Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха


13 ноября 2024 года Тимофей Кочкар, РБК


В 2013 году компания DJI первой в мире запустила промышленное производство квадрокоптеров. Несмотря на то что ее доля на мировом рынке снизилась, она остается лидером в производстве дронов

В наши дни съемка с дрона стала почти таким же привычным делом, как использование ноутбука или смартфона. Но еще 15 лет назад это была совсем неразвитая область. Тогда были доступны только очень дорогие и сложные в управлении профессиональные устройства, предназначенные для специальных задач. DJI произвела революцию в аэросъемке, предоставив всем желающим возможность вести съемку с высоты птичьего полета.

Ее продукты не только изменили подход к созданию визуального контента, но и открыли новые горизонты для профессионалов и любителей, позволяя осуществлять съемку с уникальных ракурсов. Компания наиболее известна своими моделями Mavic и Phantom, которые стали очень популярными среди непрофессиональных потребителей. Они обеспечивают исключительную стабильность полета, съемку камерами высокого разрешения и легкость редактирования снятого контента.

Полет за феей

Иногда детские мечты сбываются — компания DJI (Da-Jiang Innovations) тому пример. Ее основал Фрэнк Ван, который с детства увлекался авиацией и моделированием. Он проявлял глубокий интерес к различным летательным аппаратам, свободное время проводил за чтением книг о самолетах и сутками напролет собирал авиамодели. Фрэнк буквально бредил мечтой создания летающего устройства с камерой, которое называл своей феей. Ему хотелось, чтобы «фея» могла везде следовать за ним и снимать все, что он говорит и делает.

Путь к мечте

Несмотря на то, что мама Фрэнка работала учительницей, учился он плохо. Поэтому после окончания школы вместо учебы на инженера он пошел изучать психологию в Восточно-китайский педагогический университет. Уже после получения диплома психолога в 2003 году Фрэнк наконец попал в Гонконгский университет науки и технологий.

Однако интереса к обучению поступление не прибавило. Даже получая инженерное образование, Фрэнк не был вдохновлен теоретическими знаниями и предпочитал работу руками. Он продолжил свое юношеское увлечение моделями летательных аппаратов, стремясь создать идеальный беспилотник. Его интерес к учебе начал расти только на старших курсах, когда он заинтересовался вертолетными системами управления. Фрэнк часто оставался в лаборатории до утра, прогуливая остальные занятия ради работы над дипломным проектом по полетному контроллеру.

Именно эта страсть привела его к разработке собственного беспилотника. Он также был одним из первых, кто начал разрабатывать собственные контроллеры полета, что в дальнейшем стало основным направлением его бизнеса.

Основание компании

Увлечение Фрэнка привело к тому, что в 2006 году в своей комнате в университетском общежитии он вместе с тремя друзьями (Цзиньин Чэнь, Чжихуэй Лу и Чуцян Чэнь) основал компанию DJI. Сооснователи также внесли большой вклад в первоначальное развитие компании, но именно неустанная преданность Фрэнка делу и его видение потенциала технологии превратили простое увлечение студентов в компанию-лидера в индустрии беспилотных летательных аппаратов.

Первоначально их целью было решить проблемы, связанные с дистанционным управлением полетами. На начальном этапе DJI создавала простые в использовании, но высококачественные системы беспилотного управления. Компания стремилась сделать авиационные технологии доступными для широкого круга пользователей. Большое внимание уделялось не только функциональности, но и удобству интерфейса, что позволяло даже новичкам включаться в мир аэросъемки.

Трудности вначале и первые разработки

Как и в любом бизнесе, начало деятельности компании сопровождалось расходами. Необходимо было как минимум платить за аренду офиса и выдавать зарплаты. При этом нужно было и вкладывать средства в развитие. На первом этапе Фрэнк и его друзья продавали компоненты для управления полетом университетам и китайским энергокомпаниям. Им также удалось продать вертолет, разработанный Фрэнком во время учебы. На вырученные средства они переехали в промышленный центр Шэньчжэня и наняли несколько сотрудников. Дядя Фрэнка оказал им значительную помощь, позволив разместить стартап на складе своего магазина. Кроме того, в компанию вложился лучший друг Фрэнка, который ради этого продал свою недвижимость.

Однако дела компании шли неважно и она могла бы закрыться, если бы в конце 2006 года друг семьи Фрэнка Лу Ди не вложил в проект $90 тыс. За это он получил 16% акций компании и впоследствии стал долларовым миллиардером. Помимо этого, Фрэнк получил грант от университета на продолжение работы над дронами и смог создать первые прототипы своих дронов и продавать компоненты для управления полетом.

Но проблемы с финансированием были не единственным, что сдерживало развитие компании в начале пути. Команда Фрэнка сталкивалась с двумя его основными чертами: вспыльчивым характером и завышенными ожиданиями от своих коллег. Фрэнк Ван был непреклонным перфекционистом. Еще до основания компании он восхищался Стивом Джобсом и стремился стать таким же требовательным к сотрудникам. С одной стороны, это способствовало тому, что каждый продукт компании доводился до совершенства перед выходом на рынок, что было залогом их будущего успеха. С другой стороны, характер Фрэнка был настолько непростым, что в первые два года из компании ушло большинство первоначальных сотрудников, включая всех основателей.

В конце 2000-х годов еще не существовало дронов в том виде, в котором мы их знаем сегодня. Беспилотники (БПЛА) были двух основных типов: радиоуправляемые самолеты и вертолеты. Контроллер полета — «мозг» БПЛА. Беспилотником управляют через изменения напряжения и тока электромоторов. Без контроллера они соединяются между собой посредством сложных электрических схем, а характеристики питания меняются напрямую от действий оператора. Но плавно контролировать скорость вращения электромоторов таким способом невозможно. Поэтому управление БПЛА без контроллера требует сноровки и специальных навыков. Вдобавок нужно постоянно следить за положением аппарата и подруливать, чтобы сохранять нужную позицию.

Существующие в то время контроллеры были громоздкими для авиамоделей, а для их установки требовались специальные навыки, что отнимало много времени. Специалисты DJI разработали компактный контроллер DJI XP, который без труда мог установить любой желающий. Он не требовал дополнительной настройки для использования и обеспечивал надежную и стабильную работу, необходимую для полета. С его помощью питание на электромоторах менялось не напрямую, а через сигналы управления, полученные от оператора. Контроллер преобразовывал их в действия, рассчитывая изменение питания на электромоторах по заданному алгоритму. Это делало управление более плавным и легким, а также позволяло удерживать аппарат в одном положении, автоматически корректируя при полете, пока не поступит новая команда. По сути, контроллер работал как автопилот. Серия XP стала первым продуктом в своем роде, открыв мир БПЛА для большего числа людей.

Решив задачу упрощения полета, компания DJI взялась за другую. Радиоуправляемые вертолеты были большими и тяжелыми, из-за чего область их использования была сильно ограничена. Кроме того, было потенциально опасно запускать их вблизи людей.

Решение лежало на поверхности: один винт вертолета заменить на группу более мелких винтов, работающих согласованно. В таком случае на них можно было поставить более компактные моторы, поскольку работа по подъему аппарата распределялась бы между ними. А для пользователей, которым в первую очередь требовалось более отзывчивое управление полетом, несколько винтов упростили бы поворот, вращение и наклон летательного аппарата в необходимом направлении.

DJI была сосредоточена на создании продукта для обычных людей, поэтому в конечном виде получился дрон с четырьмя роторами — квадрокоптер. Он был проще, легче и дольше летал. В 2011 году DJI выпустила его под названием Flame Wheel. Он поставлялся в виде набора для сборки: в коробке были все детали, необходимые для создания надежного дрона.

Flame Wheel был инновационным решением, потому что, в отличие от других любительских квадрокоптеров на тот момент, он продавался в полной комплектации и для его сборки не нужно было самостоятельно искать и подбирать детали. Его выпуск приблизил индустрию дронов к созданию продукта, которым мог бы пользоваться каждый. Одновременно с этим компании удалось удешевить производство, что закономерно вызвало рост продаж. Однако по-прежнему требовались сборка, пайка и программирование аппарата.

В 2010 году DJI занялась продвижением своих продуктов за пределами Китая, и Фрэнк Ван стал ездить по разным выставкам беспилотников. На одной из них в 2011 году он познакомился с Колином Гуинном, который тоже был увлечен авиамоделизмом и хотел упростить применение дронов в кинематографе. Это знакомство стало судьбоносным для компании. Вместе они основали дочернюю компанию DJI North America, специализирующуюся на продаже дронов для массового рынка. Им также удалось усовершенствовать крепление стабилизатора, уменьшить вес устройства и сократить тем самым затраты на производство. Благодаря этому цена аппарата опустилась ниже $1000, что стало знаковым событием в индустрии, так как сильно расширило аудиторию потребителей.

Первые успехи и рост популярности

В 2012–2013 годы DJI объединила свои уникальные разработки и выпустила первый квадрокоптер серии Phantom, который не нужно было собирать. Он буквально взорвал рынок, превратив компанию во всемирно известный бренд. Этому также способствовала продуманная политика диверсификации: квадрокоптеры продавались в равной степени на ключевых рынках Европы, Азии и Америки (по 30% продаж на каждом), а также в Африке и Латинской Америке. Выручка компании в 2013 году выросла до $130 млн. В том же году отношения между Фрэнком Ваном и Колином Гуинном ухудшились из-за разного подхода к продажам. Разногласия привели к судебному разбирательству. В итоге Колин Гуинн получил компенсацию $10 млн и вместе с другими бывшими сотрудниками DJI устроился в компанию-конкурента 3D Robotics.

После успеха Phantom в том же 2013 году были выпущены Phantom 2 и Phantom 2 Vision, имевшие новейшие на тот момент разработки. Наряду с квадрокоптерами компания выпускала наборы для самостоятельной сборки квадрокоптеров S800, F330, F550, стабилизаторы Zenmuse и другие продукты. В 2014 году компания продала 400 тыс. единиц товаров, включая квадрокоптеры серии Phantom с использованием революционной технологии передачи данных Lightbridge, а также квадрокоптеры Inspire для профессиональной киносъемки, что принесло $500 млн дохода в год.

Каждым новым изделием они хотели удивлять, добавлять новые возможности, а не просто менять вид и размеры моделей. А благодаря перфекционизму Фрэнка Вана компания доводила продукты до идеала. Одним из прорывных моментов в 2015 году стало использование камер с высоким разрешением Zenmuse, которые обеспечивали подробную и четкую съемку. Эти камеры могли снимать видео в 4K, что привлекло внимание профессиональных операторов и контент-креаторов.

В 2015 году оборот компании составил уже фантастическую цифру — $1 млрд, а штат насчитывал почти 3 тыс. сотрудников. В том же году компания получила инвестиции в $75 млн, а сама она оценивалась в $10 млрд. Фрэнк Ван, которому принадлежало 45% бизнеса, стал обладателем состояния $4,5 млрд. Сегодня оно составляет $5,4 млрд.

В ноябре 2015 года DJI объявила о создании стратегического партнерства с легендарным шведским производителем фототехники Hasselblad, выкупив 15% его акций. А в январе 2017 года DJI приобрела контрольный пакет акций Hasselblad. В 2018 году DJI привлекла около $1 млрд в рамках подготовки для первичного размещения акций на Гонконгской фондовой бирже. Однако выход на IPO не состоялся. На 2022 год компания имела 17 офисов по всему миру и 24 тыс. сотрудников при выручке более чем $1 млрд. В 2024 году DJI занимает 54% мирового рынка беспилотников.

Самые популярные модели дронов

  • Серия Phantom — была представлена в 2013 году и стала одним из первых массовых потребительских дронов. Phantom имел узнаваемый дизайн и был прост в использовании, что сделало его популярным среди любителей аэросъемки. Он обеспечивал приличное качество снимков и видео, что привлекло внимание как обычных пользователей, так и профессионалов.
  • Серия Inspire — выпущена в 2014 году, предложила более продвинутые функции и возможности. Inspire 1, например, имел возможность замены камеры и поддерживал функцию двойного пилотирования. Эта модель ориентировалась на профессиональных операторов и использовалась для высококачественной видеосъемки в киноиндустрии.
  • Серия Mavic — представлена в 2016 году, стала революцией благодаря своей компактности и портативности. Mavic Pro мог складываться, что делало его удобным для транспортировки, и при этом сохранял высокое качество изображения и стабильность полета. Это сочетание удобства и производительности привело к тому, что Mavic быстро завоевал популярность на рынке.

Прорывные технологии и вклад в развитие дронов

DJI привело к успеху множество разработанных ими инноваций: автоматическое отслеживание объектов, режимы полета с предварительно заданными маршрутами и интеллектуальные функции кадрирования значительно упростили процесс съемки и позволили даже неопытным пользователям создавать профессионально выглядящие видео и фотографии. А использование интегрированных GPS-навигационных систем, датчиков препятствий и технологий определения высоты значительно увеличило безопасность и управляемость дронов.

Ключевые инновации DJI

  • DJI внедрила технологию карданной подвески Gimbal. Эта система позволила значительно улучшить стабилизацию камеры во время полета. Gimbal компенсировала колебания и встряски дрона, обеспечивая плавное и четкое видео.
  • Технология ActiveTrack позволила дронам автоматически следовать за объектом съемки и обходить препятствия благодаря встроенным датчикам. ActiveTrack использует камеры и алгоритмы компьютерного зрения для распознавания и отслеживания движущихся объектов.
  • Использование GPS улучшило ориентацию дронов в воздухе, точность навигации и стабильность полета. Интеграция GPS и компаса позволила дронам зависать и сохранять положение, добавив функции автоматического возвращения (RTH), следования за объектом, создания маршрутов и точного удержания позиции.
  • DJI разработала технологию передачи данных Lightbridge, которая позволяет просматривать видео в реальном времени и высоком качестве. Lightbridge обеспечивает двустороннюю передачу данных, что дает возможность отправлять команды на дрон и получать телеметрию и параметры полета. А операторы могут точно контролировать полет, получая данные о положении и состоянии дрона в реальном времени.

Компания DJI не только разработала высококачественные дроны, но и задала новые стандарты и тренды для всей отрасли, сделав аэросъемку доступной и удобной для массового пользователя. Кроме того, она показала, что дроны могут быть красивыми и эстетичными. DJI также оставила свой след в развитии дронов с функцией FPV (First Person View — «вид от первого лица»), выпустив DJI FPV. Они используются для гонок на дронах и иммерсивной фотографии.

За менее чем два десятилетия DJI изменила способ запечатления мира. Сегодня дроны позволяют делать впечатляющие снимки в недвижимости, архитектуре и ландшафтной фотографии.

Социальные сети наполнены изображениями и видео, снятыми с помощью дронов DJI. А любители и энтузиасты используют дроны для создания личных проектов. Продукция DJI также применяется в кинематографе, на телевидении, в документалистике и журналистике.

Кроме того, компания уделяет внимание экосистеме программного обеспечения, предлагая пользователям доступ к таким приложениям, как DJI Fly и DJI GO, которые расширяют возможности управления дронами и обработки созданного материала. Интеграция функций редактирования, публикации и обмена контентом в этих приложениях делает процесс более удобным и быстрым.

Дроны становятся все более распространенными в различных отраслях, включая сельское хозяйство, строительство и экстренные службы. DJI подписала ряд значимых контрактов с различными организациями и правительственными учреждениями. Например, сотрудничество с американскими и китайскими компаниями в области интеграции дронов в системы управления воздушным движением показало высокий интерес со стороны государства к технологиям DJI.

Не менее важным аспектом успешности DJI является активное сообщество пользователей и образовательные ресурсы, которые предоставляет компания. Уроки, руководства и вебинары позволяют новичкам быстро освоить работу с дронами, тем самым способствуя росту интереса к аэросъемке.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer