Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России


21 ноября 2024 года Кирилл Комаров, Профиль


Российские власти предложили арабским авиакомпаниям совершать каботажные перевозки внутри нашей страны. Фактически речь идет о том, чтобы допустить иностранные авиакомпании к выполнению пассажирских рейсов между городами РФ. О том, кого хотят пустить в российское небо и заинтересует ли иностранцев такое предложение, – в материале «Профиля».

Между портами одной страны

Предложение о каботажных перевозках в России, то есть о доставке грузов и/или пассажиров между портами одной страны, согласно материалам Росавиации, получили авиационные власти двух ближневосточных государств – Катара и Кувейта. Переговоры представителей РФ с авиационными властями этих стран прошли 22 октября в Куала-Лумпуре.

Одновременно российская сторона также предложила правительствам Катара и Кувейта купить у них гражданские самолеты из парков их национальных перевозчиков. Это, как считают в Москве, должно помочь российским авиакомпаниям увеличить провозные емкости, поскольку покупать иностранные самолеты наши перевозчики не могут из-за санкций с начала 2022 года.

«Обе делегации согласились изучить механизм каботажа», – сообщается на сайте Росавиации, и теперь кувейтская и катарская стороны будут ждать официального письма на эту тему от российских властей.

В настоящий момент в Катаре работает одна авиакомпания – Qatar Airways, которая из Дохи, столицы страны, летает в Москву и Санкт-Петербург.

В Кувейте две авиакомпании – национальный перевозчик Kuwait Airways и лоукостер Jazeera Airways. Из них в РФ (в Москву) совершает рейсы только Jazeera. Ее услугами пользуются многие российские туроператоры, доставляя через Кувейт российских туристов в закрытые для прямых рейсов страны Европы – в первую очередь в Черногорию, на Кипр, а также на греческий остров Крит.

«Задешево никто летать не будет»

Каботажные перевозки, которые предлагают арабским перевозчикам российские власти, возможны двух типов – последовательные и прямые. Первый вариант предполагает, что самолет иностранной авиакомпании прилетает в Россию, совершает тут внутренний рейс, а затем возвращается на родину. Второй – когда самолеты иностранной авиакомпании совершают рейсы внутри России без возвращения в свою страну. Впрочем, последний вариант опрошенные «Профилем» эксперты отвергли сразу, так как в этом случае зарубежному перевозчику необходимо будет базировать в РФ самолеты вместе с экипажами и здесь же их обслуживать, что в условиях санкций и ограничений на поставку запчастей сделать не так уж просто и не дешево.

«Логичней всего выглядит последовательный каботаж, при котором самолет авиакомпании прилетит к нам из своей страны, выполнит внутренний рейс как часть маршрута и улетит обратно на родину», – говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.

В качестве примера эксперт привел маршрут Доха – Москва – Казань – Доха, в котором на плече между Москвой и Казанью перевозчик Qatar Airways также может свободно продавать авиабилеты и возить пассажиров. Но в этом случае возникнет непростая ситуация с пассажирами, купившими билеты из Москвы в Катар: ведь сначала придется лететь в Казань, и добавление к пятичасовому рейсу до Дохи еще 2–3 часов на остановку в столице Татарстана вряд ли их обрадует.

При последовательном каботаже иностранному перевозчику нужно будет правильно выбрать пункт в России, из которого он сможет обеспечить сколь-либо значимую загрузку, говорят эксперты. Сомнительно, что российские власти пустят иностранцев на самые популярные маршруты страны, такие как Москва – Санкт-Петербург или Москва – Сочи. С другой стороны, конкуренция на этих маршрутах уже такая, что вряд ли позволит сильно поднять цены на билеты в надежде хорошо заработать. И в этом как раз кроется основная проблема: внутренние перевозки в России всегда были низкомаржинальными, а основную прибыль авиакомпании получают как раз на международных рейсах.

«Задешево у нас никто летать не будет. Никто не будет завозить сюда свой флот в условиях санкционных ограничений и риска самим подпасть под санкции. Если на это и согласятся, то только на очень лакомых условиях», – говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) по выездному туризму, глава туроператора Space Travel Артур Мурадян.

«Иностранной авиакомпании логичнее в принципе не расходовать свою кресельную емкость на внутренний рейс в России, а отправить этот борт из Дохи по какому-нибудь другому международному направлению, которое принесет больше прибыли», – добавляет Шатилин.

Дефицит самолетов

Авиакомпании Катара и Кувейта не первые, кого российские власти пригласили в наше небо. Еще в октябре глава Минтранса РФ Роман Старовойт заявлял, что аналогичное предложение также было сделано Казахстану.

Авиаэксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров уверен, что в конечном итоге российские власти предложат это всем дружественным России странам. А вот согласится ли кто-то летать в российском небе – большой вопрос. И дело даже не в экономических показателях таких рейсов, а в банальной нехватке свободных гражданских самолетов, которая из-за восстановления спроса после пандемии наблюдается по всему миру.

«Сейчас все мировые крупные авиаперевозчики испытывают существенный дефицит авиатехники. И Boeing, и Airbus планомерно срывают поставки новых самолетов, от чего страдают и дубайская Emirates, и та же Qatar Airways», – говорит Артур Мурадян.

И выправления этой ситуации в ближайшем будущем не ожидается. Технические и финансовые проблемы американской корпорации Boeing нарастают как снежный ком, а прошедшая осенью забастовка рабочих привела к тому, что поставки новых лайнеров снижаются катастрофическими темпами. Ожидается, что в 2025-м Boeing соберет на 90 самолетов меньше, чем прогнозировалось ранее. А на заявленные руководством темпы – 50 самолетов в месяц – корпорация сможет выйти только к 2029 году.

У европейского Airbus дела лучше, чем у американского конкурента, но и тут есть проблемы – например, с получением двигателей от CFM International и Pratt&Whitney, что ведет к задержкам поставок моделей A320neo и A220.

Еще в мае именно глава Qatar Airways Бадр Мохаммед Аль-Меер призывал руководителей компаний Boeing и Airbus, на которые приходится примерно 90% мирового рынка гражданских авиалайнеров, «сильнее давить» на поставщиков, чтобы сократить задержки.

Собственно, в Катаре, как следует из материалов Росавиации, уже намекнули российским коллегам, что вряд ли смогут принять предложение о каботаже из-за дефицита воздушных судов.

Аналогичный ответ фактически прозвучал и из Казахстана. Там власти заявили, что рост пассажиропотока в стране сейчас составляет примерно 15% в год, при этом в 2024-м в парки всех казахстанских авиакомпаний поступило всего восемь новых лайнеров. «Политика отраслевого государственного органа направлена на первоочередное покрытие возрастающей потребности отечественного внутреннего рынка авиаперевозок», – сообщило Министерство транспорта РК.

Арендуем вместе с экипажем

Эксперты уверены: предложение Росавиации фактически открыть российское небо иностранным авиакомпаниям говорит о том, что ситуация с гражданским флотом в стране непростая.

«Мы уже почти три года не можем покупать новую западную авиатехнику, а сроки создания своих самолетов постоянно сдвигаются вправо. При этом пассажиропоток в стране растет, и если ничего не предпринимать, то когда-нибудь мы упремся в потолок, когда число желающих летать будет намного больше числа мест в самолетах. А это приведет к существенному росту цен на билеты», – полагает Роман Гусаров.

Илья Шатилин считает, что гораздо более эффективной мерой увеличения парка самолетов в РФ стал бы «мокрый» лизинг, то есть аренда российской авиакомпанией самолета у зарубежного перевозчика вместе с экипажем. «Тогда наши перевозчики занимались бы коммерческим управлением и не создавали сами себе дополнительную конкуренцию на внутренних линиях», – пояснил эксперт.

К слову, такую возможность российское правительство может предоставить нашим авиакомпаниям уже в следующем году. Об этом 20 ноября на форуме-выставке «Транспорт России» заявил заместитель министра транспорта РФ Владимир Потешкин. «Рассчитываем – следующий год. Мы уже узаконили "мокрый" лизинг внутри [страны], и мы должны рынку дать возможность работать с этим [зарубежным] направлением тоже», – сказал он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer