Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На всех морях: многоразовые космические корабли будут садиться на воду


15 сентября 2023 года Денис Гриценко, Известия


Российские инженеры разработали технологию посадки для многоразовых космических кораблей самолетного типа, которая позволяет им садиться на водную поверхность в любой точке Земли. По задумке специалистов, для этого будут использоваться экранопланы. Траектории корабля и движущейся платформы будут автоматически синхронизироваться до момента стыковки. Разработка позволит избавиться от необходимости строить посадочные полосы. По мнению экспертов, технология вполне может быть реализована на практике, однако для этого нужно решить ряд конструктивных вопросов.

С неба на воду

Специалисты Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения разработали систему посадки на водную поверхность многоразовых космических кораблей, которые относятся к типу орбитальных самолетов. Такие летательные аппараты выводят на орбиту с помощью ракеты, а посадку они производят самостоятельно за счет имеющихся крыльев точно так же, как и обычные авиалайнеры. Самые знаменитые орбитальные самолеты — это американские шаттлы и советский «Буран». Сейчас действующих космических кораблей этого типа нет. Однако работу по их созданию ведут как за рубежом, так и в нашей стране.

Главные преимущество технологии по сравнению с существующими космическими кораблями — возможность многоразового использования летательного аппарата и его приземление в любой заданной точке. Правда, для посадки такого орбитального самолета нельзя использовать обычные аэродромы — нужна специальная взлетно-посадочная полоса, которая сможет выдержать гораздо более серьезные нагрузки, чем те, что вызывают обычные воздушные суда. Строительство такой инфраструктуры требует серьезных финансовых вложений, и на территории СНГ таких объектов всего три.

Вместо них ученые из Санкт-Петербурга предлагают использовать для посадки водную поверхность. Для этого подойдет залив или бухта, которые легко найти в любой точке планеты. Согласно их задумке, орбитальный самолет, постепенно снижаясь, должен состыковаться со специальным экранопланом — транспортным средством, которое движется на небольшой высоте над поверхностью воды c большой скоростью за счет создания воздушной подушки.

— Идея заключается в том, чтобы задать четырехмерную траекторию с учетом времени движения орбитального самолета относительно экраноплана. После того как они сближаются, экраноплан захватывает самолет специальным манипулятором и осуществляет стыковку. Затем они вместе спускаются на воду, — сказал доцент кафедры аэрокосмических измерительно-вычислительных комплексов ГУАП Александр Княжский.

По словам разработчиков, кроме большого выбора возможных мест посадки технология позволит отказаться от необходимости устанавливать на космический корабль шасси. А это значит, что летательный аппарат сможет взять с собой на орбиту на несколько тонн больше полезной нагрузки.

Стыковка с экранопланом может производиться на скорости от 200 до 500 км/час и на высоте около 200 м. После этого с помощью воды необходимо охладить и отмыть от радиоактивных частиц поверхность космического корабля. За счет довольно массивного манипулятора погрешность при сближении посадочной платформы и самолета может достигать 6 м и всё равно приземление пройдет успешно. По оценкам ученых, при наличии подходящего экраноплана и орбитального самолета для создания первой рабочей версии системы понадобится около пяти лет.

Кроме посадки космических кораблей, технологию можно использовать для аварийного приземления гражданских самолетов. В том случае если они по каким-то причинам не могут сесть на аэродром, их тоже можно состыковать с экранопланом и, возможно, спасти таким образом жизнь пассажиров.

Снизить градус

Экраноплан — очень интересная система со своими преимуществами, уверен глава компании Alpha Robotics Venture, занимающейся космическими проектами, Владимир Белый. Их начали разрабатывать еще в советское время. Было построено несколько машин. Они имеют очень большую грузоподъемность за счет сплошного крыла. Благодаря этому экранопланы могут служить и для посадки самолетов, пояснил специалист.

— Эту технологию вполне реально использовать для захвата орбитальных самолетов. Но для воплощения этой идеи необходима высокая слаженность, чтобы точно работали системы технического зрения, ориентирования, акселерометры и системы позиционирования, — сказал Владимир Белый.

Использование системы посадки, предложенной специалистами из Санкт-Петербурга, связано с целым рядом проблем. Орбитальному самолету обязательно нужны крылья и хвост, которые бесполезны в космосе, но создают дополнительную массу. При этом не ясно, как гасить высокую скорость космического корабля перед приземлением. «Буран» и шаттлы тормозились об атмосферу, из-за чего их корпус очень сильно нагревался, и один из американских аппаратов из-за этого погиб, рассказал «Известиям» член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

— Здесь орбитальный самолет, нагретый до очень больших температур, предлагают сажать на экраноплан, скользящий по поверхности моря, и с помощью воды охлаждать его. Что будет, если при такой высокой температуре попробовать охладить корпус водой, предсказать сложно. Преимущества предложенной системы в возможности многоразового использования летательного аппарата. Но насколько идею можно реализовать на практике, неизвестно, — отметил эксперт.

Сейчас нет спроса на подобные системы посадки, и все они находятся на этапе предварительной проработки. Когда они будут востребованы, сказать сложно, хотя они могут быть очень перспективны, считает эксперт в космической отрасли Александр Железняков.

— Посадка на воду — это один из возможных вариантов, но пока на этот счет можно только теоретизировать и строить планы на достаточно далекое будущее, — сказал он.

При разработке орбитальных самолетов принципиальным будет способ их вывода на орбиту и полет по орбите, а система посадки — это вторичный вопрос, заключил эксперт.




комментарии (0):












Материалы рубрики

Анастасия Львова
Известия
Летать как пицца: Москва хочет начать тестировать доставку дронами в 2024 году
Вячеслав Немиров
Российская газета
Как готовят уникальных авиационных специалистов
Алена Белая
Forbes
Мирный дрон: как аграрии пытаются использовать беспилотники при запрете на их полеты
Валерий Кодачигов, Анастасия Львова
Известия
Подавление в норме: в РФ готовят запрет на использование глушилок для дронов
Анастасия Львова
Известия
Воздушные виражи: на чем сфокусируется Росавиация после смены руководства
Денис Гриценко
Известия
На всех морях: многоразовые космические корабли будут садиться на воду
Анастасия Львова
Известия
Тариф неизвестный: в РФ хотят узаконить компенсацию за перенаправленные из-за БПЛА рейсы
Анастасия Антипова, Артём Кореняко, Анастасия Серова, Маргарита Овсянникова
РБК
Какие регионы запретили использовать дроны и что грозит нарушителям



Наталья Пономарева
Интерфакс
Сел в поле
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Власти Москвы определились с датой запуска станции метро в аэропорту
Андрей Коршунов
Известия
Лунная находка: что успела передать межпланетная станция до аварии
Анастасия Львова
Известия
Полетным курсом: в РФ предложили ввести плату за запуски промышленных дронов

Независимая газета
Расправляя крылья: как идет импортозамещение в российской авиации

Ростех
Команда «На взлет»: о статусе российской авиапрограммы
Наталья Пономарева
Интерфакс
Испытали в воздухе
Мария Лисицына, Артем Кореняко
РБК
Борьба с украинскими дронами изменила правила работы малой авиации
Анастасия Платонова
Известия
Крылатое ограждение: правительство увеличит дистанцию от свалок до аэропортов
Ольга Коленцова
Известия
Раздел кадров: Роскосмос планирует вдвое сократить штат центрального офиса
Андрей Коршунов
Известия
Пришел, увидел, прилунил: «Чандраян-3» начала исследовать спутник Земли
Виктория Полякова, Екатерина Костина
РБК
Индийская станция успешно прилунилась после «15 минут ужаса»
Виталий Егоров
Forbes
«Луна-Грунт»: почему России не дается межпланетный космос
Маргарита Овсянникова, Юлия Волкова
РБК
Ученые допустили пересмотр лунной программы из-за гибели «Луны-25»
Андрей Коршунов
Известия
Кадровый холод: потеря «Луны-25» может привести к перестановкам в «Роскосмосе»
Богдан Степовой, Алексей Рамм
Известия
На вылет: форум «Армия-2023» продемонстрировал достижения авиаотрасли
Илья Словесный
Деловой Петербург
Телега впереди дрона: власти хотят субсидировать производителей БПЛА
Василий Кучушев
ТАСС
От охранника до штурмовика: новейшие российские беспилотники на форуме "Армия-2023"
Денис Гриценко
Известия
Атмосферные остатки: в России создают вечный двигатель для спутников
Анастасия Николаева
Интерфакс
Почти полвека спустя
Ольга Коленцова
Известия
Встали на лунную дорожку: как стартовала российская миссия к спутнику Земли
Андрей Коршунов
Известия
Путник с Земли: «Луна-25» откроет тайны зарождения жизни
Анастасия Львова, Вера Кузьмина, Станислав Федоров
Известия
Южный парк: чартерные программы из Азии в РФ могут значительно расширить
Анастасия Платонова
Известия
На птичьих парах: правительство просят отодвинуть свалки от аэропортов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
5 минут страха в небе над Иркутском: 140 пассажиров и экипаж едва не врезались в землю из-за стаи птиц
Александр Левинский
Forbes
Штурвал без присмотра: российской авиации грозит дефицит пилотов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Дроны рвутся вверх: власти намерены устранить отставание РФ в беспилотной сфере
Андрей Коршунов
Известия
Двигатель эволюции: 3D-мотор запустит в космос сверхлегкие ракеты
Алексей Рамм, Роман Крецул, Юлия Леонова
Известия
«Лебединая» стая: Тихий океан прикроют стратегические Ту-160
Евгений Никтовенко
Аргументы и Факты
Взлетная касса. Цены на авиабилеты выросли из-за сокращения субсидий
Артём Кореняко
РБК
Альянс малой авиации предупредил министра о рисках из-за дронов
Анастасия Львова
Известия
БАС и готово: создание инфраструктуры для полетов дронов в РФ оценили в 240 млрд
Анастасия Львова
Известия
Полетное создание: столичные аэропорты тестируют дроны для отпугивания птиц

Татар-Информ
Назир Киреев о Ту-214: «Сделан реальный шаг для возрождения авиастроения в России»
Анастасия Львова
Известия
Ключ на рестарт: S7 разработает собственный учебный самолет
Анастасия Львова
Известия
Крупный габарит: Red Wings выходит на рынок грузоперевозок
Анастасия Антипова, Артём Кореняко, Анастасия Серова, Маргарита Овсянникова
РБК
Какие регионы запретили использовать дроны и что грозит нарушителям
Максим Ширяев
NEWS.ru
Новый российский самолет МС-21: каким вышел, сколько стоит, чьи запчасти
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из соображений безопасности
Анастасия Николаева
Интерфакс
Спецрежим для беспилотников
Милена Синева
ТАСС
"На него делаются большие ставки": генконструктор "ОДК-Климов" о двигателе ТВ7-117

РБК
Взлетаем: как Россия улучшает региональное авиасообщение

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer