Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Подавление в норме: в РФ готовят запрет на использование глушилок для дронов


20 сентября 2023 года Валерий Кодачигов, Анастасия Львова, Известия


Бизнесу, гражданам и большинству госструктур могут запретить использование систем радиоэлектронной борьбы с дронами. Это следует из материалов Госкомиссии по радиочастотам, с которыми ознакомились «Известия». Применять глушилки для беспилотников смогут только силовики и специализированные охранные структуры. Бизнес хочет защитить предприятия от угроз нападений с помощью БПЛА. Но государство вынуждено вводить ограничения на использование антидроновых систем — их массовое применение может создать помехи для работы других средств связи, в частности авиационных. По мнению экспертов, бесконтрольное применение глушилок негативно скажется на безопасности.

Нелетное задание

Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ), заседание которой намечено на конец сентября, намерена запретить использование средств радиоэлектронного подавления (РЭП) дронов большинству структур. Это следует из проекта решения комиссии, с которым ознакомились «Известия». К тем, кто имеет право пользоваться блокираторами дронов, ГКРЧ предлагает отнести ведомства и организации, перечисленные в пакете поправок в законодательство, принятых Госдумой в августе и разрешающих работу с РЭП. Cреди них МВД, ФСО, ФСБ и ряд других силовых ведомств, включая ФСИН и МЧС. В этом же перечне — подразделения федеральной фельдъегерской службы, вневедомственная охрана, лицензированные охранные предприятия, чьи сотрудники обучены соответствующим образом.

Рассмотреть этот вопрос ГКРЧ решила, получив письма от предприятий промышленности, энергетики и транспорта. Они запрашивали информацию о возможности применения для защиты от дронов на потенциально опасных и критически важных объектах специальных технических средств радиоэлектронного подавления, объясняется в материалах комиссии. Но стихийное применение РЭП может с высокой вероятностью привести к созданию вредных для других радиоэлектронных средств помех. В частности, средствам радионавигации, радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, что снижает безопасность полетов государственной, гражданской и экспериментальной авиации, перечислено в проекте решения ГКРЧ.

Также это приводит к сбоям в работе средств связи и телерадиовещания. Массовое применение РЭП для противодействия дронам в значительной степени усложнит радиоэлектронную обстановку в РФ и ухудшит работу радиоэлектроники как гражданского, так и военного и специального назначения, предупреждают авторы документа.

«Известия» направили запрос в Минцифры, курирующее деятельность ГКРЧ.

Структурам, которые собираются пользоваться противодроновыми глушилками, придется, в зависимости от их мощности, согласовывать применение РЭП с Минобороны, Роскомнадзором и (в определенных случаях) с Росавиацией, говорится в материалах ГКРЧ. Средства РЭП нельзя будет использовать непрерывно. С Росавиацией надо будет согласовывать блокираторы, расположенные ближе 45 км к контрольным точкам аэродромов, посадочным площадкам, перечисленным в документах госкомиссии.

По состоянию на начало 2023 года в госреестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации включено 225 аэродромов, из них 92 образуют национальную опорную сеть, сообщалось в докладе руководства Росавиации на итоговой коллегии ведомства в марте. На учете стоят также 2515 посадочных площадок по всей стране. В документах ГКРЧ учтено 123 аэродрома, в том числе 76, имеющих статус международных, и еще 95 посадочных площадок.

Оглушительный эффект

Ограничения, которые хочет ввести ГКРЧ, вполне оправданны: они означают, что системы подавления дронов стихийным образом не смогут использовать руководители управляющих компаний в сфере ЖКХ, председатели садоводческих товариществ, начальники отдельных железнодорожных станций и прочие, отметил гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

— Это позволит исключить помехи для сотовой связи, аэронавигации и других структур, использующих беспроводную связь, — полагает эксперт.

По его мнению, для крупных компаний, обладающих разветвленной, например трубопроводной, инфраструктурой, ограничения не проблема, они имеют все возможности для комплектования и обучения компетентных служб безопасности. Но самодеятельность в этой сфере менеджеров на местах будет ограничена, подчеркнул Денис Кусков.

Минцифры получает большое число обращений от частных компаний и крупных корпораций на получение разрешения на использование средств подавления, однако повсеместное и бесконтрольное применение РЭП сигналов создаст на территории всей России помеховую обстановку и может привести к еще большим фатальным последствиям, чем прилет, например, вражеского беспилотника, полагает гендиректор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев.

Мера, обсуждаемая ГКРЧ, оправданна. Ведь средства радиоэлектронного подавления — это по своей сути оружие, требующее от владеющих им лиц определенной квалификации и специальных знаний, считает гендиректор и основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов. По его словам, РЭП не может распространяться и применяться без контроля.

— Представьте ситуацию: беспилотное воздушное судно совершает легальный полет, а кто-то поставил у себя на балконе устройство, подавляющее дроны, так как боится, что ему что-то прилетит прямо в окно. И при этом никого не предупредил. В результате дрон попадает в зону его действия и падает, нанося при этом ущерб. Получается, что бесконтрольное использования РЭП негативно скажется на безопасности, — отметил эксперт.

Повсеместное применение глушилок для борьбы с дронами поможет только в борьбе с коммерческими БПЛА, которые пользуются сигналами GPS для полета, сказал гендиректор компании «Курсир» Виталий Муниров. Беспилотники могут летать на других системах позиционирования, с использованием других принципов — без спутниковой навигации или в режиме радиомолчания, без управления внешним пилотом, объяснил он.

Использование глушилок всеми подряд, конечно же, не оправданно: это создает помехи для пользователей спутниковой навигации, а также авиации, отмечает эксперт.

— Большая часть российских аэропортов оснащена системами ЛККС (наземная система функционального дополнения, GBAS), которые используют спутниковые сигналы для посадки самолетов, соответственно, глушение напрямую угрожает воздушной безопасности, — предупреждает Виталий Муниров.

По его словам, из-за использования блокираторов легальные БПЛА, выполняющие коммерческие работы, могут либо падать, либо возвращаться в точку старта.

— Бесконтрольное применение средств радиоэлектронной борьбы может привести к появлению рисковых ситуаций во время полета для законопослушных пользователей и специальных служб, — считает эксперт рынка НТИ «Аэронет», генеральный директор компании «Майнд» Михаил Липатов.

По мнению Глеба Бабинцева, для надежной защиты от воздушного терроризма нужно реализовать комплекс организационных и технических мер: установить требования по обязательной функциональности воздушных судов, позволяющей в любой точке России мгновенно идентифицировать летящий объект, определить его маршрут и установить связь с оператором до начала противодействия. На межведомственном уровне надо согласовать алгоритм действий, внедрить подходящие технологии обнаружения, идентификации и связи с экипажем, дополнительно к радиоэлектронной борьбе разработать и внедрить новые методы противодействия, заключил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer