Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний


24 октября 2024 года Илья Словесный, Деловой Петербург


Россия может разрешить авиакаботаж. Мировой опыт говорит, что это нужно делать осторожно.

На прошлой неделе глава Минтранса РФ Роман Старовойт в ходе XI Международной специализированной выставки "Дорога 2024" в Екатеринбурге рассказал журналистам, что ведомство ведёт с рядом дружественных стран переговоры о возможности разрешить авиакомпаниям из этих государств обслуживать внутрироссийские направления — совершать каботажные перевозки. По словам министра, вопрос обсуждается в том числе и с входящим в ЕАЭС Казахстаном.

"Дело в том, что сейчас нехватка самолётов во всём мире. Вы знаете, какие существенные проблемы есть у Airbus с двигателями Pratt & Whitney, и сотни самолётов стоят на приколе в зарубежных авиакомпаниях, ждут замены этих двигателей в Airbus neo. Вы знаете, какие проблемы у Boeing с качеством новых судов, поэтому существует нехватка воздушных судов", — цитирует Старовойта Интерфакс.

Несмотря на то что мировое авиастроение и вправду испытывает трудности, кажется, что для России ситуация всё–таки отягощается и другими факторами. Например, тот же концерн Pratt & Whitney должен был поставлять двигатели PW1431G для одной из версий перспективного российского среднемагистрального лайнера МС–21 (параллельно также разрабатывалась модификация с отечественной силовой установкой ПД–14).

В частности, из–за необходимости полного перехода на ПД–14 на несколько лет вправо сдвинулись сроки по запуску серийного производства самолёта. Да и любой лайнер Boeing или Airbus, независимо от его качества, российские компании едва ли сегодня могут приобрести из–за ограничений на поставки в страну.

Главный эксперт ФГУП "ГосНИИ Гражданской авиации" Фёдор Борисов, комментируя слова Старовойта, назвал разрешение каботажа наихудшим способом решить проблему дефицита флота, так как этот механизм "вымывает" деньги из экономики государства. Несмотря на это, некоторые страны всё–таки практикуют режим открытого неба.

Каботаж в Чили и Европе

В большинстве государств каботаж действительно находится под строгим запретом (частично под исключение попадают некоммерческие рейсы). Однако есть и положительные примеры. Так, в коммерческой авиации Чили ещё с 1979 года действует принцип открытого неба. Любая компания из любой страны может свободно работать на внутреннем рынке Чили, подстраиваясь только под некоторые технические требования. В разные годы города республики соединяли рейсы компаний из США, Уругвая, Швеции и других стран.

В 2016 году Чили даже предлагало Международной организации гражданской авиации сделать более гибким регулирование каботажных перевозок, указывая на собственный положительный опыт. Организация, рассмотрев доводы авиавластей страны, согласилась, что, например, для пассажиров усиление конкуренции может быть плюсом, так как это приведёт к снижению цен на билеты. Однако кейс Чили — скорее исключение из правил. В общем случае иностранные компании рады собрать "горячие деньги" (например, взять на себя востребованные сезонные направления) и охотно уходят с рынка, когда сезон заканчивается.

Также в режиме свободного неба сосуществуют и государства — члены Европейского союза. Однако Евросоюз отличается от России структурой рынка, плотностью населения, размерами и другими нюансами, отмечает главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. По его мнению, брать на вооружение инструменты из мировой практики правильно, но делать это нужно осторожно. В части стран Восточной Европы либерализация авиационного рынка привела к утрате собственных авиакомпаний, напоминает эксперт.

"Их место заняли крупные европейские игроки. По сути они их поглотили или подавили своей экономической мощью. То есть для рынка в целом это, может быть, оказалось и плюсом, но для отдельных стран обернулось минусом. Наверное, это стало платой за членство в Евросоюзе. Мы это видим не только в авиации, но и в других отраслях экономики", — говорит аналитик.

Каботаж в Северной Америке

По мнению Романа Гусарова, иностранные компании можно было бы пустить на отечественный рынок избирательно. Не на высокодоходные рентабельные маршруты, как, например, Петербург — Москва, а на сложные субсидируемые сибирские направления — туда, где действительно есть дефицит перевозчиков.

Аналогичные идеи возникают даже в США — государстве, ежегодно возглавляющем мировой рейтинг по авиационному пассажиропотоку. В июне делегат палаты представителей конгресса США от Гуама (остров в Тихом океане, являющийся неинкорпорированной территорией Штатов) Джеймс Мойлан предложил законодательно разрешить иностранным авиакомпаниям выполнять рейсы из Гуама в другие точки США. Сейчас до острова летает только United Airlines, а стоимость билетов на рейс с Гуама до Гавайев доходит до $500.

В прошлом году дискуссии о разрешении каботажа велись и в Мексике в рамках крупной реформы национального авиационного законодательства. Экс–президент страны Лопез Обрадор полагал, что введение каботажа поможет усилить конкуренцию на внутреннем рынке и снизить цены на билеты, а также привлечь перевозчиков для работы в открывшийся в 2022 году аэропорт им. Фелипе Анхелеса в Мехико. Однако резко против инициативы высказались крупнейшие авиакомпании страны, отказаться от введения каботажа также призвала Ассоциация воздушного транспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В итоге пункт о свободном небе вычеркнули из проекта реформы.

Призывы к либерализации авиарынка также встречаются и в Канаде, которую часто сравнивают с Россией по климату, географии и плотности населения, правда, на экспертном уровне. "Нет никаких причин, по которым авиакомпаниям с высокими показателями безопасности из дружественных стран, таких как Германия, Франция и Нидерланды, должно быть запрещено работать на внутренних маршрутах в Канаде. Прежде чем вкладывать миллиарды в высокоскоростные железные дороги, Канада должна обеспечить максимальную конкурентоспособность внутренних авиаперевозок", — писал в статье для The Globe And Mail бывший глава Бюро по конкуренции канадского правительства Кэлвин Голдман.

Какие бывают виды каботажа в авиации

Также отметим, что существует два вида каботажа: последовательный (восьмая свобода воздушного пространства) и автономный (девятая, наивысшая свобода). И даже если Россия решит открыть своё небо для авиакомпаний из других стран, то работать это может по–разному.

Последовательный каботаж предполагает, что у рейса иностранной компании три точки следования: например, первая — в родной для неё стране, а две остальные — на территории, куда её пустили для выполнения каботажных рейсов.

Автономный же каботаж даёт перевозчику полную свободу по выполнению рейсов над территорией страны без необходимости дополнительных точек посадки.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer