Летающие грузовики станут реальными в 2025 году
Российские разработчики из кластера «Аэронет» «Национальной технологической инициативы» (НТИ) создают БПЛА вертикального взлета и посадки с грузоподъемностью до 750 кг и дальностью полета до 700 км. Их целью будет доставка тяжелых грузов в сложных погодных условиях, рассказал «Известиям» генеральный директор компании «Летающие грузовики» Антон Блик.
— В России огромные пространства и грузопоток, в котором мы планируем создать совершенно новый тип перевозки. Речь про сотни тысяч тонн грузов и летных часов в год. Прежде всего аппараты будут использоваться для оперативной доставки грузов на месторождения, буровые платформы и в отдаленные населенные пункты, например Крайнего Севера. Они значительно сокращают время транспортировки, что особенно важно в экстренных ситуациях, например при доставке медицинских препаратов или гуманитарной помощи, — отметил Антон Блик.
В разработке две модели тяжелых грузовых БПЛА. WingedBull 01XS может нести 250 кг полезной нагрузки, грузоподъемность второй модели — WingedBull 01XL — составляет уже 750 кг, уточнил эксперт. Крейсерская скорость аппаратов составляет порядка 400 км/ч, они могут преодолеть расстояние до 700 км. Работать БПЛА будут при температуре от –55°C до +45°C. Их корпус выполнен из гексагональных панелей типа «композитный сэндвич», что упрощает сборку планера, удешевляет производство и ремонт на месте, а также снижает расход топлива за счет малого веса, объяснил Блик. По его словам, летающие грузовики работают на обычном бензине АИ-95.
— Первая модель оснащена силовой установкой из двух комбинированных ДВС, вторая — силовой установкой из газотурбинного двигателя и шести электродвигателей, — добавил Антон Блик. На первом этапе компания планирует работать в нефтегазовой и горнодобывающих отраслях — уже есть договоренности с игроками нефтегазового рынка. В дальнейшем возможен также выход на рынок ритейла для доставки товаров.
Как эксперты оценивают перспективы тяжелых беспилотников
Тяжелые машины действительно очень нужны на рынке, сказал директор по развитию технологических конкурсов НТИ Up Great Юрий Молодых. При этом разработка такого борта гораздо сложнее и в проектировании, и на этапе испытаний, чем беспилотных воздушных судов (БВС) массой до 100 кг. Конкурировать нужно будет со всеми производителями тяжелых БВС, но рынок этот небольшой, аппаратов на рынке не так много. С точки зрения конкуренции помимо надежности очень важными параметрами будут простота обслуживания и требования к оператору и техникам, которые работают с системой.
— Для эксплуатации аппаратов компании придется пройти сертификацию. Для БВС взлетной массой свыше 30 кг это всё еще длинная и дорогая процедура в рамках действующего законодательства и практики сертификации, — отметил Юрий Молодых.
Развитие беспилотных коммерческих грузоперевозок — очевидный тренд, хорошим примером может служить экспериментальное использование автономного транспорта на трассе М-11 Москва — Санкт-Петербург, отметила директор АНО «Спортивно-методический центр «Кафедра киберспорта», проводящей комплексные научно-практические исследования в области высоких технологий, киберспорта и искусственного интеллекта Виктория Береснева.
— Внедрение беспилотных технологий в сложные промышленные сферы, такие как нефтяная отрасль, является важным шагом к повышению эффективности и безопасности. Такие разработки могут позволить минимизировать риски для людей и улучшат логистику в труднодоступных регионах с тяжелыми погодными условиями. Однако крайне важно учитывать потенциальные угрозы, связанные с кибербезопасностью и надежностью технологий. Несмотря на вызовы, успешная реализация таких проектов может вывести нефтяную промышленность на новый уровень, — добавила Виктория Береснева.
По словам эксперта, БПЛА в России развиваются довольно хаотично из-за сложностей административного, социального и финансового характера. При этом такой транспорт имеет в стране большие перспективы.
— Применять тяжелые дроны для перевозки грузов экономически выгоднее, чем вертолеты, стоимость летного часа которых в десятки раз выше, чем беспилотников. Именно поэтому их разработкой сегодня занимаются десятки компаний. В случае с «Летающими грузовиками» велики грузоподъемность и скорость полета, а значит, это потребует большого расхода топлива, — сказал генеральный директор компании «Дронсхаб групп» Максим Томских.
Решение планируется вывести на рынок до конца 2025 года, а к 2030-му компания готова будет производить до 150 грузовых БПЛА в год.