Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тариф неизвестный: в РФ хотят узаконить компенсацию за перенаправленные из-за БПЛА рейсы


15 сентября 2023 года Анастасия Львова, Известия


С инициативой ввести компенсацию стоимости авиабилетов из-за перенаправления рейсов в другие аэропорты при угрозах атак БПЛА в Госдуму обратился глава Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов. Московские рейсы нередко переправляются на запасные аэропорты. Пассажиры жалуются, что не успевают из-за этого на стыковки, а вернуть деньги в таких обстоятельствах сейчас невозможно, утверждают в ООП. В авиакомпаниях считают, что мера избыточна и если инициатива будет принята, то субсидия на такие возвраты понадобится уже самим перевозчикам. Юристы считают, что мера укрепит права пассажиров, которые не могут при покупке билета учитывать риски закрытия неба.

Вернуть нельзя оставить

Глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов обратился к депутату Марии Бутиной с просьбой внести в Госдуму законопроект, который бы ввел возможность возврата пассажирам средств за авиабилеты в случае опоздания на стыковочные рейсы из-за угроз атак БПЛА на аэропорты. «Известия» ознакомились с письмом ООП.

Как пишет Зотов, граждане жалуются в ООП на отмены рейсов или перенаправление их в другие аэропорты в связи с введением ограничений на полеты в Московском авиаузле (МАУ) из-за угрозы атак БПЛА.

— В августе-сентябре 2023 года такие случаи стали регулярными. Граждане опаздывают на стыковочные рейсы, теряют деньги и не могут в дальнейшем улететь в нужный пункт назначения. Если были приобретены невозвратные билеты, то денежные средства вернуть не представляется возможным, — пояснил он.

По его словам, с точки зрения нынешних авиационных правил авиакомпании не обязаны возвращать пассажиру деньги за невозвратный билет, если самолет приземлился в другом городе и пассажир не успевает прибыть на стыковочный рейс. Зотов предлагает внести соответствующий пункт в статью 108 Воздушного кодекса. Норма будет актуальна и в случаях перенаправления самолетов в другие аэропорты по метеоусловиям — например, из-за снегопадов зимой, полагает он.

— Перечень рейсов, уходящих на посадку в другой аэропорт, фиксируется, поэтому можно проводить сверку таких пассажиров, что позволит избежать излишних возвратов и манипуляций, — говорится в обращении ООП.

Депутат Мария Бутина подтвердила «Известиям» получение письма и сообщила, что уже обратилась в правительство за отзывом на проект законодательной инициативы.

— Она направлена на внесение изменений в целях предоставления права возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при невыполнении перевозчиком обязательств по причине введения сигнала «Ковер» (объявляется при незаконном пересечении границы, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных объектов. — «Известия»), — сообщила депутат.

Практика корректировки Воздушного кодекса есть: например, в пандемию в 2020 году был узаконен возврат денежных средств пассажирам в случае изменения условий договора перевозки, отметила Мария Бутина.

В пресс-службе Минтранса «Известиям» лишь привели ссылку на нормы ФАП № 82. Если пассажир опоздал на стыковку из-за того, что самолет направили в другой аэропорт, — то есть перевозчик изменил маршрут, или рейс был выполнен не по расписанию, или авиакомпания не обеспечила стыковку рейсов в рамках единой перевозки, — то пассажиру должны вернуть плату в полном объеме, напомнили в министерстве.

А как сейчас

Опрошенные «Известиями» авиакомпании по-разному трактуют даже нормы действующего авиазаконодательства. Так, в иркутской «ИрАэро» сообщили, что описываемые обстоятельства уже регулируются законами.

— Закрытие неба по причине обеспечения безопасности полетов можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам, что, в свою очередь, уже регулируется действующим законодательством и исключает ответственность авиаперевозчиков, — сообщил пресс-секретарь этой компании Николай Бессонов.

Убытки, которые авиакомпания несет в связи с закрытием неба из-за БПЛА, применительно к пассажирам несущественные — это в основном траты на питание и напитки для пассажиров задержанных рейсов. Более того, в «ИрАэро» не поступали претензии по возврату денег за невозвратные билеты из-за угрозы атак дронов, добавляет он.

Источник в другом крупном перевозчике, напротив, говорит, что пассажир вправе и сегодня отказаться от перелета и оформить возврат билета, если авиакомпания задержала рейс (или согласовать новые условия перелета с новой датой, маршрутом или временем). Такая возможность закреплена нормами федеральных правил (ФАП) № 82.

— Причем такой отказ будет считаться для пассажира вынужденным, а денежные средства в данном случае возвращаются вне зависимости от тарифа, — говорит собеседник.

Согласно ст. 227 ФАП № 82 вынужденным отказом действительно признается отказ в случае необеспечения стыковки рейсов. Но это актуально, только если стыковочный рейс выполняет тот же перевозчик или если на оба сегмента перелета был продан единый авиабилет (для этого между авиакомпаниями должны быть заключены соответствующие договоры о совместной продаже, так называемый интерлайн).

— Если же у пассажира «слетела» стыковка на рейс другой авиакомпании, то у него возникают проблемы, — поясняет источник.

Мнение авиакомпаний

В «Уральских авиалиниях» не поддерживают инициативу общественников, так как перевозчик понесет дополнительные расходы, сообщили в пресс-службе.

— Если будет принят закон о необходимости возврата денежных средств за билеты на стыковочные рейсы, то компенсация из бюджета будет необходима уже авиакомпаниям. Потому что сейчас опоздание пассажира на стыковочный рейс (не имеет значения из-за чего) — для нас это попросту неявка. То есть кресло в самолете остается пустым, и его никак нельзя продать, а если авиакомпания при этом будет возвращать деньги за авиабилет, разумеется, это будут убытки, — объяснила пресс-секретарь перевозчика Вера Гасникова.

В авиакомпании не смогли привести данных о количестве обращений пассажиров за возвратами, так как каналов продаж очень много, — это не только кассы и сайты самого перевозчика, но и агентские продажи, и сторонние сайты, напомнили в пресс-службе. Отследить, сколько всего было таких обращений, просто невозможно, признали там. В общей сложности во время проведения сигнала «ковер» у «Уральских авиалиний» было задержано около 100 рейсов, выполнено 22 ухода на запасные аэродромы.

В авиакомпании Red Wings отмечают, что, выбирая невозвратный тариф, пассажир сам принимает на себя возможные риски, в том числе в части введения независящих от авиакомпании ограничений на полеты.

— А полностью гарантировать стыковку на рейсы при планировании полета на разных авиакомпаниях ни один перевозчик не может, — говорит представитель перевозчика.

Пока же в этой авиакомпании не видят заметных изменений «в общей картине возвратов билетов» и не расценивает ситуацию как критическую. Для самолетов Superjet 100 общие расходы на перенаправление в другие аэропорты варьируются от 300 до 500 тыс. рублей за каждый рейс, для широкофюзеляжных Boeing-777 — доходят до 1,2 млн. Сюда включены расходы на наземное обслуживание в запасном аэропорте, заправка и возврат самолета в аэропорт оперирования, уточнили в компании.

При этом в Red Wings, как и в «Уральских авиалиниях», считают: если будет создана госпрограмма поддержки самих авиаперевозчиков с компенсацией расходов ухода на запасной аэродром, то можно вернуться и к разговору о компенсациях пассажирам.

В S7 Airlines отметили, что при задержке или отмене рейса в рамках единой перевозки (по одной брони) пассажир может получить возврат средств независимо от типа тарифа.

В других крупных авиакомпаниях не ответили на запрос «Известий».

Юридическая оценка

Все опрошенные «Известиями» юристы склоняются к тому, что обсуждаемая мера укрепит юридическую защищенность пассажира. В Воздушном кодексе условие возврата денег при перенаправлении самолета в другой аэропорт прямо не закреплено, поэтому авиакомпаниям выгодно толковать этот пробел в свою пользу, считает руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин.

Разница в трактовках действительно существует, признает и руководитель практики имущественных отношений Amulex.ru Галина Гамбург.

— Поэтому считаю, что изменения в Воздушный кодекс действительно необходимы, — это будет своеобразной «пропотребительской позицией», попыткой защитить пассажиров со стороны государства, — сказала она.

Разная трактовка перевозчиками действующего законодательства и наличие разной юридической практики обусловлены большим количеством вопросов и споров. Их разрешают надзорные и судебные органы исходя из каждого отдельного случая с установлением причин задержки и отмены рейсов, а также иных сопутствующих факторов, объяснил юрист по авиационной практике BGP Litigation Владислав Риков. Самые незащищенные — пассажиры, которые приобретают отдельные билеты на каждый из сегментов перелета, тем более у разных перевозчиков, отметил он.

— Этот случай будет рассматриваться как пересадочный рейс (а не стыковочный) и будет сложнее получить компенсацию, если пассажир опоздает на второй сегмент по вине перевозчика, выполнившего первый сегмент, — пояснил эксперт.

Главный редактор отраслевого портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин, напротив, считает инициативу избыточной. По его словам, если пассажир хочет, чтобы была гарантирована стыковка, — стоит покупать билет на два перелета одной бронью.

— Он обычно стоит дороже, чем два по отдельности. Люди хотят сэкономить и покупают раздельно. Но нужно отдавать себе отчет, что в этом случае они экономят на хеджировании собственных рисков. Так можно дойти до абсурда и возвращать деньги за пропавший билет на концерт, на который кто-то не успел из-за атаки дронов, — считает эксперт.

Необходимо учитывать, что пассажир законодательно признается более слабой стороной в отношениях с авиакомпанией, парирует партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. При этом «закрытие неба», задержки и отмены рейсов по причине угрозы атак БПЛА происходят уже не первый день и отнесение этих периодически повторяющихся обстоятельств к форс-мажору выглядит странным, полагает юрист.

Пока что пассажир в случае задержки рейса может рассчитывать на компенсацию лишь в размере 25% от минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% от стоимости билета: то есть примерно 25 рублей за каждый час задержки, напомнил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer