Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков


14 октября 2024 года Владислав Новый, Forbes


Ответственным за проект «Роскосмоса» по созданию перспективных космических систем и сервисов до 2030 года, бюджет которого оценивается в 30 млрд рублей, стал топ-менеджер госкорпорации Александр Блошенко, узнал Forbes. Проект в том числе предполагает закупку «Российскими космическими системами» спутниковых снимков Земли с аппаратов компании Sitronics Space, «дочки» холдинга «Ситроникс», входящего в АФК «Система». Но соглашение пока не заключено и потенциальный поставщик снимков считает, что процесс затягивается. Это может быть связано с кадровыми перестановками в госкорпорации, задержкой финансирования проекта и неготовностью нормативно-правовых актов, полагают аналитики

Один за двоих

Кадровые перестановки в «Роскосмосе», прошедшие в августе — сентябре, привели к смене ответственных за проект о перспективных космических системах и сервисах до 2030 года, рассказали Forbes три источника на IT-рынке и подтвердил собеседник, знакомый с деятельностью госкорпорации. Новым куратором проекта стал заместитель генерального директора «Роскосмоса» по космическим комплексам и науке Александр Блошенко, рассказали собеседники Forbes. В пресс-службе «Роскосмоса» комментариев не предоставили.

Александр Блошенко пришел в «Роскосмос» в 2018 году на должность советника по науке гендиректора госкорпорации Дмитрия Рогозина. До этого Блошенко с 2017 года работал в секретариате Рогозина, занимавшего тогда пост вице-премьера правительства. В 2019 году Блошенко был назначен исполнительным директором по перспективным программам и науке «Роскосмоса». В июле 2022 года, когда новым гендиректором «Роскосмоса» был назначен Юрий Борисов, Блошенко остался в его команде. В этом году топ-менеджер был повышен до заместителя главы госкорпорации по космическим комплексам и науке.

Федеральный проект о перспективных космических системах и сервисах прежде курировал бывший заместитель генерального директора «Роскосмоса» по развитию Равиль Хакимов, рассказал собеседник, знакомый с работой госкорпорации. В августе этого года Хакимов покинул «Роскосмос», добавил источник Forbes: «Он ушел из отрасли». По словам собеседника на IT-рынке, обсуждался переход Хакимова в холдинг «Технодинамика» (объединяет предприятия по разработке авиационных агрегатов, входит в госкорпорацию «Ростех»). Forbes направил запрос в «Ростех».

Хакимов работал в «Роскосмосе» с 2022 года. В ноябре того же года Равиль Хакимов вместе с Юрием Борисовым участвовал в совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова (в мае этого года назначен министром обороны России), где обсуждались условия партнерства правительства и бизнеса по этому проекту. Согласно сообщению на сайте правительства, Равиль Хакимов тогда заявил о готовности «Роскосмоса» «агрегировать предложения частных компаний по созданию орбитальных группировок космических аппаратов», а также «сформировать предложения по содействию частным компаниям в части ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли), связи и пусковых услуг».

Юрий Борисов в декабре 2022 года в интервью «Ведомостям» рассказывал, что создал в госкорпорации коммерческий блок и пригласил возглавить новую структуру Равиля Хакимова. До прихода в госкорпорацию Хакимов в 2022 году работал первым заместителем генерального директора АО «Вертолеты России». А с апреля 2019 по декабрь 2021 года был генеральным директором корпорации «Иркут» (сейчас — «Яковлев»). В публикации о планируемом назначении в «Иркут» «Ведомости» со ссылкой на источник назвали Хакимова «человеком «Ростеха». До этого он возглавлял департамент авиационной промышленности Минпромторга.

Куратором федерального проекта также считался бывший заместитель генерального директора «Роскосмоса» по космическим комплексам и системам Михаил Хайлов, рассказывают три источника в IT-отрасли. По словам одного из них, Хайлов занимался в основном технической составляющей проекта, тогда как Хакимов отвечал за экономические вопросы. Михаил Хайлов минувшим летом также перестал быть заместителем гендиректора «Роскосмоса», рассказывают два источника в отрасли. Он был переназначен на должность советника первого заместителя гендиректора «Роскосмоса» Александра Иванова, уточнил собеседник, знакомый с деятельностью госкорпорации.

Миллиарды в космос

Федеральный проект разрабатывается с 2022 года по поручению Андрея Белоусова. В январе 2023 года правительство объявило о подписании соглашения о намерениях с участниками «космического» проекта. Ими стали «Роскосмос», научно-производственный концерн «Барл», АО «Ситроникс» (дочерняя компания АФК «Система», основанной миллиардером Владимиром Евтушенковым), ПАО «Газпром», ФГУП «Космическая связь», МФТИ, ООО «Бюро 1440» (входит в «ИКС Холдинг»), ООО «МТ-Лаб» (основана АО «Максимателеком», сейчас принадлежит Александру Успенскому).

В 2023 году общий бюджет проекта был оценен в 491 млрд рублей, рассказал собеседник Forbes на IT-рынке. В марте 2023 года проект оценивался в 481 млрд рублей. Сейчас обсуждаются другие цифры, утверждает собеседник Forbes на IT-рынке. По его словам, на текущий момент рассматривается национальный проект, который предполагает вложение в перспективные космические системы и сервисы 30 млрд рублей за три года — по 10 млрд рублей в год. Финансирование уже началось. В июне правительство направило 1,42 млрд рублей.

Первоочередная часть проекта — заключение контрактов на закупку государством у бизнеса данных ДЗЗ (после геопривязки и коррекции на их основе создаются космические снимки Земли).

По текущей модели госзаказчиком выступает «Роскосмос», следует из презентации, опубликованной на сайте госкорпорации в сентябре. Планируемые поставки касаются данных с российских негосударственных космических аппаратов ДЗЗ, которые создают компании — участники проекта. «Роскосмос» и подведомственные организации в мае утвердили проект технического задания на закупку данных ДЗЗ. Также были разработаны методика оценки качества данных, проект контракта на их закупку, проект положения о взаимодействии АО «Российские космические системы» (РКС, входит в «Роскосмос») и операторов негосударственных спутников, следует из презентации. Там говорится, что все эти документы проходят согласование с компаниями-участникам и федеральными органами исполнительной власти и уже частично согласованы. «В 2024 году после доведения финансирования до «Роскосмоса» на закупку данных ДЗЗ с российских негосударственных спутников, а также выпуска четырех распоряжений правительства, планируется к заключению государственный контракт с РКС», — говорится в презентации. В свою очередь РКС заключит договоры на закупку данных ДЗЗ с ООО «Ситроникс Спейс» (100% принадлежит АО «Ситроникс», согласно данным сервиса Rusprofile) и ООО «МТ-Лаб», указано в презентации «Роскосмоса».

«В течение этого года «Роскосмос» и РКС проводили с нами большую организационную работу как технического, так и организационного плана. Были согласованы документы, включая проект госконтракта с РКС, который был запарафирован (зафиксирован) обеими сторонами в сентябре», — сообщил Forbes генеральный директор Sitronics Space Павел Черенков. По его словам, Sitronics Space заинтересована в скорейшем заключении контракта, как и предполагалось в рамках «дорожной карты» проекта. «На дворе осень, и съемочный сезон в большей части территории России практически завершается, и в связи с затянувшимися сроками заключения контракта речь о приобретении наших данных в 2024 году уже не идет, — рассказал Черенков. — Это ставит под вопрос судьбу финансирования на выкуп данных ДЗЗ у участников федерального проекта «Перспективные космические системы», на реализацию которого было выделено по распоряжению Михаила Мишустина 1,4 млрд рублей в 2024 году». 

Павел Черенков также добавил, что Sitronics Space проинвестировала несколько миллиардов рублей собственных средств в создание и запуск спутников высокого разрешения. «Три наших спутника оптического дистанционного зондирования Земли введены в эксплуатацию и пополняют наш каталог», — говорит он.

Проект контракта между РКС и «МТ-Лаб» также был парафирован, но не подписан, рассказали два источника на IT-рынке. Представитель «МТ-Лаб» отказался от комментариев. В РКС переадресовали вопросы Forbes в «Роскосмос».

В июле Юрий Борисов, выступая перед депутатами Госдумы, заявил, что «Роскосмос» в любой момент готов оплачивать форвардные контракты по выкупу спутниковых данных у частных компаний. «Роскосмос» не отказывается от этой истории, всячески ее поддерживает, и она будет реализована, — заверил Forbes источник, знакомый с работой госкорпорации. — В моем понимании контракты могут быть заключены. Вопрос в цене и качестве данных. Качество данных должно соответствовать характеристикам, заданным потребителями. И не на все данные, которые есть, подтвержден спрос». Основными потребителями данных с коммерческих спутников компаний — участников проекта будут федеральные органы исполнительной власти, отметил этот собеседник Forbes. По его словам, ключевым из возможных поставщиков спутниковых данных среди компаний — участниц проекта сейчас выступает Sitronics Space, потому что она уже запустила подходящие спутники. Но интерес к поставкам спутниковых данных «Роскосмосу» также проявили концерн «Барл» и еще один участник федерального проекта — «Газпром космические системы», добавил он. Представители «Барл» и «Газпром космические системы» не ответили на запросы Forbes.

В 2023 году федеральным проектом о перспективных космических системах и сервисах заинтересовалась «дочка» SR Space – ООО «СР Сателлитс». Эта компания, как и «дочка» Sitronics Space ООО «Спутникс», подала документы на участие в конкурсе НТИ по отбору проектов на создание сервиса по предоставлению данных с малых космических аппаратов. Но комиссия отклонила заявки двух компаний, признав отбор несостоявшимся.

«На текущий момент мы не имеем своих собственных спутников ДЗЗ на орбите и потому не можем претендовать на форвардный контракт по поставке данных», — сообщил Forbes заместитель генерального директора SR Space по развитию бизнеса Сергей Марданов. По его словам, сейчас компания может участвовать в проекте только в случае реализации ГЧП или концессии по созданию малых космических аппаратов с последующей поставкой данных госзаказчику.

Собеседники Forbes в IT-отрасли объясняют задержку с подписанием контрактов на поставку спутниковых данных РКС сразу несколькими возможными причинами. Смена куратора федерального проекта в госкорпорации отразилась на процессе и сроках согласования проекта соглашения с бизнесом, считает источник, знакомый с ситуацией. Свою роль сыграли перестановки и перераспределение полномочий в правительстве России в мае, полагает владелец геопространственного агентства «Иннотер» Феликс Фокин: «Вам дают играть в шахматы в середине партии, и вы играете теми фигурами, которые есть на доске». Помимо этого, продолжает Фокин, государство убедило рынок в том, что поддержит его через форвардные контракты, не успев создать нормативную базу. «Уже есть парафированные контракты с коммерческими компаниями, а инструментария, чтобы деньги перечислить, нет. И сейчас все идет к тому, что эти деньги вернутся обратно в бюджет, так и не дойдут до рынка», — сказал Фокин.

Еще один источник в IT-отрасли, близкий к федеральному проекту, считает основной причиной отсутствие целевого финансирования. «Все упирается в финансы. Деньги выделены или зачислены на счет — это разные вещи, — рассуждает собеседник Forbes. — Как в анекдоте: один человек спрашивает другого: «Почему вы вот это не сделали?» А другой ему отвечает: «У меня 35 причин, первая — не было денег, надо ли перечислять остальные 34?»

Растущий рынок

Мировой рынок данных ДЗЗ и инвестиции в него стабильно растут, утверждает SR Spaсe в своем исследовании (есть у Forbes). В 2023 году объем этого рынка составил чуть менее $20 млрд, а к 2030 году прогнозируется более чем двукратный рост рынка, до $40 млрд, говорится в исследовании. По данным компании, почти треть продаж на рынке приходится на решения в области экологии и климата. Спутниковые данные также часто применяются в сельском хозяйстве и развитии городских территорий, а в большинстве остальных отраслей применение данных и сервисов ДЗЗ пока ограничено, отмечает компания. Основной заказчик на этом рынке — государство. «Ежегодно увеличиваются государственные расходы на развитие национальных систем ДЗЗ в рамках космических стратегий. В 2023 году 87 стран инвестировали суммарно более $15 млрд в ДЗЗ из космоса», — сообщается в исследовании SR Spaсe.

Доля России на мировом рынке ДЗЗ в 2023 году составила менее 0,2%, следует из презентации Феликса Фокина, представленной в сентябре на отраслевой конференции в Минске. По оценке Фокина, российский рынок скрывает многократный потенциал роста. Чтобы его раскрыть, эксперт предлагает передать полномочия по разработке нормативной базы в сфере ДЗЗ от «Роскосмоса» к Минпромторгу, Минэкономразвития, либо к новой структуре, которая будет отвечать за формирование и реализацию стратегии применения ДЗЗ в России в совокупности — и космических снимков, и аэрофотоснимков, и снимков с БПЛА, и прочих данных ДЗЗ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer