема, они мешают взлету и посадке самолетов. Столкновение самолета с птицами — это серьезнейшее авиационное происшествие. Оно не всегда приводит к авиакатастрофе с жертвами, но может повлечь вывод двигателей из строя, разгерметизацию салона, — рассказал он «Известиям».

Специалисты напомнили, что в 2019 году из-за столкновения со стаей чаек во время взлета из подмосковного аэропорта Жуковский произошло ЧП с самолетом «Уральских авиалиний». Птицы повредили оба двигателя, и пилоты совершили вынужденную посадку в кукурузном поле. В авиаинциденте чудом никто не погиб.

Росприроднадзор тогда подтвердил наличие нелегальной свалки и мусороперегрузочной станции в районе не более 2 км от взлетно-посадочной полосы.


СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

В 2022 году Росавиация зафиксировала 918 случаев столкновения самолетов с птицами. В 2023 году такие инциденты также имели место.

В частности, 12 июля самолет, совершавший рейс из Новокузнецка в Москву, вынужденно приземлился в аэропорту Новосибирска из-за попадания птицы в фюзеляж при взлете.

27 апреля при заходе на посадку в аэропорту Нижнего Новгорода со стаей птиц столкнулся Superjet 100 авиакомпании «Россия».

20 апреля аналогичный случай произошел в аэропорту Домодедово с самолетом Airbus A321 авиакомпании «Северо-Запад».

Не застрахованы от проблем с птицами и военные самолеты. Так, в октябре 2022 года именно попадание в двигатели двух чаек стало причиной крушения военного самолета Су-34 в Ейске. Самолет упал на жилой дом, тогда погибли 14 человек.




комментарии (0):












Материалы рубрики

Анастасия Львова
Известия
Летать как пицца: Москва хочет начать тестировать доставку дронами в 2024 году
Вячеслав Немиров
Российская газета
Как готовят уникальных авиационных специалистов
Алена Белая
Forbes
Мирный дрон: как аграрии пытаются использовать беспилотники при запрете на их полеты
Валерий Кодачигов, Анастасия Львова
Известия
Подавление в норме: в РФ готовят запрет на использование глушилок для дронов
Анастасия Львова
Известия
Воздушные виражи: на чем сфокусируется Росавиация после смены руководства
Денис Гриценко
Известия
На всех морях: многоразовые космические корабли будут садиться на воду
Анастасия Львова
Известия
Тариф неизвестный: в РФ хотят узаконить компенсацию за перенаправленные из-за БПЛА рейсы
Анастасия Антипова, Артём Кореняко, Анастасия Серова, Маргарита Овсянникова
РБК
Какие регионы запретили использовать дроны и что грозит нарушителям



Наталья Пономарева
Интерфакс
Сел в поле
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Власти Москвы определились с датой запуска станции метро в аэропорту
Андрей Коршунов
Известия
Лунная находка: что успела передать межпланетная станция до аварии
Анастасия Львова
Известия
Полетным курсом: в РФ предложили ввести плату за запуски промышленных дронов

Независимая газета
Расправляя крылья: как идет импортозамещение в российской авиации

Ростех
Команда «На взлет»: о статусе российской авиапрограммы
Наталья Пономарева
Интерфакс
Испытали в воздухе
Мария Лисицына, Артем Кореняко
РБК
Борьба с украинскими дронами изменила правила работы малой авиации
Анастасия Платонова
Известия
Крылатое ограждение: правительство увеличит дистанцию от свалок до аэропортов
Ольга Коленцова
Известия
Раздел кадров: Роскосмос планирует вдвое сократить штат центрального офиса
Андрей Коршунов
Известия
Пришел, увидел, прилунил: «Чандраян-3» начала исследовать спутник Земли
Виктория Полякова, Екатерина Костина
РБК
Индийская станция успешно прилунилась после «15 минут ужаса»
Виталий Егоров
Forbes
«Луна-Грунт»: почему России не дается межпланетный космос
Маргарита Овсянникова, Юлия Волкова
РБК
Ученые допустили пересмотр лунной программы из-за гибели «Луны-25»
Андрей Коршунов
Известия
Кадровый холод: потеря «Луны-25» может привести к перестановкам в «Роскосмосе»
Богдан Степовой, Алексей Рамм
Известия
На вылет: форум «Армия-2023» продемонстрировал достижения авиаотрасли
Илья Словесный
Деловой Петербург
Телега впереди дрона: власти хотят субсидировать производителей БПЛА
Василий Кучушев
ТАСС
От охранника до штурмовика: новейшие российские беспилотники на форуме "Армия-2023"
Денис Гриценко
Известия
Атмосферные остатки: в России создают вечный двигатель для спутников
Анастасия Николаева
Интерфакс
Почти полвека спустя
Ольга Коленцова
Известия
Встали на лунную дорожку: как стартовала российская миссия к спутнику Земли
Андрей Коршунов
Известия
Путник с Земли: «Луна-25» откроет тайны зарождения жизни
Анастасия Львова, Вера Кузьмина, Станислав Федоров
Известия
Южный парк: чартерные программы из Азии в РФ могут значительно расширить
Анастасия Платонова
Известия
На птичьих парах: правительство просят отодвинуть свалки от аэропортов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
5 минут страха в небе над Иркутском: 140 пассажиров и экипаж едва не врезались в землю из-за стаи птиц
Александр Левинский
Forbes
Штурвал без присмотра: российской авиации грозит дефицит пилотов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Дроны рвутся вверх: власти намерены устранить отставание РФ в беспилотной сфере
Андрей Коршунов
Известия
Двигатель эволюции: 3D-мотор запустит в космос сверхлегкие ракеты
Алексей Рамм, Роман Крецул, Юлия Леонова
Известия
«Лебединая» стая: Тихий океан прикроют стратегические Ту-160
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Взлетная касса. Цены на авиабилеты выросли из-за сокращения субсидий
Артём Кореняко
РБК
Альянс малой авиации предупредил министра о рисках из-за дронов
Анастасия Львова
Известия
БАС и готово: создание инфраструктуры для полетов дронов в РФ оценили в 240 млрд
Анастасия Львова
Известия
Полетное создание: столичные аэропорты тестируют дроны для отпугивания птиц

Татар-Информ
Назир Киреев о Ту-214: «Сделан реальный шаг для возрождения авиастроения в России»
Анастасия Львова
Известия
Ключ на рестарт: S7 разработает собственный учебный самолет
Анастасия Львова
Известия
Крупный габарит: Red Wings выходит на рынок грузоперевозок
Анастасия Антипова, Артём Кореняко, Анастасия Серова, Маргарита Овсянникова
РБК
Какие регионы запретили использовать дроны и что грозит нарушителям
Максим Ширяев
NEWS.ru
Новый российский самолет МС-21: каким вышел, сколько стоит, чьи запчасти
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из соображений безопасности
Анастасия Николаева
Интерфакс
Спецрежим для беспилотников
Милена Синева
ТАСС
"На него делаются большие ставки": генконструктор "ОДК-Климов" о двигателе ТВ7-117

РБК
Взлетаем: как Россия улучшает региональное авиасообщение

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer