Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тариф неизвестный: в РФ хотят узаконить компенсацию за перенаправленные из-за БПЛА рейсы


15 сентября 2023 года Анастасия Львова, Известия


С инициативой ввести компенсацию стоимости авиабилетов из-за перенаправления рейсов в другие аэропорты при угрозах атак БПЛА в Госдуму обратился глава Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов. Московские рейсы нередко переправляются на запасные аэропорты. Пассажиры жалуются, что не успевают из-за этого на стыковки, а вернуть деньги в таких обстоятельствах сейчас невозможно, утверждают в ООП. В авиакомпаниях считают, что мера избыточна и если инициатива будет принята, то субсидия на такие возвраты понадобится уже самим перевозчикам. Юристы считают, что мера укрепит права пассажиров, которые не могут при покупке билета учитывать риски закрытия неба.

Вернуть нельзя оставить

Глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов обратился к депутату Марии Бутиной с просьбой внести в Госдуму законопроект, который бы ввел возможность возврата пассажирам средств за авиабилеты в случае опоздания на стыковочные рейсы из-за угроз атак БПЛА на аэропорты. «Известия» ознакомились с письмом ООП.

Как пишет Зотов, граждане жалуются в ООП на отмены рейсов или перенаправление их в другие аэропорты в связи с введением ограничений на полеты в Московском авиаузле (МАУ) из-за угрозы атак БПЛА.

— В августе-сентябре 2023 года такие случаи стали регулярными. Граждане опаздывают на стыковочные рейсы, теряют деньги и не могут в дальнейшем улететь в нужный пункт назначения. Если были приобретены невозвратные билеты, то денежные средства вернуть не представляется возможным, — пояснил он.

По его словам, с точки зрения нынешних авиационных правил авиакомпании не обязаны возвращать пассажиру деньги за невозвратный билет, если самолет приземлился в другом городе и пассажир не успевает прибыть на стыковочный рейс. Зотов предлагает внести соответствующий пункт в статью 108 Воздушного кодекса. Норма будет актуальна и в случаях перенаправления самолетов в другие аэропорты по метеоусловиям — например, из-за снегопадов зимой, полагает он.

— Перечень рейсов, уходящих на посадку в другой аэропорт, фиксируется, поэтому можно проводить сверку таких пассажиров, что позволит избежать излишних возвратов и манипуляций, — говорится в обращении ООП.

Депутат Мария Бутина подтвердила «Известиям» получение письма и сообщила, что уже обратилась в правительство за отзывом на проект законодательной инициативы.

— Она направлена на внесение изменений в целях предоставления права возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при невыполнении перевозчиком обязательств по причине введения сигнала «Ковер» (объявляется при незаконном пересечении границы, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных объектов. — «Известия»), — сообщила депутат.

Практика корректировки Воздушного кодекса есть: например, в пандемию в 2020 году был узаконен возврат денежных средств пассажирам в случае изменения условий договора перевозки, отметила Мария Бутина.

В пресс-службе Минтранса «Известиям» лишь привели ссылку на нормы ФАП № 82. Если пассажир опоздал на стыковку из-за того, что самолет направили в другой аэропорт, — то есть перевозчик изменил маршрут, или рейс был выполнен не по расписанию, или авиакомпания не обеспечила стыковку рейсов в рамках единой перевозки, — то пассажиру должны вернуть плату в полном объеме, напомнили в министерстве.

А как сейчас

Опрошенные «Известиями» авиакомпании по-разному трактуют даже нормы действующего авиазаконодательства. Так, в иркутской «ИрАэро» сообщили, что описываемые обстоятельства уже регулируются законами.

— Закрытие неба по причине обеспечения безопасности полетов можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам, что, в свою очередь, уже регулируется действующим законодательством и исключает ответственность авиаперевозчиков, — сообщил пресс-секретарь этой компании Николай Бессонов.

Убытки, которые авиакомпания несет в связи с закрытием неба из-за БПЛА, применительно к пассажирам несущественные — это в основном траты на питание и напитки для пассажиров задержанных рейсов. Более того, в «ИрАэро» не поступали претензии по возврату денег за невозвратные билеты из-за угрозы атак дронов, добавляет он.

Источник в другом крупном перевозчике, напротив, говорит, что пассажир вправе и сегодня отказаться от перелета и оформить возврат билета, если авиакомпания задержала рейс (или согласовать новые условия перелета с новой датой, маршрутом или временем). Такая возможность закреплена нормами федеральных правил (ФАП) № 82.

— Причем такой отказ будет считаться для пассажира вынужденным, а денежные средства в данном случае возвращаются вне зависимости от тарифа, — говорит собеседник.

Согласно ст. 227 ФАП № 82 вынужденным отказом действительно признается отказ в случае необеспечения стыковки рейсов. Но это актуально, только если стыковочный рейс выполняет тот же перевозчик или если на оба сегмента перелета был продан единый авиабилет (для этого между авиакомпаниями должны быть заключены соответствующие договоры о совместной продаже, так называемый интерлайн).

— Если же у пассажира «слетела» стыковка на рейс другой авиакомпании, то у него возникают проблемы, — поясняет источник.

Мнение авиакомпаний

В «Уральских авиалиниях» не поддерживают инициативу общественников, так как перевозчик понесет дополнительные расходы, сообщили в пресс-службе.

— Если будет принят закон о необходимости возврата денежных средств за билеты на стыковочные рейсы, то компенсация из бюджета будет необходима уже авиакомпаниям. Потому что сейчас опоздание пассажира на стыковочный рейс (не имеет значения из-за чего) — для нас это попросту неявка. То есть кресло в самолете остается пустым, и его никак нельзя продать, а если авиакомпания при этом будет возвращать деньги за авиабилет, разумеется, это будут убытки, — объяснила пресс-секретарь перевозчика Вера Гасникова.

В авиакомпании не смогли привести данных о количестве обращений пассажиров за возвратами, так как каналов продаж очень много, — это не только кассы и сайты самого перевозчика, но и агентские продажи, и сторонние сайты, напомнили в пресс-службе. Отследить, сколько всего было таких обращений, просто невозможно, признали там. В общей сложности во время проведения сигнала «ковер» у «Уральских авиалиний» было задержано около 100 рейсов, выполнено 22 ухода на запасные аэродромы.

В авиакомпании Red Wings отмечают, что, выбирая невозвратный тариф, пассажир сам принимает на себя возможные риски, в том числе в части введения независящих от авиакомпании ограничений на полеты.

— А полностью гарантировать стыковку на рейсы при планировании полета на разных авиакомпаниях ни один перевозчик не может, — говорит представитель перевозчика.

Пока же в этой авиакомпании не видят заметных изменений «в общей картине возвратов билетов» и не расценивает ситуацию как критическую. Для самолетов Superjet 100 общие расходы на перенаправление в другие аэропорты варьируются от 300 до 500 тыс. рублей за каждый рейс, для широкофюзеляжных Boeing-777 — доходят до 1,2 млн. Сюда включены расходы на наземное обслуживание в запасном аэропорте, заправка и возврат самолета в аэропорт оперирования, уточнили в компании.

При этом в Red Wings, как и в «Уральских авиалиниях», считают: если будет создана госпрограмма поддержки самих авиаперевозчиков с компенсацией расходов ухода на запасной аэродром, то можно вернуться и к разговору о компенсациях пассажирам.

В S7 Airlines отметили, что при задержке или отмене рейса в рамках единой перевозки (по одной брони) пассажир может получить возврат средств независимо от типа тарифа.

В других крупных авиакомпаниях не ответили на запрос «Известий».

Юридическая оценка

Все опрошенные «Известиями» юристы склоняются к тому, что обсуждаемая мера укрепит юридическую защищенность пассажира. В Воздушном кодексе условие возврата денег при перенаправлении самолета в другой аэропорт прямо не закреплено, поэтому авиакомпаниям выгодно толковать этот пробел в свою пользу, считает руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин.

Разница в трактовках действительно существует, признает и руководитель практики имущественных отношений Amulex.ru Галина Гамбург.

— Поэтому считаю, что изменения в Воздушный кодекс действительно необходимы, — это будет своеобразной «пропотребительской позицией», попыткой защитить пассажиров со стороны государства, — сказала она.

Разная трактовка перевозчиками действующего законодательства и наличие разной юридической практики обусловлены большим количеством вопросов и споров. Их разрешают надзорные и судебные органы исходя из каждого отдельного случая с установлением причин задержки и отмены рейсов, а также иных сопутствующих факторов, объяснил юрист по авиационной практике BGP Litigation Владислав Риков. Самые незащищенные — пассажиры, которые приобретают отдельные билеты на каждый из сегментов перелета, тем более у разных перевозчиков, отметил он.

— Этот случай будет рассматриваться как пересадочный рейс (а не стыковочный) и будет сложнее получить компенсацию, если пассажир опоздает на второй сегмент по вине перевозчика, выполнившего первый сегмент, — пояснил эксперт.

Главный редактор отраслевого портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин, напротив, считает инициативу избыточной. По его словам, если пассажир хочет, чтобы была гарантирована стыковка, — стоит покупать билет на два перелета одной бронью.

— Он обычно стоит дороже, чем два по отдельности. Люди хотят сэкономить и покупают раздельно. Но нужно отдавать себе отчет, что в этом случае они экономят на хеджировании собственных рисков. Так можно дойти до абсурда и возвращать деньги за пропавший билет на концерт, на который кто-то не успел из-за атаки дронов, — считает эксперт.

Необходимо учитывать, что пассажир законодательно признается более слабой стороной в отношениях с авиакомпанией, парирует партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. При этом «закрытие неба», задержки и отмены рейсов по причине угрозы атак БПЛА происходят уже не первый день и отнесение этих периодически повторяющихся обстоятельств к форс-мажору выглядит странным, полагает юрист.

Пока что пассажир в случае задержки рейса может рассчитывать на компенсацию лишь в размере 25% от минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% от стоимости билета: то есть примерно 25 рублей за каждый час задержки, напомнил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант



Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны
Дмитрий Алексеев
Известия
Лети не хочу: в Госдуме нашли способ снизить цены на авиабилеты

74.RU
Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей
Елена Тюленева
Радио «Ъ FM»
«Ростех» взял Red Wings под крыло
Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer