Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Мирный дрон: как аграрии пытаются использовать беспилотники при запрете на их полеты


22 сентября 2023 года Алена Белая, Forbes


На фоне ежедневных новостей об уничтожении боевых дронов власти закрыли для них небо — использование беспилотников в той или иной мере запрещено в шести десятках регионов. В то же время аграрии и даже президент призывают активнее использовать беспилотники в сельском хозяйстве. Что теряет российский АПК из-за введенных после начала «спецоперации» ограничений и как страх перед дронами сочетается с попытками использовать их в мирных целях — разбирался Forbes

Утром 21 сентября Министерство обороны России сообщило об уничтожении минувшей ночью 21 дрона — большая часть беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) были сбиты над Черным морем и Крымом, по одному — над Курской, Белгородской и Орловской областями. Новости о ликвидации беспилотников над территорией России за последние полгода исчисляются десятками, в массовом сознании БПЛА в первую очередь ассоциируются уже с оружием, а сервис «Госуслуги» призывает бдительных граждан сообщать о пролетах дронов в приложении «Радар». 

Первый крупный прилет дронов по Москве произошел 30 мая, когда, по сообщениям Минобороны, в атаке были задействованы восемь беспилотников. Но буквально за три дня до этого Владимир Путин рассуждал о БПЛА совсем в другом ключе. «Работа в области сельского хозяйства беспилотными аппаратами — это, может быть, одна из самых широких сфер применения на сегодняшний день, — говорил глава государства на встрече с производителями беспилотных систем. — И потребители есть, и проще даже регулировать — это не полеты в крупных городах, связанные с обеспечением безопасности и так далее». Тогда же Минсельхозу было поручено разработать меры поддержки производителей беспилотников.

Forbes разбирался, как сочетаются массовые запреты на использование дронов после начала «спецоперации»* с желанием модернизировать сельское хозяйство.

Масштаб запрета

Еще 19 октября 2022 года Владимир Путин подписал указ, который разделил российские регионы на три группы: субъекты, где вводятся военное положение и максимальный уровень реагирования (это присоединенные к России накануне Донецкая и Луганская народные республики, а также Запорожская и Херсонская области), регионы, которые подразумевают режим среднего уровня реагирования (Республика Крым, Краснодарский край, Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Ростовская области и город Севастополь), и те, которые находятся на уровне базовой готовности.

Запреты на полеты дронов местные власти вводили по собственному разумению. К весне 2023 года количество регионов с ограничениями на полеты коммерческих дронов оценивалось в 31. Тогда же гендиректор компании — производителя дронов «Агримакс Аэро» Максим Чижов оценивал суммарные потери сельскохозяйственной отрасли и производителей беспилотников от запретов на их использование в 2,4 млрд рублей. «Ведомости» приводили и более внушительную оценку потерь от гендиректора компании «Индустриальные дроны» Павла Плахотного — 5,6 млрд рублей.

Некоторые регионы запретили полеты беспилотников еще до публикации указа президента, но к осени 2023 года их ввели 65 регионов. Где-то запуск дронов, как в Ульяновской области, возможен только после согласования с оперативным штабом региона, где-то, как в Свердловской области, полеты запрещены совсем. Часто в региональных постановлениях указывается, что запрет не касается полетов, организованных органами власти и подведомственными организациями, органами местного самоуправления и так далее. 

Региональные ограничения скорее характеризуют губернаторов, чем степень угрозы, считает Чижов. «Например, в Воронежской и Липецкой областях главами регионов из-под ограничений выведены дроны для выполнения сельхозопераций, и практика показала, что это не повлекло ни инцидентов, ни угроз для безопасности жителей», — рассуждает он в беседе с Forbes. В той же Воронежской области, по экспертным оценкам «Агримакс Аэро», в этом сезоне дронами обработано свыше 100 000 га.

«Есть и другие регионы, где губернаторы создали избыточными запретами проблемы легальному бизнесу, там сейчас огромные сложности с дизтопливом в уборочный период», — добавляет Чижов. Так, в Ростовской области запретили полеты дронов и для юридических, и для физических лиц 22 декабря 2022 года, чуть ранее начало действовать постановление о приостановке полетов беспилотных гражданских воздушных судов над территорией Краснодарского края. Если бы 25% десикации (предуборочное подсушивание растений химическими препаратами для ускорения созревания и легкой последующей машинной уборки. — Forbes) на полях выполнили дроны, уверен Чижов, это бы значительно снизило совокупное потребление солярки и позволило избежать ее дефицита.

Как аграрии используют дроны

Дроны удобны для мониторинга и картографирования в широком смысле, рассказывает руководитель направления беспилотных систем для сельского хозяйства ГК «Геоскан» Никита Прокофьев — начиная от скаутинга (в качестве «летающих глаз» агронома), заканчивая получением детализированных карт, пригодных для инвентаризации и кадастра земель сельхозназначения. Полученные данные можно использовать при создании карт предписаний для дифференцированного применения препаратов: удобрений, гербицидов, десикантов.

Можно привести несколько расчетов из практики, говорит руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский: себестоимость использования дронов при обследовании участков составляет 40-100 рублей с га, при этом они позволяют выявить потенциальный ущерб порядка 200-300 рублей с га — например, при пропуске посадки или двойном высеве. Если применять дифференцированное внесение, то можно получить экономический эффект в 2000-4000 рублей с га за счет оптимизации подкормки и увеличения урожайности. 

Производитель химикатов и семян «Щелково Агрохим» получает цифровую характеристику сортов, которая позволит добиться большей эффективности при разработке индивидуальной системы защиты и питания, а также определении зональности возделывания конкретного сорта», — указывает руководитель отдела цифровых агротехнологий компании Сергей Данилов. 

Агрохолдинг «Степь», входящий в АФК «Система», использует агродроны с 2017 года, сегодня в парке компании их несколько дивизионов, сообщили Forbes в компании. «Возможности агродронов позволили ранее холдингу внедрить «машинное зрение» для оценки посевов. Технология способна по аэрофотоснимкам подсчитать количество растений на поле с минимальной погрешностью», — говорит генеральный директор «Степи» Андрей Недужко.

Второе направление применения беспилотников — обработка полей: точечное внесение средств защиты растений дронами-опрыскивателями, подкормка и посев культур, рассказывает директор департамента промышленных решений компании Skymec Антон Ларсен. Опрыскиватели приобрели особенное значение при обработке высокорослых культур на поздних фазах развития, добавляет Данилов, — большинство опрыскивателей попросту не проходят по высоте, поэтому приходится прибегать к услугам авиации. 

БПЛА работают в роботизированном режиме, описывает достоинства дронов Чижов, для обработки нужно задействовать в два-три раза меньше персонала, беспилотники не заминают культуру на поле колесами, работают круглосуточно, тогда как пилотируемая авиация не может работать в темное время суток, а еще не переуплотняют почву и могут работать при высокой ее влажности, экономят солярку (это особенно актуально, так как расход ГСМ в расчете на га уменьшается в 8-10 раз). Особенно ценны дроны будут в местах, где наблюдаются перебои с поставкой воды, указывает Ларсен: их использование для опрыскивания позволяет десятикратно снизить ее расход.

Применение дронов меняет сам подход к работе — не нужно оставлять технологическую колею, можно сделать оперативную обработку силами всего одного человека, например фермера в хозяйстве. «То есть главе хозяйства не нужно искать кого-то трезвого посреди ночи в деревне, он сам может решить, например, проблему совки (вредитель из семейства чешуекрылых. —  Forbes), которая хрустит на поле его урожаем», — говорит Чижов. С июля по август 2022 года наблюдался всплеск интереса к приобретению дронов, добавляет Ларсен. Он был вызван как раз тем, что во многих аграрных регионах произошла вспышка активности лугового мотылька и совки, что могло привести к катастрофическим последствиям для будущего урожая, требовалась срочная химобработка зараженных территорий.

Стоимость коптера в комплекте с зарядным хабом и аккумуляторами начинается от 1,2 млн рублей, приводит цифры Ларсен, и это значительно меньше стоимости одного самоходного опрыскивателя, и на небольших и сложнодоступных территориях дрон будет даже эффективнее. Стоимость услуг БПЛА в среднем оценивается в 1000 рублей за 1 га, приводит данные Данилов, что сравнительно недешево, в то же время дроны достаточно доступны на рынке, если сравнивать их с теми же самоходными опрыскивателями.

Дополнительные ограничения

Примерно пять лет назад самыми активными регионами по внедрению БПЛА в сельском хозяйстве были Юг и Черноземье, сейчас их активно догоняют Татарстан и в целом Поволжье, отмечает Прокофьев из «Геоскана». В Сибири и на Дальнем Востоке внедрение тоже продвигается, особенно в плане инвентаризации земель. Сейчас некоторые холдинги уже сформировали собственные отделы, на слуху — агрохолдинг «Степь», но фактически все крупные агрохолдинги, например «Русагро», «Продимекс» или «Мираторг», работают с дронами не первый год, добавляет собеседник Forbes.

В то же время применение беспилотников в АПК довольно низкое, говорит Бабанский из SBS Consulting, — от общего объема работ, выполняемых БПЛА в России, на сельское хозяйство приходится менее 5%. Виной тому дороговизна, отсутствие заметных историй успеха, а также наработанные компетенции в отрасли. «Пока число специалистов, работающих с БПЛА, низкое», — поясняет Бабанский.  

Есть и другие законодательные ограничения, мешающие развитию рынка БПЛА, рассказывает Ларсен из Skymec. Так, коптеры массой до 30 кг не регистрируются, а просто ставятся на учет в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация). Ситуация с коптерами массой более 30 кг (столько весят, например, дроны для опрыскивания земель) принципиально другая. В течение 10 рабочих дней после покупки их нужно зарегистрировать в Федеральном агентстве воздушного транспорта и получить соответствующее свидетельство. После этого данные о БПЛА вносятся в государственный реестр гражданских воздушных судов России.

Помимо свидетельства на каждый такой дрон необходимо получить сертификат летной годности, а оператор коптера должен иметь свидетельство внешнего пилота, выданное авиационным учебным центром, аккредитованным Росавиацией, добавляет Ларсен. Компания, которая выполняет химобработку полей, обязана получать сертификат эксплуатанта на каждый аппарат. Если сельхозземли расположены близко к аэропортам и вертолетным площадкам, требуется разрешение ОРВД (Госкорпорации по организации воздушного движения в России) на использование воздушного пространства, а также  всех тех лиц и организаций, в чьих интересах установлены ограничения полетов. Несоблюдение правил наказывается штрафом в размере 20 000 рублей для физлиц и 50 000 рублей для юрлиц. «И чем меньше хозяйство, тем труднее согласовать использование беспилотников», — отмечает Ларсен.

Из-за ограничений на использование дронов и сложной процедуры их регистрации наблюдается рост предложения со стороны нелегальных операторов БПЛА, отмечают собеседники Forbes. Пока текущий сельхозсезон не завершился, но, по предварительным оценкам, в связи с региональными запретами переток выручки из легального бизнеса в теневой, связанный с применением дронов, составил более 500 млн рублей, делится Чижов из «Агримакс Аэро». Легальные эксплуатанты дронов, по его данным, прекратили работу на территориях, вводивших запрет, но появилось предложение от нелегальных участников рынка, которые продолжили оказывать услуги без уплаты налогов, по более высоким ценам, при наличии нужных контактов в контролирующих органах. 

Перспективная сфера

В скором времени произойдет упрощение процедур регистраций полетов и все можно будет сделать парой кликов мышки в системе «Небосвод» (цифровая платформа для дронов. — Forbes), оптимистичен Данилов из «Щелково Агрохим» — такие изменения в федеральных правилах использования воздушных пространств вступят в силу с 1 марта 2024 года. Есть и другие нововведения, упрощающие использование дронов. Например, БПЛА можно будет запускать на высоте менее 30 м от земли или воды на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км — от посадочных площадок без кратковременных ограничений в воздушном пространстве. А использование системы «Небосвод» позволит оперативнее получать разрешение на полеты дронов на высоте менее 150 м, добавляет Сергей Данилов.

Нововведение в правилах использования воздушных пространств — пока что это единственная хорошая новость, которую смог найти Forbes, побеседовав с участниками рынка. Но оптимистичных планов можно найти немало. Например, 13 сентября вице-премьер России Виктория Абрамченко сообщила, что беспилотники будут системно использовать в рамках нового нацпроекта в сельском хозяйстве. Также их задачей, начиная с 2024 года, станет мониторинг лесных пожаров, объектов обращения с отходами и состояния недр — соответствующие изменения предстоит внести в законодательство. «Планируется внести изменения в законодательство для закрепления «безусловного, автоматического применения данных с БАС в качестве доказательной базы при обнаружении различных нарушений», — пояснила Абрамченко.

В сентябре правительство также определилось с параметрами эксперимента по внедрению сельскохозяйственной беспилотной авиации. Эксперимент затронет 12 российских регионов (Татарстан, Алтайский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Саратовская, Тамбовская и Ульяновская области), на территории которых будут введены особые условия по регулированию дронов.

Компании, производящие и использующие БПЛА, в беседе с Forbes сообщают, что ждут улучшений в отрасли и надеются на анонсированные изменения в законодательстве. «Однако пока никакие стратегии не дают пользы, так как отрасль заморожена, столкнувшись, в том числе, с запретом полетов, а также отсутствием технологий», — скептичен источник Forbes из агроотрасли.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer