Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лунная находка: что успела передать межпланетная станция до аварии


5 сентября 2023 года Андрей Коршунов, Известия


Материалы, переданные «Луной-25», станут основой для создания системы высокоточной посадки для будущих экспедиций на спутник Земли. Это стало возможным, несмотря на то, что станция успела проработать только неполные девять дней вместо запланированного года. О важных наблюдениях, сделанных в ходе незаконченной российской миссии, рассказали «Известиям» ученые-разработчики исследовательских приборов, установленных на космическом аппарате. О том, когда может повториться научная миссия на Луну и готовы ли российские ученые к ее проведению — в материале «Известий».

Система высокоточной посадки

Миссия «Луны-25», несмотря на гибель станции, не была напрасной — так считают сотрудники Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН), которые отвечали за научное обеспечение экспедиции.

До аварии ученые успели провести ряд наблюдений, которые дали специалистам материал для подготовки следующих лунных экспедиций.

— Всего на станции было установлено восемь научных приборов. Во время полета их включали на межпланетном участке и на орбите спутника Земли. Благодаря этим мероприятиям оборудование было проверено на исправность и работоспособность, — рассказал научный руководитель ИКИ РАН и научный руководитель первого этапа российской лунной программы академик Лев Зеленый.

Важно было подтвердить, отметил ученый, что приборы выдержали вывод на орбиту Земли и перелет в условиях космического вакуума. При этом были достигнуты и практические результаты.

Наиболее очевидный из них — это работа бортовых камер. Весь мир облетели фотографии, сделанные станцией «Луна-25» в полете. Также были получены снимки поверхности спутника Земли. По ним специалисты произвели привязку космического аппарата к цифровой модели рельефа, разработанной в Московском государственном университете геодезии и картографии.

— Сначала мы привязали снимки к системе координат, после чего решили обратную задачу — определили местоположение станции на основании изображения. Так был сделан вклад в создание системы припланетной навигации, которая даст возможность ориентироваться в окололунном пространстве с точностью до метров. Такая система необходима для высокоточной посадки будущих миссий, — пояснил главный конструктор проекта служебной телевизионной системы СТЛ-С Иван Полянский.

Научная аппаратура выдержала

Другим достижением межпланетной станции стал захват микрометеорита на орбите Луны. Его зарегистрировал прибор ПмЛ, предназначенный для исследования лунной пыли вблизи поверхности спутника Земли.

— Это частица размером в несколько микрон. Ее источником мог быть поток Персеид, который аппарат пересек во время полета к Луне. Скорость столкновения станции с микрометеоритом составила 58 км в секунду, — рассказал младший научный сотрудник отдела физики планет ИКИ РАН Илья Кузнецов.

Лев Зеленый отметил и работу прибора АДРОН-ЛР, предназначенного для изучения состава лунного грунта. Предполагалось, что он будет исследовать слой поверхности на глубину до 1 м, измеряя нейтронное и гамма-излучение и определяя элементный состав грунта. Это оборудование ученые дважды включили во время полета на стокилометровой орбите Луны и получили спектры излучения химических элементов, которые содержатся в ее породах, а также данные о потоке нейтронов от поверхности спутника Земли.

Кроме того, впервые в неземных условиях был проверен прибор АРИЕС-Л. Во время экспедиции он должен был изучать потоки солнечной плазмы в экзосфере (плазменно-пылевой оболочке) Луны. В космосе ученые измерили темновой ток прибора, который возникает в проводнике при отсутствии внешнего напряжения. Это позволило создать программу для точной калибровки подобного оборудования.

Также в полете специалисты протестировали приборы ЛМК, ЛИС-ТВ-РПМ и ЛАЗМА-ЛР, хотя они были предназначены для работы только на поверхности.

Первый из них должен был раскопать канавку и взять пробы грунта. Второй имел возможность заглянуть в отдаленные уголки, не доступные бортовым камерам, и изучить крупные объекты — такие, как камни или метеориты. А третий был необходим, чтобы на месте определить химический состав отобранных проб. В процессе тестовых включений это оборудование показало надежную телеметрию и управляемость. Спектрометр ЛИС-ТВ-РПМ также снял «спектр космоса», данные о котором понадобились бы позже для калибровок прибора.

— Мы увидели, что вся научная аппаратура выдержала космический перелет и была готова к работе на лунной поверхности. Если будет принято решение о повторе миссии «Луны-25», то ИКИ РАН сможет достаточно быстро обеспечить поставки оборудования, необходимого для исследований, поскольку были изготовлены запасные образцы, — рассказал один из координаторов миссии, руководитель лаборатории нейтронной и гамма-спектроскопии отдела ядерной планетологии ИКИ РАН Максим Литвак.

По его мнению, вопрос о повторе экспедиции «Луны-25» актуальный, потому что, несмотря на неудачу, значительная часть пути уже пройдена, и специалисты понимают, как может повести себя космический аппарат в тех или иных условиях.

Извлечь уроки

В свою очередь, Лев Зеленый отметил, что создание нового космического аппарата можно ускорить, если снять с ученых излишнюю бюрократическую нагрузку. По его словам, в среднем при разработке проектов примерно половина времени уходит на работу с аппаратурой, с железом, остальное — на составление разных бумаг.

Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов, подводя итоги экспедиции «Луны-25», также предложил рассмотреть возможность запуска аналогичной миссии в ближайшие годы.

— Все приборы станции прошли летные испытания. Их включение показало, что они рабочие и общая идея научного наполнения миссии верна. Это облегчит подготовку следующих экспедиций, — пояснил «Известиям» специалист по межпланетной технике, историк и автор книги «Луна. История, люди, техника» Павел Шубин.

Он добавил, что также важно было отработать взаимодействие между специалистами ИКИ РАН, и НПО Лавочкина, головной организации по созданию «Луны-25».

— Сейчас нужно продолжать развивать отечественную лунную программу. Она предусматривает поступательное усложнение миссий. При этом необходимо использовать неудачный опыт, оттачивая технологиями и приборы, которые себя зарекомендовали, — полагает научный журналист, автор Telegram-канала «Контакт подъема» Михаил Котов.

Он пояснил, что садиться на Луну так же сложно, как и на другие планеты. Поэтому мягкая посадка на спутнике Земли в дальнейшем поможет в освоении и Венеры, и Марса и других космических тел.

— При запуске «Луны-25» наши ракетчики и ученые доказали, что, несмотря на разрыв в преемственности поколений конструкторов, они могут создавать работоспособные технологии для космических исследований, и что есть коллективы, готовые браться за решение этих сложных задач, — отметил петербургский писатель, журналист и исследователь истории науки Антон Первушин. Потеря аппарата поможет извлечь уроки и построить более надежную станцию, резюмировал эксперт.


СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Автоматическая межпланетная станция «Луна-25» — первая часть масштабной российской программы по освоению спутника Земли. Она стартовала с космодрома «Восточный» 11 августа и должна была прилуниться через 10 дней в районе южного полюса Луны. В задачи станции входила отработка мягкой посадки вблизи южного полюса Луны и изучение ее поверхности и экзосферы бортовыми приборами в течение одного года.

Среди наиболее важных исследований — поиск летучих соединений воды в лунном грунте (реголите), изучение его химического состава, а также взаимодействие с солнечным ветром. Однако 19 августа при переходе на предпосадочную лунную орбиту станция сошла с плановой траектории и разбилась о поверхность Луны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer