Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии


4 октября 2024 года Андрей Коршунов, Известия


В России представили концепцию роботов для освоения Луны: предполагается три типа аппаратов. На первом этапе спутник Земли исследует тяжелый планетоход для комплексных исследований и отбора проб грунта. На втором — на Луну отправятся аппараты среднего класса. Их задача — оценка ресурсов в радиусе 50 км. Затем спутник будут осваивать с помощью роботов легкого класса. Они исследуют площадки для размещения лунной базы и развертывания инфраструктуры. Эксперты считают, что в стратегию следует включить антропоморфные машины для отработки опасных режимов посадки и перемещения по Луне.

Тяжелый планетоход

Специалисты из Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского (ГЕОХИ) РАН предложили концепцию российской группировки луноходов, которые будут исследовать поверхность спутника в следующем десятилетии.

Как рассказали ученые, программа сформирована из предложений, разработанных на протяжении нескольких лет отечественными научно-исследовательскими организациями. В итоговой версии упор сделан на три типа аппаратов — широкого, среднего и близкого радиусов действия.

В соответствии с концепцией, первым на Луну планируется отправить планетоход с условным названием «Робот-геолог» с миссией «Луна-29». Аппарат сможет перемещаться на расстояния до 500 км и выполнять исследования и отбор проб по ходу маршрута.

— Технология геологической и геофизической разведки хорошо отработана на Земле. Поэтому луноход оборудуют целевыми приборами, которые будут получать разнообразную информацию как об экзосфере спутника (разреженной газовой оболочке), так и о его поверхности и приповерхностных слоях. Через 2 км робот будет отбирать пробы грунта с помощью специальных манипуляторов, — рассказал «Известиям» заведующий лабораторией геохимии Луны и планет ГЕОХИ РАН Евгений Слюта.

Он добавил, что внешний облик и компоновка комплекса научной аппаратуры проработана совместно ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. Помимо всего прочего, робота-геолога оснастят буровой установкой. Она сможет поднимать керн (пробу вещества, представляющую собой цилиндрический столбик) с глубины до 3 м. Кроме того, установка будет сопряжена с масс-спектрометром, что позволит изучать химический состав летучих соединений в лунном грунте — таких, как вода, водород, кислород, азот, благородные газы и др. Эти вещества легко испаряются и изменяют свой изотопный состав, поэтому важно исследовать их непосредственно в месте отбора.

По словам ученого, тяжелый планетоход будет изучать районы, наиболее интересные с точки зрения геологии. Например, вулканическую провинцию Монс-Рюмкер. Она уникальна тем, что в этой области представлены практически все типы базальтов (застывших лав) — от самых древних до самых молодых. «Робота-геолога» предполагают включить в Федеральную космическую программу на 2026–2036 годы. Вероятно, он приступит к работе в начале следующего десятилетия.

Аппарат среднего класса

Следом на спутник отправят исследовательские комплексы среднего класса. Они получили название «Геологи-разведчики». Земная масса аппаратов составит порядка 300 кг. Их деятельность сосредоточится на поиске водяного льда. Разведчики также оборудуют буровыми установками, которые не будут отбирать пробы грунта, а ограничатся спектральным анализом химического состава летучих компонентов в лунном грунте на глубину до 1,5 м.

— На конце буровой установки будет специальный колокол, который вжимается в лунный грунт и герметизирует пространство под ним. Затем шнек (стержень с винтовой поверхностью) доставляет образцы породы в виде шлама под колокол, где замороженные летучие компоненты сублимируются и через патрубок доставляются в масс-спектрометр и исследуются на месте. Бур будет многоразовым. Последовательно отбирая пробы, робот оконтурит месторождения льда и оценит его прогнозные запасы. Эти данные помогут определить, где следует начать разработку, — объяснил Евгений Слюта.

По его словам, в будущем летучие компоненты станут самым востребованным ресурсом на Луне, поскольку необходимы для жизнеобеспечения и многих технологических процессов. Например, разложив воду на составляющие (водород и кислород), можно получить компоненты для ракетного топлива.

Специалист объяснил: согласно расчетам, чтобы обеспечить выход космических аппаратов с поверхности Луны на ее орбиту и создать условия для постоянного транспортного моста с Землей, потребуются ежегодно десятки тонн водорода и несколько сотен тонн кислорода. Доставлять их с нашей планеты обойдется дорого.

Поэтому данные о запасах льда крайне важны для принятия решения о размещении лунной базы и прочей инфраструктуры. По словам Евгения Слюты, отправить роботов геологов-разведчиков на спутник планируют после выявления наиболее перспективных скоплений льда с помощью орбитальных аппаратов.

Легкие роботы

На следующем этапе, после выбора районов для постоянных баз, на Луну доставят планетоходы малого типа — «Роботов-геофизиков». Они будут оснащены высокоточными приборами и георадарами для изучения верхнего слоя поверхности спутника и выявление мест, где можно безопасно размещать инфраструктуру.

— Основная задача этих аппаратов — исследовать толщину слоя рыхлого реголита, а также определить наличие в них камней, обломков и прочих включений. Другими словами, роботы должны определить надежные места, где можно безопасно строить. Например, ядерную установку, которая будет питать энергией будущую станцию, или жилые блоки для будущих участников лунных экспедиций, — рассказал Евгений Слюта.

Кроме того, пояснил он, реголит обладает очень низкой теплопроводностью. Его метрового слоя достаточно, чтобы исключить суточные колебания температуры. Вместе с тем, по расчетам специалистов, трехметровый слой убережет людей от космической радиации.

По мнению ученого, в настоящее время темпы освоения Луны привязаны к государственным программам, но если появится частная инициатива и достаточное финансирование, то реализовать представленные проекты технически возможно в течение 5–10 лет.

— Участие людей в освоении Луны значимо, но условия на ее поверхности опасны из-за радиации, лунной пыли и других факторов. Поэтому в авангарде освоения спутника, безусловно, будут идти роботы. Они будут решать поисковые, научные и строительные задачи, что и предусмотрено стратегией ГЕОХИ, — прокомментировал «Известиям» научный руководитель Института космических исследований РАН, академик РАН Лев Зеленый.

К примеру, отметил он, беспилотные аппараты могут исследовать лавовые трубки — подземные тоннели, которые образовались, когда на Луне были вулканы. Их рассматривают как подходящие места для будущих лунных поселений.

Академик добавил, что концепцию можно расширить за счет антропоморфных роботов. На них можно отработать технологии посадки, выхода на поверхность, управления роверами, спуска в убежища под слоем реголита и другие действия, рискованные для людей. Дополнительно робот соберет образцы, равные его весу, и отправит вместо себя на Землю в возвращаемом аппарате.

— Проекты освоения Луны переходят в практическую плоскость. Это важно, поскольку процесс повлечет развитие множества технологий. В дальнейшем они также будут востребованы и для освоения труднодоступных районов Земли. Для нашей страны с просторами это особенно актуально, — отметил советник генерального директора Группы компаний «Геоскан» Андрей Ионин.

Однако, подчеркнул эксперт, реализация проекта возможна только в международном формате (например, в рамках БРИКС+), а еще лучше — в общечеловеческом. В настоящее время существует российско-китайский формат, к которому недавно присоединилась Индия. Причем значимый вклад нашей страны — в создании лунной ядерной энергетической установки. Группировка роботов усилит российское участие, резюмировал специалист.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer