Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен


19 января 2024 года Анна Воробьева, Forbes


Имя Сабихи Гёкчен знакомо многим российским туристам: в ее честь назван один из аэропортов Стамбула. Она связала свою жизнь с авиацией и стала первой военной летчицей, участвовавшей в бою. Возможно, этого бы не случилось, не будь она приемной дочерью знаменитого Ататюрка. Forbes Woman рассказывает, как Сабиха стала примером для многих турчанок и внесла вклад в приближение гендерного равенства

Небесная девушка

В 1925 году в турецкий город Бурса приехал президент и основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк. В новой должности он старался посетить все уголки страны, чтобы пообщаться с народом. В Бурсе он навестил детский приют, где встречи с ним ждала 12-летняя Сабиха. 

«Я не могла поверить, что могу встретить Ататюрка. Постоянно выходила во внутренний двор в надежде увидеть его. В один из таких походов он оказался во дворе, я подошла к нему. Он спросил, почему я хотела его видеть, на что я ответила, что хочу попасть в школу-интернат. После этого он немного подумал и спросил, не буду ли я против, если он меня удочерит. Я была поражена, но не могла просто согласиться: нужно было получить разрешение семьи — его дал мой брат», — вспоминала Сабиха знакомство с будущим приемным отцом. 

Сабиха Гёкчен родилась 22 марта 1913 года в Бурсе. По одной версии, ее родители были боснийцами и рано умерли, по другой — армянами, которые были вынуждены бежать из Турции из-за геноцида в 1915 году, а дочку оставили в приюте, боясь, что она не выдержит дальнего пути. После того, как Ататюрк удочерил ее, Сабиха сначала училась в школе в Анкаре, а потом продолжила образование в Стамбуле. Еще не зная о том, какая судьба ждет дочь, Ататюрк дал ей фамилию Гёкчен: в переводе с турецкого — «небесная девушка». Ататюрк не раз говорил, что будущее — за небом, подразумевая важность развития авиации, особенно после Первой мировой войны. 

В 1935 году Сабиха вместе с Ататюрком побывала на церемонии открытия летной школы «Турецкие пташки» и впечатлилась показательными выступлениями планеристов и парашютистов (среди которых были и советские спортсмены, приглашенные в качестве преподавателей). «К тому моменту я видела парашютистов и самолеты только в фильмах. Я даже не думала о том, чтобы летать. Ататюрк увидел мой интерес и спросил, хочу ли я себя попробовать в этом деле», — рассказывает Сабиха Гёкчен. 

Утвердительный ответ девушки не заставил себя ждать. Так Сабиха стала первой женщиной, которая присоединилась к «Турецким пташкам»: к учебе она приступила уже на следующий день. С поддержкой Ататюрка пришла и большая ответственность: Сабиха не могла себе позволить подвести ни его, ни свою страну. 

Женщина на войне

При Ататюрке турецкое общество значительно преобразилось: благодаря проведенным им реформам гендерное неравенство начало сокращаться, женщины получили права, которых у них раньше не было. «Мы стали людьми благодаря своим матерям. Они сделали все, что могли. Но уровень [образования], который у нас имеется, не отвечает современным потребностям и нуждам», — сказал Ататюрк в 1923 году, и уже спустя год был принят закон о едином образовании, благодаря которому женщины смогли обучаться наравне с мужчинами. Позже доступность образования привела к тому, что женщины стали чаще преподавать в университетах и даже управлять школами и работать в министерстве просвещения.

Турецкие женщины, увидев, что им позволили получить новые возможности, решили бороться за расширение своих прав. Принятый в 1923 году закон закрепил избирательные права только за мужчинами. В ответ на это в 1924 году в Турции появилась первая женская партия — «Союз турецких женщин». Спустя шесть лет борьбы у «Союза» получилось добиться своего: в 1930 году женщинам разрешили голосовать на выборах и даже участвовать в них (законодательно это право было закреплено только в 1934 году). 

Принятая в 1924 году Конституция запретила многоженство, отец и мать уравнивались в вопросах воспитания детей и наследства. Закон «О внешнем виде» в 1925 году разрешил не носить чадру, одеваться по-европейски и пользоваться косметикой. 

Женщины активно осваивали новые профессии. Например, Муаммер-ханым в 1920-х стала первой таксисткой в стране, крестьянка Хатидже Чырпан в 1935 году избралась в меджлис (парламент). В 1930 году в Турции появилась первая женщина-судья. 

В это же время, когда турецкое общество наделяло женщину все большим количеством прав, дочь Ататюрка Сабиха в числе восьми лучших студентов отправилась в Советский Союз на полугодовую стажировку. СССР в 1930-х годах оказывал Турции помощь в военном оснащении и образовании, в том числе в сфере авиации: инструктор Сергей Анохин (который учил и Сабиху) провел в Турции пять лет, обучая студентов полетам на планерах и самолетах. 24 февраля 1936 года Сабиха Гёкчен впервые подняла самолет в небо — ей было 23 года.

«Может быть, ты будешь первой женщиной — военным пилотом в мире. Какая это будет гордость, если турецкая девушка станет первой женщиной — военным пилотом в мире, как ты думаешь?», — сказал Ататюрк Сабихе. Она отправилась в Академию Воздушных сил, где тогда учились только мужчины. Впрочем, до нее женщины уже становились военными пилотами. Сабихе предстояло войти в историю в другом статусе. Правда, случилось это при печальных обстоятельствах.

В 2011 году Реджеп Тайип Эрдоган, на тот момент премьер-министр Турции, принес извинения за Дерсимскую резню — жестокое подавление восстания курдов, случившееся в 1937 году. Массовые протесты начались из-за политики принудительной ассимиляции. На их подавление Ататюрк отправил около 25 000 военных. Были убиты десятки тысяч мирных жителей. Именно тогда Сабиха получила свой первый боевой опыт, управляя бомбардировщиком.

Героиня Турции

В 1937 году Сабиха получила свой диплом. А в следующем году совершила пятидневный перелет по странам Балкан: она побывала в Греции, Болгарии, Сербии и Румынии. Ее полет, по мнению Ататюрка, должен был продемонстрировать, на что способны турецкие женщины.

Затем Гёкчен назначили главным инструктором ее альма-матер — летной школы «Турецкая птица» — там она проработала до 1955 года, а позже вошла в исполнительный совет школы. Сабиха Гёкчен оставила полеты в 1964 году: за 28 лет она провела в небе 8000 часов и научилась управлять 22 видами воздушных судов. 

В 1953-м и 1959 году ее приглашали в США. Сабиха приняла приглашение, чтобы рассказать о Турции, Ататюрке и турецких женщинах всему миру. Американкам разрешили участвовать в боевых полетах только в 1993 году — спустя почти 50 лет с того момента, как это сделала Сабиха Гёкчен. В 1996 году ВВС США выбрали ее единственной женщиной-пилотом для плаката «20 величайших авиаторов в истории». Свой последний полет Сабиха Гёкчен совершила в 83 года. Легендарная летчица прожила 88 лет и скончалась 22 марта 2001 года — в свой день рождения. 

В 1990 году Международная федерация аэронавтики (ФАИ) наградила Сабиху Гёкчен одной из своих высших наград — золотой авиационной медалью, которая с 1925 года присуждается за особо крупный вклад в развитие авиации и космонавтики. В 2002 году, спустя год после смерти Сабихи, ФАИ учредило награду ее имени: медалью Сабихи Гёкчен отмечают женщин, добившихся успеха в авиации. Из 15 ее лауреаток девять — россиянки. 

Пример Сабихи Гёкчен вдохновил уже не одно поколение женщин, которые решили связать свою жизнь с авиацией. «Она стала лидером, который проложил путь для меня. Я вижу ее достижения, порой, нам нужен пример из реальной жизни, Сабиха стала для меня таким примером», — делится первая женщина-пилот истребителя F-16 Берна Шен. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов



Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer